ДЮП_compressed

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Программа разработана на основании:
- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций, дополнительного образования детей»; Сан Пин
2.44.3172-14 (с изменениями на 27.10.2020г)
- Универсальная опорная таблица для проектирования дополнительной общеразвивающей
программы, автор Буйлова Л.Н., кандидат педагогических наук, доцент.
- Приказа Министерства просвещения России от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в современном
обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий
чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и
пожаров. Количество пожаров в России за прошедшие 5 лет снизилось на 0,3%, но
пострадавшие при ЧС от пожаров увеличилось на 54,8%, при том, что количество пожаров
уменьшилось, материальный ущерб возрастает на 7-10%. Антропогенная деятельность
ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18
тыс. человек, из них более 700 детей. Установлено, что более 20% пожаров происходит по
причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров –
из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство
руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами обучающиеся небрежно
относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной
безопасности.
Направленность программы социально-гуманитарная
История человечества неразрывно связана с проблемой тушения пожаров. Такова уж
природа огня. Без него немыслима жизнь. Но от него страдали и погибали миллионы людей,
выгорали селения и города. Ежегодно в РФ около 7 тысяч пожаров происходит вследствие
детской шалости с огнём.
Пожары по причине детской шалости с огнём происходят в основном потому, что дети
остаются без присмотра взрослых и совершенно не знают, к чему может привести их опасная
игра с огнём. Если мы, не сумеем правильно организовать досуг детей, то энергия и
любознательность ребят найдёт выход в запретных пожароопасных забавах.
Опасность возникновения пожаров и тяжесть их последствий объясняется, прежде всего,
увеличением пожароопасности окружающего мира, обусловленной появлением сотен тысяч
новых веществ и материалов, созданных искусственно, с помощью достижения химии и
физики. Открытый, понятный в своей опасности огонь, все больше прячется в электрические
провода, спирали, в керамику газовых горелок, в микроволновые печи и лазерные лучи.
Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в раннем возрасте, так
как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения,
внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, дети
пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с
незнанием этих правил.
Для предупреждения этой негативной ситуации была разработана программа обучения
учащихся правилам противопожарной безопасности. Обучение проводится во внеурочное
время и рассматривается как обязательная сторона всестороннего воспитания учащихся.
Программа «Дружина юных пожарных» рассчитан на три года обучения – 1 год обучения
стартовый, 2, 3 год обучения базовый. Программа модифицированная, предлагает уровневый

принцип организации обучения, разработана с учетом особенностей возраста и уровня
подготовки детей.
Отличительные особенности программы.
Повседневное руководство работой ДЮП осуществляет совет дружины. Совет из своего
состава избирает командира дружины, его заместителя, командиров отрядов и звеньев. В
незначительных по численности дружинах командир дружины и его заместитель выбираются
общим сбором ДЮП. Члены ДЮП могут обеспечиваться форменной одеждой установленного
образца. За активную работу в ДЮП, показанные способности и старание при изучении
пожарного дела члены дружины могут награждаться грамотами и ценными подарками.
Внимание детей обращается на отработку навыков лидерского поведения, социальное
проектирование, расширение опыта участия в общественно-значимых акциях и проектах,
одобряется наставничество над младшими.
Так же отличительной особенностью программы является её вариативность: возможность
свободно планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение отдельных тем с
особенностями местных условий. Предусматривается не только усвоение теоретических
знаний, но и формирование практического опыта. Практические задания способствуют
развитию творческих способностей, приобретению социального опыта и повышению статуса
профессии пожарного. Планируется привлечение к проведению занятий работников пожарной
охраны, медработников.
Адресат программы.
Программа «Дружина юных пожарных» предназначена для учащихся среднего возраста
9-14 лет. Дружины могут делиться на отряды и звенья.
Членам ДЮП, успешно прошедшим программу подготовки и «сдавшим» зачет совету
дружины, в торжественной обстановке вручается удостоверение и значок члена ДЮП.
Общий сбор проводится в случаях:
 для выбора совета ДЮП;
 утверждения плана работы ДЮП;
 приема новых членов дружины, а также по мере необходимости.
Формы обучения: Возможно формирование разновозрастных групп. В таком случае на
мероприятиях, акциях, экскурсиях и общих собраниях группа присутствует в полном составе, а
для остальных занятий при необходимости делится на группы по возрастам.
Так как одной из задач реализации программы является укрепление семейных
ценностей, на занятиях допускается присутствие младших членов семьи обучающихся (братьев
и сестер, не достигших 14 лет), а на практических занятиях – присутствие родителей.
Минимальный возраст для обучения по программе 10 лет. Зачисление на обучение по
программе осуществляется без предъявления особых требований к учащемуся в течение всего
учебного года по заявлению родителя (законного представителя) несовершеннолетнего
ребёнка.
Объем и срок освоения программы: Всего объем программы составляет 432 часа, это
144 часа в год, по 4 часа в неделю. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Учебная
нагрузка на одного учащегося составляет 4 часа в неделю.
Форма проведения занятий - Программа предусматривает теоретические, практические
и индивидуальные занятия.
Теоретические
занятия
– проводятся
в
виде
групповых
развивающихся,
профилактических, обучающихся и тренинговых занятиях, учебах, сборах бесед и т.д.
Практические занятия – проводятся в виде мини-игр, тренингов, конкурсов, опросников,
акций, дискуссий т.д.

Индивидуальные занятия – проводятся с одним или двумя обучающимися в
индивидуальном порядке.
Форма обучения – очная с применением дистанционных технологий, форма организации
деятельности – групповая.
Одним из способов организации обучения может быть и использование дистанционных
образовательных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без
непосредственного контакта между педагогом и учащимися. Такой способ возможен также при
организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, одарённых детей или
детей, по каким-либо причинам временно не имеющим возможности посещать
образовательную организацию.
Программа предусматривает разделение группы на звенья (по 10-15человек). Группа
разбивается на звенья в связи с разновозрастным составом группы и для удобства проведения
практических занятий. Специфика направленности программы подразумевает проведение
занятий вне кабинета, в различных организациях (музейная комната, библиотека, пожарной
части и т.д.), на улицах поселка.
Учебная цель занятий - привитие учащимся навыков осознанного пожароопасного
поведения, правильных действий в случае возникновения пожара, других экстремальных
ситуаций, закрепление знаний, умений, навыков, приобретённых на занятиях. К таким занятиям
привлекаются не только преподаватели, но сотрудники государственной противопожарной
службы. Подбираются наглядные средства и пособия (плакаты, противопожарный инвентарь,
видеофильмы, презентации и т.д.).
Качество усвоения учащимися полученных знаний проверяется методом контрольного
опроса, участий в тематических соревнованиях, акциях и мероприятиях. Предлагаемые занятия
нацелены на развитие познавательных процессов у учащихся посредством проведения
практических занятий, обратить внимание на то, что не всегда удается реализовать на
традиционном уроке, или затрагивается косвенно, опосредованно.
Цель и задачи программы.
Цель – подготовить актив юных пожарных к проведению агитационно-пропагандистской
пожарно-профилактической работе.
Задачи
Личностные:
• Привить учащимся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и
безопасности окружающих;
• воспитывать бережное отношение к окружающему миру своей жизни и своему здоровью;
• помочь формированию и развить самостоятельность и личную ответственность за свои
поступки;
• воспитывать культуру общения;
• создать комфортную обстановку на занятиях, а так же атмосферу доброжелательности и
сотрудничества;
• формировать общественную активность, реализацию в социуме;
• содействие осознанию личной ответственности за происходящее в окружении.
Предметные:
• научить пользоваться средствами пожаротушения, правильным действиям на случай
возникновения пожара и чрезвычайной ситуации;
• повысить уровень знаний учащихся в области пожарного дела;
• способствовать развитию навыков безопасного общения с огнем;
• знать и уметь предвидеть и предатврощать основные причины пожаров;
• знать и уметь оказывать доврачебную первую помощь при ЧС в повседневной жизни;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи;
• знать и понимать пути эвакуации из различных мест.
Метопредметные:

• способствовать развитию рационального использования свободного времени и развития
творческих способностей.
• способность к волевому усилию и преодолению препятствий;
• владеть определенными вербальными и невербальными средствами общения;
• уметь владеть навыками и знаниями полученными на занятиях;
• формирование первичных организаторских умений и навыков;
• развитие уверенности в себе;
• развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде;
• формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских качеств.
Учебный план
Разделы программы

Количество часов
2 год обучения

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

Всего

3 год обучения

теория

1 год обучения

Пожарнопрофилактическая
подготовка.

14

22

36

11

26

37

8

26

34

Говорят, специалисты.

-

-

-

6

16

22

5

14

18

Тактико-техническая
подготовка.

32

76

108

26

59

85

24

68

92

Итого:

144

144

Формы и методы
контроля

Наблюдение педагога,
практическая работа,
тестирование,
анкетирование.
Наблюдение педагога,
тестирование,
анкетирование.
Практическая работа,
ведение, заполнение
индивидуального
и
группового
мониторинга, участие,
организация,
проведение
мероприятий.

144

Содержание учебного плана
I. Пожарно-профилактическая подготовка
Тема: Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России.
Теория: Ознакомление учащихся с историей создания и развития пожарной охраны. Научнотехнические достижения в области предупреждения и тушения пожаров; направления
деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.
Практика: Просмотр видео и фотоматериалов. Составление словарика научно-технических
терминов, оформление альбома по истории пожарного дела в России.
Форма контроля: Фронтальный опрос по изученной теме.
Тема: Огонь — друг и враг человека.
Теория: Какую пользу приносит огонь человеку. Как человек научился управлять огнём.
Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Основные причины пожаров. Основы
профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров.
Рассказы о некоторых крупных пожарах. Ответственность за нарушение правил пожарной
безопасности. Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных
правонарушениях в Российской Федерации.
Практика: Проведение лабораторных работ: демонстрация особенностей возгорания
различных горючих материалов; демонстрация действия различных средств пожаротушения
(занятия в пожарной части).
Форма контроля: Обобщение и анализ по изученной теме.
Тема: Эвакуация.

Теория: Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в
образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту (работа со специалистом).
Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре.
Движение во время эвакуации.
Практика: Практическое освоение приёмов тушения возгораний. Освоение навыков
эвакуации при пожаре.
Форма контроля: Подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по
профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях.
II. Говорят, специалисты.
Тема: Противопожарный режим в образовательных учреждениях.
Теория: Хранение горючих веществ и материалов, легковоспламеняющихся жидкостей,
газовых горелок, спиртовки, электроплитки и т.д. Права и обязанности граждан в области
пожарной безопасности. Особенности строительных конструкций. Создание макета,
современный мегаполис конструктивная противопожарная защита (КПЗ). Особенность
строительных конструкций. Домашние случайности и домашние чрезвычайные ситуации
Практика: Круглый стол с инспектором пожарного надзора. Встреча со специалистом,
строителем проектировщиком.
Форма контроля: Рейд по образовательным учреждениям.
Тема: Токсичность продуктов горения.
Теория: Легко воспламеняющиеся жидкости, используемые в быту. Хранение и
эксплуатация. Защита органов дыхания при ЧС. Дым. Угарный газ. Токсичность продуктов
горения. Полезно знать и помнить.
Практика: Лабораторные работы: легко воспламеняющиеся жидкости хранящиеся и
используемые в быту (занятия в пожарной части).
Форма контроля: организация и проведение акции «Безопасный новый год!»
Тема: Электроприборы в быту.
Теория: Электротехник. Ранг пожарной опасности электрических изделий. Технические
причины пожаров и характерные источники зажиганий. Назначение и принцип действия
устройства защитного отключения. Грозовые разряды. Статическое электричество.
Практика: Встреча со специалистом, электриком.
Форма контроля: Создание памяток, брошюр, наглядного материала с инструкции
рекомендованных действий в случаях ЧС.
III. Тактико-техническая подготовка
Тема: Средства противопожарной защиты и тушения пожаров.
Теория: Общие сведения. Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты
и тушения пожаров. Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и
сигнализации. Основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных оповещаете.
Принцип действия, устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового
пожаротушения.
Практика: Экскурсия в пожарную часть.
Форма контроля: Фронтальный опрос по изученной теме. Тестирование, анкетирование.
Тема: Эвакуация.
Теория: Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией.
Распределение обязанностей между членами отряда юных пожарных. Первичные средства
тушения пожаров. Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных
средств тушения пожаров.
Практика:
Форма контроля: Проведение организационно-деятельности игры по отработке действий
юных пожарных при возникновении возгорания.
Тема: Противопожарное оборудование.
Теория: Пожарные автомобили и противопожарное оборудование. История
возникновения и развития огнетушащих веществ. Технические характеристики огнетушащих
веществ. Классификация огне-тушителей, область их применения. Выбор огнетушащих
веществ при тушении различных материалов.

Практика: Тренинги по освоению навыков использования различных средств
пожаротушения в быту, в школе и т. д.
Форма контроля: опрос.
Тема: Основы профессии пожарного.
Теория: Встреча с работниками пожарного дела. Формирование у ребят необходимых
волевых и морально-психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в
составе группы.
Практика: Подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной
службы в России.
Тема: Противопожарное водоснабжение.
Теория: Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств; способы
подачи воды при пожаре. Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные
водоёмы, пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение.
Практика: Индивидуальное и групповое обучение.
Форма контроля: Подготовка к соревнованию. Проведение, участие соревнования по
пожарно-спасательному спорту.
Планируемые результаты

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•

Познавательные
Учащийся будет знать:
основные причины пожаров в жилом доме;
правила противопожарной безопасности в общественных местах;
организации тушения пожаров и ведения аварийно-спасательных работ;
принципы организации и порядок тушения пожаров;
особенности применения специальных средств пожаротушения, оборудования, приборов,
инструментов, приспособлений;
Распознавать виды травм, полученных при пожаре;
способы переноски и транспортировки пострадавший при различных травмах.
Учащийся научиться:
применять и эффективно использовать спасательную технику, средства пожаротушения,
приборы, оборудование и средства связи;
оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим;
контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других
чрезвычайных ситуациях.
Учащийся будет уметь:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной и дополнительной литературы;
Проводить анализ, сравнение, обобщение, делать выводы из поставленных задач
Устанавливать причинно-следственную связь;
Определять виды пожаров, проводить их классификацию.
Эвакуироваться из здания школы;
Уметь оказывать посильную первую доврачебную медицинскую помощь при травмах,
полученных во время пожара;

Комплекс организационно-педагогических условий.
К программе разработана система мониторинга результатов до начала, во время и после
освоения программы.
Объектами мониторинга являются:
• знания, умения, навыки по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе;
• уровень и качество выполненных детских творческих и практических работ;
• степень самостоятельности и уровень творческих способностей учащихся.
Для отслеживания результатов обучения педагогом используются следующие методы:
- педагогическое наблюдение;

- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения
учащимися диагностических заданий, участия в мероприятиях (выставках, конкурсах,
фестивалях), защиты проектов, активности учащихся на занятиях;
- педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и тесты, анкетирование;
- мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку учащегося,
оформление фото отчёта.
Указанные способы отслеживания результативности используются как средство:
- начальной или входной диагностики, которая проводится в начале каждого учебного
года с целью определения уровня развития учащихся на момент начала освоения программы.
- промежуточной диагностики, которая проводится в середине каждого учебного года с
целью определения результатов обучения учащихся в ходе освоения программы.
- итоговой диагностики, которая проводится в конце каждого учебного года с целью
определения изменения уровня развития учащихся, их творческих способностей после
ежегодного освоения программы.
Используемыми формами выявления результатов являются: беседа, опрос,
наблюдение, праздничные мероприятия, выставки, фестивали, конкурсы.
Используемыми формами фиксации результатов являются: грамоты, дипломы,
готовые детские творческие работы, анкеты, тестирование, кол-во акций в которых учувствовал
ребенок.
Используемыми формами предъявления результатов являются: выставки, конкурсы,
фестивали, праздники, демонстрация готовых детских творческих работ.
Результаты мониторинга выступают в качестве целевых ориентиров для педагога и
являются основанием для корректировки программы или для разработки новой.
Используемыми формами подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы являются: опрос, самостоятельная работа,
самоанализ, коллективный анализ работ, коллективная рефлексия, открытое занятие для
родителей, тематическая игра, конкурс для учебной группы, презентация творческих работ,
творческий образовательный проект, социальная акция, выставка, презентация с
использованием Интернет-ресурсов.
Формы подведения итогов реализации программы используются с целью получения
результатов освоения программы для проведения своевременного анализа деятельности
коллектива в целом.
Результаты освоения программы и достижения учащихся заносятся в диагностические
таблицы. За основу целевых ориентиров диагностирования отобраны и заложены в
диагностические таблицы общие показатели личностных, метапредметных и предметных
результатов, отражающие совокупность согласованных друг с другом планируемых
результатов, сформированных с учетом цели, задач и содержания программ, с учетом
специфики направлений деятельности и особенностей программы.
В диагностических таблицах представлены:
- личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса,
самому образовательному процессу и его результатам;
- метапредметные результаты – освоенные учащимися способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях (компетенции);
- предметные результаты – усвоение учащимися конкретных элементов социального
опыта, изучаемого в рамках данной программы;
- результаты достижений – отслеживание творческих достижений учащихся объединения
на районном, республиканском, всероссийском и международном уровнях, как демонстрация
приобретенных знаний, умений и навыков в процессе освоения программы.

Диагностика метапредметных и личностных результатов учащихся

Шкала оценки: в полном объеме – 3 балла, достаточно – 2 балла, частично – 1 балл, не
владеет – 0 баллов.
Диагностика предметных результатов учащихся

Средний балл

Умение анализировать
свою работу по изучаемой
программе

Умение оценивать и
действовать в экстренных
ситуациях

Умение распределять
обязанности и алгоритм
действий при работе

Умение работать
различными
инструментами по
изучаемой программе

Умение работать в
команде, группах и парах

Умения и навыки
Знать алгоритм действия в
экстренной ситуации при
угрозе возникновения
пожара

Знание терминологии по
изучаемым темам

Знание основных понятий
изучаемых тем

Знания

Знание основ теории по
изучаемым темам

№

1.
2.

Шкала оценки: в полном объеме – 3 балла, достаточно – 2 балла, частично – 1 балл, не
владеет – 0 баллов.
В соответствии с выявленными личностными, метапредметными и предметными
результатами определяется уровень развития интеллектуальных, творческих и личностных
качеств учащихся по следующей схеме:
Не владеет

Уровни выраженности оцениваемого показателя
0 баллов
Способности не выражены

Частично

1 балл

Способности выражены минимально, ниже среднего.

Достаточно

2 балла

В полном объеме

3 балла

Способности выражены в средней степени,
выше среднего.
Способности выражены хорошо, ярко.

По каждому критерию личностных, метапредметных и предметных результатов
высчитывается средний балл и процент, который после заносится в таблицу общих результатов
по годам обучения.

Средний балл

Самооценка

Самопрезентация

Эмоционально-нравственная
отзывчивость

Ответственность

Навыки конструктивного
взаимодействия со взрослыми и
сверстниками

Ценностная ориентация

Проявление любознательности

Инициативность

Творческая активность

Самореализация

Навыки адаптации в динамично
меняющемся мире

Показатели личностных результатов

Средний балл

Наличие коммуникативных умений

Умение использовать
компьютерные технологии

Умение осуществлять
познавательные действия

Умение работать в коллективе

Фамилия,
Имя
учащегося

Фамилия,
Имя учащегося

№

Умение планировать и осуществлять
свою деятельность

Показатели метапредметных
результатов

Результативность освоения программы учащимися объединения.

Результативность
программы

освоения

1

Предметные
результаты

2

Метапредметные
результаты

3

Личностные
результаты

высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий

1
год
обучения
%
Колво
учащ.

2
год
обучения
%
Колво
учащ.

3
год
обучения
%
Колво
учащ.

4
год
обучения
%
Колво
учащ.

Итого
Кол-во
учащ.

%

высокий
средний
низкий

ИТОГО:

Результаты творческих достижений каждого учащегося по участию в мероприятиях
районного, республиканского, всероссийского и международного уровней в ходе освоения
программы представляются в отдельных диагностических таблицах.
Результативность творческих достижений учащихся

Методическое обеспечение программы.

Тема занятий

Вводное занятие.
Развитие пожарной
охраны и
добровольных
пожарных
организаций в
России.
Огонь — друг и
враг человека.

Вид занятий

Дидактический и
наглядный
материал

Приёмы и методы
обучения

I. Пожарно-профилактическая подготовка
Просмотр
Фотоматериалы
Презентация
презентации.
объединения за
программы и
Приложение 1.
прошедший
план работы на
Приложение 2.
период,
учебный год.
презентация
Беседа.
работы
объединения.
Зарисовки плакатов
Фото и
Беседа о
по ПДД.
видеоматериалы
детском
Сбор материалов и
по ПДД.
дорожном
Информационные изготовление
травматизме.

Результативность
применения
методического
материала
Фронтальный опрос
по изученной теме.3

Обобщение и анализ
по изученной теме.
Опрос.

в

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

Достижения
мероприятиях
международного
уровня
1 п/г
2 п/г

Участие (выступление)

в

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

Достижения
мероприятиях
всероссийского
уровня
1 п/г
2 п/г

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

Призер (1-3 место)

2 п/г

Призер (1-3 место)

1 п/г

Достижения
в
мероприятиях
республиканского
уровня
1 п/г
2 п/г

Участие (выступление)

Достижения
в
мероприятиях
районного уровня

Участие (выступление)

Фамилия,
имя
учащегося

Участие (выступление)

№

Просмотр и
прослушивание
тематического
материала.

плакаты.

тематических
информационных
листовок. Открытый
стол и встреча с
сотрудниками ГБДД.
Зарисовки плакатов
по ППБ.
Сбор материалов и
изготовление
тематических
информационных
листовок.

Фото и
видеоматериалы
по профилактике
пожарной
безопасности.
Информационные
плакаты.
Открытый стол и
встреча с
инспектором по
пожарной
профилактике.
II. Говорят, специалисты.

Эвакуация.

Беседа о
правилах
противопожарно
й безопасности.
Просмотр и
прослушивание
тематического
материала.
Работа по
подгруппам,
группам.

Противопожарный
режим
в
образовательных
учреждениях.

Беседа,
экскурсии в
пожарную часть.
Работа по
группам и
подгруппам.

Токсичность
продуктов горения.

Фото и
Беседа,
видеоматериалы
экскурсии в
пожарную часть. по темам.
Работа по
группам и
подгруппам.
Проведение
экспериментов.
Создание памяток,
Фото и
Беседа о
брошюр, наглядного
видеоматериалы
правилах
материала с
противопожарно по темам.
инструкции
Электротехник.
й безопасности.
Встреча
со рекомендованных
Просмотр и
действий в случаях
специалистом,
прослушивание
ЧС.
электриком.
тематического
материала.
Работа по
подгруппам,
группам.
III. Тактико-техническая подготовка
Фото и
Сбор материалов и
Беседа об
видеоматериалы
изготовление
этических
нормах
по тематике.
тематических
Раздаточный
информационных
поведения в
материал.
листовок.
обществе и
Мини – анкеты,
нормах общения
памятки для
между людьми.
населения.
изготовление
Фото и
Беседа и
тематических
видеоматериалы
встреча с
информационных
по тематике.
работниками
листовок.
Раздаточный
пожарного дела.
Опрос.
материал.
Работа по
Приложение 4,5
группам.

Электроприборы в
быту.

Средства
противопожарной
защиты и тушения
пожаров.

Эвакуация.
Назначение и
устройство систем
оповещения и
управления
эвакуацией.

Противопожарное
оборудование.

Беседа и
встреча с
работниками
пожарного дела.

Фото и
видеоматериалы
по темам.

Фото и
видеоматериалы
по тематике.
Раздаточный

Зарисовки плакатов
по ППБ.
Сбор материалов и
изготовление
тематических
информационных
листовок.
Сбор материалов и
изготовление
тематических
информационных
листовок.

Опрос. Беседа.
Просмотр
видеоматериалов.

Подготовка
иллюстративных
материалов для
проведения бесед по
профилактике
пожарной
безопасности дома и
в образовательных
учреждениях.

Рейд по
образовательным
учреждениям.

Организация и
проведение акции
«Безопасный новый
год!»

Создание памяток,
брошюр, наглядного
материала.

Фронтальный опрос
по изученной теме.
Тестирование,
анкетирование.

Проведение
организационнодеятельности игры
по отработке
действий юных
пожарных при
возникновении
возгорания.
Подготовка и.
проведение
конкурса эрудитов
по истории

материал.
Основы профессии
пожарного.

Противопожарное
водоснабжение.

Итоговое занятие.

Работа с
родителями.
Воспитательная
работа.

Беседа и
встреча с
работниками
пожарного дела
(Открытый стол)
Беседа о
правилах
противопожарно
й безопасности.
Просмотр и
прослушивание
тематического
материала.
Работа по
подгруппам,
группам.
Опрос, беседа.

Родительские
собрания.
Совместные
мероприятия,
походы,
соревнования.
Мероприятия
центра.

Приобретение
навыков слаженной
работы в составе
группы.
Просмотр фото и
видео материалов.
Виды
водопроводов и их
технические
характеристики.
Пожарные
водоёмы,
пожарный гидрант
и пожарный кран;
их назначение.
Видео и
фотоматериал за
прошедший год.
Фото и видео
отчет о
проделанной
работе.

Индивидуальное и
групповое обучение.

Анкетирование.
Тестирование.
Приложение 2, 4, 5
Мини – анкеты,
памятки для
родителей.
Ролевые игры.
Участие родителей в
подготовке
мероприятий и
акций.

противопожарной
службы в России

Подготовка к
соревнованию.
Проведение, участие
соревнования по
пожарноспасательному
спорту.

Игры придумывания
Репетиция. Участие
в концерте.
Коммуникативные
тренинговые
упражнения.

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- кабинет;
- компьютер;
- проектор;
- демонстрационный экран;
- учебная доска;
- учебные столы и стулья.
Дидактическое обеспечение:
- социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, пожарной тиматике;
- видео и фото материалы по тематике занятия;
- презентации по темам.
- Таблицы по пожарной безопасности.
- Рисунки, фотографии на пожарную тему.
- Тематическая литература.
Медицинское имущество:
- Аптечка индивидуальная (АИ-2)
- Сумка и комплект медицинского имущества для оказания первой медицинской помощи
- Бинт марлевый медицинский нестерильный 7 м × 14 см
- Бинт марлевый медицинский нестерильный 5 м × 10 см
- Вата медицинская компрессная
- Косынка медицинская (перевязочная)
- Жгут кровоостанавливающий эластичный
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования МБО ДО ЦДОД «Созвездие», первой
квалификационной категории Баирбиликтуева Наталья Васильевна, педагогический стаж 14
лет.

Литература
Нормативная база:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования. М.: Просвещение, 2010.
2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
3.СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
4.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические
требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3
апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный
номер 4594).
Литература для педагога и учащихся
1. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. – М., 2002.
2. Подготовка спасателей-пожарных. – М., 2004.
3. Пожарная тактика в примерах. – М., 2006.
4. Пожарная тактика. Основы тушения пожаров. – М., 2006.
5. Пожарно-техническая подготовка, - М., 2005.
6. Пожаротушение в жилых и общественных зданиях, - М., 2003.
7. Педагогам и родителям о пожарной безопасности: учебное пособие. – М., 2005.
Интернет-ресурсы:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/92178f2b-02ec-40f0-96db-bc60c2b5ecba Основы
пожарной безопасности
2. http://pozarnyi.ru/ - Пожарный сайт
3. https://01club.ru/ - информационный сайт о пожарной безопасности
4. https://www.youtube.com/watch?v=PWKoqorDLbM – Азбука безопасности
5. http://www.youtube.com/watch?v=5hQEwTINIE8 – серия мультфильмов «Пожарный
Сэм»
6. http://www.youtube.com/watch?v=qpKPD901j3I - серия мультфильмов «Финли. Пожарная
машина»
7. http://www.youtube.com/watch?v=CulQrojIDXk – Фиксики – Огнетушитель
8. http://www.youtube.com/watch?v=cTpyJ8lQUZs – Правила пожарной безопасности для
детей

Некоторые применяемые
термины, понятия, аббревиатура
аварийный выход – выход, не отвечающий требованиям, предъявляемым к
эвакуационному выходу, может предусматриваться для повышения безопасности людей при
пожаре. Аварийный выход не учитывается при эвакуации в случае пожара. (См. также
эвакуационный выход).
ГЖ (горючая жидкость) – жидкость, способная самостоятельно гореть после удаления
источника зажигания и имеющая температуру вспышки выше 61 0С;
загорание – неконтролируемое горение вне специального очага без нанесения ущерба;
запасной выход - см. аварийный выход, эвакуационный выход.
ЛВЖ (легковоспламеняющаяся жидкость) - жидкость, способная самостоятельно гореть
после удаления источника зажигания и имеющая температуру вспышки выше 60 0С;
меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том
числе по выполнению требований пожарной безопасности;
нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее
выполнение требований пожарной безопасности;
опасный фактор пожара (ОФП) – фактор пожара, воздействие которого приводит к
травме, отравлению или гибели человека, а также к материальному ущербу;
очаг пожара – место первоначального возникновения пожара;
первичные средства тушения (первичные средства пожаротушения) – устройства,
инструменты и материалы, предназначенные для локализации и ликвидации загорания на
начальной стадии развития пожара (огнетушители, песок, войлок, кошма, асбестовое полотно,
ведро, лопаты и др.);
пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и
здоровью граждан, интересам общества и государства;
пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и
государства от пожаров (неверное сочетание: противопожарная безопасность);
пожарная нагрузка – количество теплоты, отнесенное к единице поверхности пола,
которое может выделиться в помещение или здание при пожаре;
пожарная опасность – возможность возникновения и (или) развития пожара;
пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов
управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для
организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними
первоочередных аварийно-спасательных работ;
пожарная профилактика –комплекс организационных и технических мероприятий,
направленных на обеспечение безопасности людей, предотвращение пожара, ограничение его
распространения, а также на создание условий для успешного тушения пожара.
противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства
и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений
требований пожарной безопасности и тушение пожаров;
прямой ущерб от пожара – оцененные в денежном выражении материальные ценности,
уничтоженные и (или) поврежденные вследствие непосредственного воздействия опасных
факторов пожара, огнетушащих веществ, мер, принятых для спасения людей и материальных
ценностей;
требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или)
технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности
законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным
государственным органом;
эвакуационный выход – выход, ведущий в безопасную при пожаре зону.
эвакуация людей при пожаре – вынужденный процесс движения людей из зоны, где имеется
возможность воздействия на них опасных факторов пожара, в безопасную зону.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».