Искусство - есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, - неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете. Ф.М. Достоевский I. «Комплекс основных характеристик программы» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному и декоративно-прикладному искусству, и их влиянию на гармоничное развитие личности ребёнка. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественного вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа разработана на основании: - Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.); - «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций, дополнительного образования детей»; Сан Пин 2.44.3172-14 (с изменениями на 27.10.2020г) - Универсальная опорная таблица для проектирования дополнительной общеразвивающей программы, автор Буйлова Л.Н., кандидат педагогических наук, доцент. - Приказа Министерства просвещения России от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Актуальность программы Программа носит инновационный характер, так как в системе работы дети получают знания и опыт в трех направлениях: изобразительном искусстве, нетрадиционном рисовании, декоративно прикладном творчестве. Рисование – увлечение, которое приносит удовольствие и дает свободу самовыражения. Развивается воображение – способность мысленно представлять зрительные картины, фантазировать и придумывать новые образы. К начальной школе рисование становится осознанным, систематическим занятием. На этом этапе совершенно не важно, есть ли у ребенка художественный талант. Уроки живописи для него – обязательное условие формирования разносторонней, гармоничной личности. Декоративно-прикладное творчество – является немаловажным средством развития творческой индивидуальности. Развивается мелкая моторика, что приводит к стимуляции участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Особая ценность декоративно-прикладной деятельности заключается в том, что в ходе творческого процесса ребенок проводит различные эксперименты, проявляет свою креативность, формирует свое индивидуальное видение предметов. Направленность программы - художественная Уровни программы: стартовый - базовый Стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации работы учащихся с новыми инструментами, специализированной информацией; минимальную сложность предлагаемых для освоения заданий. Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных понятий, специфических умений, позволяют отработать имеющиеся в сфере рисунка и декоративно прикладного творчества навыков; обеспечивают трансляцию характерной тематики программы в рамках содержательно-деятельностной работы с учащимися. Особенности программы – программа модифицированная, в данной программе занятия направлены не только на обучение художественным навыкам, но и на развитие у учащихся творческого мышления, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел. Сегодня творческие способности это комплексное понятие, которое включает в себя несколько составляющих, на которых нужно акцентировать внимание: - стремление к открытиям, умение познавать, активность, фантазия, инициативность, стремление к познанию, умение находить нестандартное в привычных вещах, живость ума, умение изобретать и открывать, свобода воображения, интуиция, открытия и изобретении. В программе предусматривается этнокультурная составляющая. Процесс ознакомления детей с национальной культурой осуществляется в различных видах деятельности: ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры, знакомство с народными традициями, праздниками. Изучение элементов национального костюма, узоров, орнаментов. Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 6 до 14 лет. Зачисление учащихся в группы осуществляется по их желанию, без прохождения отбора, на основании заявления родителей (законных представителей). Норма наполнения группы до 15 человек. Формы обучения: очная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 1. Теоретические занятия: беседы, экскурсии, игровые формы подачи материала, использование ИКТ. 2. Практические занятия: - занятия по созданию индивидуальной работы; - занятия по созданию коллективной работы; - работа на пленэре; - участие в различных муниципальных, региональных, интернет - конкурсов творческих работ; участие в выставках и мастер классах. Объем и срок освоения программы: Общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса в решете»» рассчитана на 2 года. Объем часов по программе составляет: 288 часов • • «Стартовый уровень» - 1 год, 144 учебных часа; «Базовый уровень» - 1 год, 144 учебных часа; Режим занятий: Программа рассчитана на два года обучения разных возрастных категорий детей: 1 возрастная группа - младшие школьники (6-10 лет), 2 возрастная группа – средний школьный возраст (11-14 лет) Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (академический час 45 мин), перемена между занятиями 10 минут. Цель и задачи программы Цель программы: Обучение основам изобразительного и декоративно прикладного искусства. Задачи: Предметные: - знакомство учащихся с историей и современными направлениями развития декоративноприкладного творчества; - обучение детей умению владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; - обучение технологиям разных видов творчества: рисование, аппликация, лепка, моделирование, плетение. Метапредметные: - формирование умения самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления работ; - приобщение детей к эстетической культуре; - развитие образного и пространственного мышления, памяти, воображения, внимания; - развитие мелкой моторики рук, глазомера. Личностные: - создание условий для развития личности каждого воспитанника, раскрытия его способностей к творчеству; - формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному творчеству; - воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности; - воспитание уважения к народным культурным ценностям. Формы аттестации/ контроля 16 55 71 14 61 75 2 ДПИ 9 30 39 10 40 50 3 Нетрадиционное рисование 10 30 40 4 15 19 Всего ИЗО 144 Базовый уровень Практика Практика 1 ИТОГО: Стартовый уровень Теория Раздел программы Всего № Теория УЧЕБНЫЙ ПЛАН 144 Тестирование, устный опрос, выставки Устный опрос, мастерклассы, выставки Конкурсы, выставки СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1 год обучения 1 раздел программы: ИЗО Введение в предмет. Теория: Понятие об изобразительном искусстве. Как рождается рисунок. Инструменты для рисования; Как хранить свои материалы и работы. Изучение техники безопасности История развития рисунка у разных народов. Теория: Выдающиеся художники русской и зарубежной школы рисунка. Работы величайших мастеров прошлого. Рисунок. Теория: Виды, технические приемы (линии, штриховка.) Закономерности светотени. Соблюдение равновесия между элементами изображения. Практика: Учимся рисовать короткие, длинные, кудрявые штрихи. Изображаем геометрические предметы. Рисуем по восприятию и по представлению. Мир цвета в природе: Теория: Цветовой круг. Структура цвета (яркость, теплые и холодные цвета, свет и тень, насыщенность). Цвета в природе в разное время года. Цвет и настроение. Практика: Рисование акварелью по - сырому: вливание цвета в цвет - «Осенние листья», «Морские рыбы», «Ночное небо», «Космическое пространство». Натюрморт. Теория: Пространство в натюрморте, общий вид и поле зрения. Закон светотени. Практика: Упражнения (наброски и зарисовки геометрических тел, растительных форм и бытовых предметов). Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально; «Тыква акварелью»; «Букет из трав», «Натюрморт с фруктами». Пейзаж. Теория: Пространство в пейзаже; пейзаж по частям: деревья и кусты; небо и облака; вода и отражение. Свет, тень, атмосфера и контраст в пейзаже. Воздушная перспектива. Практика: « Осенний пейзаж гуашью», «Утро в лесу», «Вид из окна зимой» Декоративное рисование. Теория: Стилизация. Народные художественные промыслы. Рисование по представлению, наблюдению, импровизация. Практика: «Сова на ветке», «Акварельные рыбы», «Коктейль из фруктов», «Разноцветные змейки» 2 раздел программы: ДПИ Роспись по камню и дереву. Теория: Изучение техники нанесения краски на различные шероховатые поверхности. Грунтовка. Виды красок для декоративной росписи. Практика: Раскрашиваем деревянные палочки, скорлупу от орехов. Рисуем небольшие пейзажные изображения на сплавной древесине и бересте. Расписываем камни в виде фруктов, рыбок, матрёшек. Тестопластика: Теория: Технология изготовления и окрашивания соленого теста. Различные приёмы работы с тестом (раскатывание, сплющивание, нанесения печатного рисунка, склеивание деталей и т.д.) Практика: Изготовление бус, медальонов, небольших плоскостных поделок, ёлочных украшений из соленого теста. Бумагопластика: Теория: Выразительные возможности бумагопластики. История оригами. Объёмное моделирование из картона и бумаги. Практика: Вырезание по шаблонам из цветной бумаги. Изготовление объёмных и плоскостных открыток, картинок, панно; изготовление объёмных фигурок из бумаги (яблоко, божья коровка, дерево, ёлочка) Бросовый материал: Теория: Возможности пластиковых бутылок и пробок. Новая жизнь яичной упаковки. Лоскутки - в дело. Компакт диски как основа для панно. Идеи поделок из одноразовой посуды. Практика: Изготовление панно из природного материала - шишек, ракушек, веточек, листьев. Ночник - светильник из коробки. Ваза из стеклянной банки. Карандашница из жестяной банки. Статуэтка кошки из папье - маше, основа пластиковая бутылка. 3 раздел программы: Нетрадиционное рисование Теория: Эксперименты с акварелью по мокрой бумаге. Создание разнообразной текстуры на поверхности бумаги (сухая жесткая кисть, набрызгивание, примакивание губкой, изолирование воском, использование коктейльной трубочки в рисовании). Пуантилизмистория возникновения. Рисование пальцами. Техника «батик» (акварель и восковые мелки. Практика: «Осенняя грусть» Рисование в технике «Батик». Дуем из трубочки на жидкую краску, получая изображение, которое необходимо дорисовать, дофантазировать «Подводный мир». Пальчиковое рисование «Блюдо с виноградом». Создаем работы в технике «Монотипия» «Пейзаж с отражением на воде». Техника «Диатипия» - оттиск кляксы с прорисовкой дополнительных деталей «Несуществующее животное». Рисуем на бумаге с помощью мыльных пузырей «Скатерть для любимой бабушки». СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 2 год обучения 1 раздел программы: ИЗО Живопись. Теория: Знакомство с произведениями известных художников живописцев. Определение живописи, виды, художественные материалы. Перспектива, построение, композиция. Практика: Рисование акварелью «Портрет мамы». Пейзаж гуашью «Зимняя сказка». Натюрморт акварелью «Верба» Графика. Теория: Определение. Графические материалы. Технические приёмы - перекрестная штриховка, техника изогнутых линий, техника параллельных контурных линий, растушёвка. Практика: Осваиваем технику рисования «от тонального пятна». Учимся делать тоновую растяжку. Поэтапное рисование животных - «Портрет кошки». Цветная графика (акварель и линер) - закладки для книг. Декоративный натюрморт -гуашь и черный маркер. 2 раздел программы: ДПИ Роспись по камню и дереву. Теория: Камень как холст- что можно изобразить ? Практика: Сюжетные изображения на камнях « Деревенский пейзаж», «Морской пейзаж». Изображения животных на камнях «Черепаха, «Рыба», «Кошка». Папье -маше: Теория: Определение, виды. Технология изготовления бумажной массы. Практика: Барельефные панно- портреты животных: «Жираф», «Единорог», «Лиса» и т.д. Объёмные изделия из массы папье- маше «Котошарик», «Курица», «Сова». 3 раздел программы: нетрадиционное рисование Граттаж или воскография: Теория: Материалы и инструменты. Основные техники и приёмы работы; расцвечивание, смешивание, колерование, процарапывание. Практика: «Мыльные пузыри» «Победный Салют» Рисование нитками: Практика: выкладывание изображения цветной пряжей на бархатной бумаге, клейкой бумаге, по контуру из клея ПВА Рисование пальцами: Практика: «Ветка рябины» Пластилинография: Теория: Техника рисование пластилином. Основные методы и приёмы. «Налеп», тоновая растяжка, получение новых оттенков. Практика: «Новогодняя открытка» Пуантилизм: Теория: Определение. Методы и приёмы работы. Практика: « Снежная вьюга», «Букет сирени» Планируемые результаты освоения программы Главным критерием реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата. Ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства и декоративно прикладного творчества может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок. Изобразительное искусство В конце первого года обучения дети будут знать: - отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; - ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета; - об основах цветоведения, азы рисунка, живописи и композиции. Будут уметь: - передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе; - понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет; - понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр; - передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров; - выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы; - владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал; По завершении второго года обучения дети будут знать - отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего. - особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства. -закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции. - различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью. - знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка. - роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений. Будут уметь: - применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения; - правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге; - передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту; - передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени; - наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы; - в сюжетных работах передавать движение; - искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету; - приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ. - владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал; - работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам детей; Декоративно прикладное творчество По окончании 1-го года обучения ученик будет знать: -технику безопасности при работе с острыми, режущими инструментами; -историю изобретения бумаги, ножниц, различные виды аппликации и вырезания; -историю оригами, условные обозначения, термины и базовые формы оригами; -историю лепки из соленого теста, материалы, инструменты и приемы работы с соленым тестом; Ученик будет уметь: -изготавливать аппликацию с применением различных приёмами вырезания из бумаги -изготавливать оригами различных видов; - изготавливать поделки в технике «папье-маше» -лепить плоскую и объемную фигуры из соленого теста с применением различных фактурных поверхностей; -рисовать пальчиками и ладошками; -рисовать с помощью различных техник нетрадиционного рисования: набрызг, монотипия и диатипия, выдувание краской и цветными мыльными пузырями, рисование цветной солью и крупой, граттаж, пластилинография, батик, пуантилизм. По окончании 2-го года обучения дети будут знать: -историю возникновения техники работы с бумагой «киригами» -историю возникновения росписи по ткани в технике «батик» - историю создания рельефов и барельефов - технику создания фактурных поверхностей на пластичных материалах - пластилин, пластика - различные способы получения «расписного» пластилина; - технику изготовления аппликации из различных материалов с применением 3 Д эффекта - технологию замеса и окрашивания солёного - приемы и техники работы, материалы и инструменты применяемые в декупаже -приёмы и техники, материалы и инструменты применяемые в квиллинге -приёмы и техники , материалы и инструменты применяемые в бумажном тиснении Будут уметь: - изготавливать работы в техниках бумагопластика и теснение; - изготавливать работы в технике квилинг - изготавливать работы в технике киригами - изготавливать работы народного декоративно-прикладного творчества: роспись по дереву (Хохлома, Городец, Жостово), лепка и роспись русских народных игрушек (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки) -изготавливать изделия в технике «батик» - изготавливать коллажи с применением различных техник и материалов; Ученик будет способен проявлять следующие отношения: - проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ. - эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков. - слушать собеседника и высказывать свою точку зрения; - предлагать свою помощь и просить о помощи товарища; - понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе. - делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению; - понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним. II. «Комплекс организационно педагогических условий» К программе разработана система мониторинга результатов до начала, во время и после освоения программы. Объектами мониторинга являются: • знания, умения, навыки по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе; • уровень и качество выполненных детских творческих и практических работ; • степень самостоятельности и уровень творческих способностей учащихся. Для отслеживания результатов обучения педагогом используются следующие методы: - педагогическое наблюдение; - педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия в мероприятиях (выставках, конкурсах, фестивалях), защиты проектов, активности учащихся на занятиях; - педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и тесты, анкетирование; - мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку учащегося, оформление фотоотчёта. Указанные способы отслеживания результативности используются как средство: - начальной или входной диагностики, которая проводится в начале каждого учебного года с целью определения уровня развития учащихся на момент начала освоения программы. - промежуточной диагностики, которая проводится в середине каждого учебного года с целью определения результатов обучения учащихся в ходе освоения программы. - итоговой диагностики, которая проводится в конце каждого учебного года с целью определения изменения уровня развития учащихся, их творческих способностей после ежегодного освоения программы. Используемыми формами выявления результатов являются: беседа, опрос, наблюдение, праздничные мероприятия, выставки, фестивали, конкурсы. Используемыми формами фиксации результатов являются: грамоты, дипломы, готовые детские творческие работы, анкеты, тестирование. Используемыми формами предъявления результатов являются: выставки, конкурсы, фестивали, праздники, демонстрация готовых детских творческих работ. Результаты мониторинга выступают в качестве целевых ориентиров для педагога и являются основанием для корректировки программы или для разработки новой. Используемыми формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются: опрос, самостоятельная работа, самоанализ, коллективный анализ работ, коллективная рефлексия, открытое занятие для родителей, тематическая игра, конкурс для учебной группы, презентация творческих работ, творческий образовательный проект, социальная акция, выставка, презентация с использованием интернет-ресурсов. Формы подведения итогов реализации программы используются с целью получения результатов освоения программы для проведения своевременного анализа деятельности коллектива в целом. Результаты освоения программы и достижения учащихся заносятся в диагностические таблицы. За основу целевых ориентиров диагностирования отобраны и заложены в диагностические таблицы общие показатели личностных, метапредметных и предметных результатов, отражающие совокупность согласованных друг с другом планируемых результатов, сформированных с учетом цели, задач и содержания программ, с учетом специфики направлений деятельности и особенностей программы. В диагностических таблицах представлены: - личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам; - метапредметные результаты – освоенные учащимися способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях (компетенции); - предметные результаты – усвоение учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках данной программы; - результаты достижений – отслеживание творческих достижений учащихся объединения на районном, республиканском, всероссийском и международном уровнях, как демонстрация приобретенных знаний, умений и навыков в процессе освоения программы. Фамилия, имя учащегося Средний балл Умение анализировать свою работу по изучаемой программе Умение работать различными художественными материалами Знания Средний балл Самооценка Самопрезентация Эмоционально-нравственная отзывчивость Ответственность Навыки конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками Ценностная ориентация Проявление любознательности Инициативность Творческая активность Самореализация Навыки адаптации в динамично меняющемся мире Средний балл Наличие коммуникативных умений Умение использовать компьютерные технологии Умение осуществлять познавательные действия Умение работать в коллективе Умение планировать и осуществлять свою деятельность Показатели метапредметных результатов Умение распределять пятна, ритмы, линии в пространстве Умение работать различными инструментами по изучаемой программе Знание законов цвета, колористики № Знание основ теории по изучаемым темам Знание основных понятий изучаемых тем Знание терминологии по изучаемым темам № Фамилия, Имя учащегося Диагностика метапредметных и личностных результатов учащихся Показатели личностных результатов 1 2 Шкала оценки: в полном объеме – 3 балла, достаточно – 2 балла, частично – 1 балл, не владеет – 0 баллов. Диагностика предметных результатов учащихся Умения и навыки Шкала оценки: в полном объеме – 3 балла, достаточно – 2 балла, частично – 1 балл, не владеет – 0 баллов. В соответствии с выявленными личностными, метапредметными и предметными результатами определяется уровень развития интеллектуальных, творческих и личностных качеств учащихся по следующей схеме: Не владеет Уровни выраженности оцениваемого показателя 0 баллов Способности не выражены Частично 1 балл Способности выражены минимально, ниже среднего. Достаточно 2 балла В полном объеме 3 балла Способности выражены в средней степени, выше среднего. Способности выражены хорошо, ярко. По каждому критерию личностных, метапредметных и предметных результатов высчитывается средний балл и процент, который после заносится в таблицу общих результатов по годам обучения. Результативность освоения программы учащимися объединения. Результативность освоения программы 1 Предметные результаты 2 Метапредметные результаты 3 Личностные результаты 1 год обучения Кол-во % учащ. 2 год обучения Кол-во % учащ. 3 год обучения Кол-во % учащ. 4 год обучения Кол-во % учащ. Итого Кол-во учащ. % высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий ИТОГО: высокий средний низкий Результаты творческих достижений каждого учащегося по участию в мероприятиях районного, республиканского, всероссийского и международного уровней в ходе освоения программы представляются в отдельных диагностических таблицах. Методические материалы • Литература: «Как научиться рисовать» Пособие для детей и взрослых. Изд. Росмен 2006 г.; Кардаччи Д. «Курс рисования для начинающих. Просто и наглядно», - Изд. «АСТ», 2021; Переваертень Г.И. «Искусные поделки из разных материалов» - Изд. «Аст», 2004; Копцева Т. А. « Природа и художник» Изд. «Т Ц Сфера» 2005 г. Набор книг рисунки в стиле зендудл «Цветы для счастья», «Краски лета», « За тридевять земель», «Узоры природы» М.: «Капитал» 2019 г.; «Самые знаменитые Шедевры» Энциклопедия. Изд. Призер (1-3 место) Участие (выступление) Призер (1-3 место) Участие (выступление) Призер (1-3 место) Участие (выступление) Участие (выступление) Призер (1-3 место) Достижения в мероприятиях международного уровня 1 п/г 2 п/г Призер (1-3 место) 2 п/г Достижения в мероприятиях всероссийского уровня 1 п/г 2 п/г Участие (выступление) Призер (1-3 место) Участие (выступление) 1 п/г Достижения в мероприятиях республиканског о уровня 1 п/г 2 п/г Призер (1-3 место) Достижения в мероприятиях районного уровня Призер (1-3 место) Фамилия, имя учащегося Участие (выступление) № Участие (выступление) Результативность творческих достижений учащихся «СЗКЭО» Мосин И. И. 2021 г.; «Пейзаж акварелью» Изд. «Эксмо», Терри Харрисон 2021 г.; «Затерянный океан» Контурные рисунки обитателей моря Изд. «КоЛибри» 2019 г.; • Демонстрационный материал: Предметные инструкционные карты по изделиям ДПТ, примеры работ по ИЗО выполненные педагогом, схемы построения изделий из бумаги, соленого теста, бросового материала • Раздаточный материал: Шаблоны из картона, иллюстрации по теме занятия, примеры изделий из соленого теста, образцы построения рисунка Материально техническое обеспечение • Учебный кабинет № 18, столы, доска аудиторная меловая, проектор, экран для проектора, швейная машинка. • Подрамники для батика, планшеты деревянные • Природный материал: палочки, скорлупки от орехов, ракушки, , семена тыквы, ягоды рябины, шиповника. • Бумага чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картон цветной, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки, фантики. • Ткань, иголка, крючок для вязания, дырокол. • Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий. • Клеенка: клеенчатые обложки для книг, дневников, папки, надувные игрушки, круги для плавания; самоклеющаяся пленка разных цветов. • Пряжа ярких цветов; нитки капроновые, леска • Бросовый материал: коробки картонные, пластиковые стаканчики, бутылки, компьютерные диски, кусочки фетра, драпа, поролона, кожи, ткани, проволоки, спички. • Клей карандаш, клей ПВА и «Момент». • Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы, линейки, гуашь и пр. • Карандаши простые и цветные, краски, кисти необходимы для росписи игрушек. • При работе с проволокой нужны пассатижи (или плоскогубцы и кусачки) для расщепления и откусывания. • Для разглаживания ткани необходим электрический утюг. Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования МБО ДО ЦДОД «Созвездие» Колесникова Нина Сергеевна, педагогический стаж 10 лет. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Аксёнова А. История искусств. Просто о важном. Стили, направления, течения. - М.: Бомбора. 2022. Мосин И. И. Энциклопедия: Самые знаменитые шедевры. От живописи ренессанса до сюрреализма. Спб.:СЗКЭО. 2021. Кардаччи Д. Курс рисования для начинающих. Просто и наглядно. М. Изд. АСТ. 2021 Даррен Б. Как научиться рисовать кошку. М: Изд. ЭКСМО Пресс. 2001. Тейт В. Рисуем цветы акварелью. М.: Изд. Кристина- новый век. 2008. Харрисон Т. Зимние сюжеты акварелью. М.:ООО Манн, Иванов и Фербер. 2021 Харрисон Т. Пейзаж акварелью. Полный курс обучения. М.: Эксмо. 2021. Крахула Б. Зентангл. Спб.: Питер. 2014. Браун Д. Учитесь рисовать перспективу. Минск. Изд. Попурри. 2002. Бёрджин М. Перспектива Спб.: Питер. 2020. Большой самоучитель рисования. От части к целому Уотт Ф. Причудливый мир животных. Секреты мультипликации. Милборн А. Лицо - основа портрета. Диккинс Р. Маккафферти Я. М.: РОСМЭН 2006 Поделки и сувениры из солёного теста. Перевод с польского М. Прушковской. М.: Мой мир ГмбХ & Ко. 2006 Величко Н. Русская роспись. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2010. Серия книг «Школа рисования»: Акварель. Графика. Свет и цвет в живописи. Водный пейзаж. Пейзаж. М.: ООО ТД Изд. Мир книги. 2008. Серия книг «Рисуем с Ли Эймисом» Пейзажи и натюрморты. Человек в одежде. Разнообразные объекты. Минск: Попурри. 2001. • ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ Социальный интернет - сервис, фотохостинг https://ru.pinterest.com/#top • Сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых http://stranamasterov.ru/