30.03.2020
Тема: Передача сюжетно-смысловых связей в композиции.
Тип урока: комбинированный
Цель: патриотическое воспитание
детей и подростков посредством изобразительной деятельности
Задачи:
образовательные:
- композиционное решение сюжета в
наброске;
- определение в рисунке места и обстоятельств действия и
взаимодействий персонажей.
- пропорциональность в
деталях рисунка на листе ф.А3;
- обучение рисунку
фигуры человека в движении;
- выявление
пространства в исторических сюжетных композициях;
- решение цветовых и тональных отношений;
- выявление жестами и
позами характера и роли каждого из персонажей;
- последовательность в
художественной работе
развивающие:
- зрительные
представления и впечатления от исторических событий и своей идеи сюжета;
- чувство пропорции, соразмерности;
- наблюдательность и
внимательность;
-приемы работы цветными
карандашами (штрих, растирка);
- умение выбирать
подходящую цветовую гамму, создавать соответствующую атмосферу с помощью цвета, тона, линий, тематических
деталей;
- способность
сопоставления действительности и рисунка.
- ответственное
отношение к теме войны (жизнь людей в тяжелейших условиях боев, блокады, голода
и т.п.)
- эстетическая подача
исторического материала;
- культура труда и
общения в группе
Оборудование:
работа в студии – книги, открытки, плакаты, мобильный
интернет, мольберты, столы, бум.скотч, бумага-черновик, бумага ф.А3,
пр.карандаш средней твердости, стир.резинка, цв.карандаши, точилка,
канцелярский нож
работа дома – наглядные пособия по конкретному сюжету, стол,
планшет под удобным углом наклона,
стир.резинка, цветные карандаши, точилка
Ход работы
1. исследовательская деятельность на основе рассказов родных,
педагога, школьных учителей о военной поре 1941-1945гг., прочтение педагогом
рассказов о войне;
2. идея сюжета в наброске;
3. изучение
особенностей фигуры человека в одежде по учебным пособиям и посредством
наблюдения и объяснения педагога на примере натуры (рост, пропорции частей
тела, наклоны головы, повороты головы и тела), на черновике выстраивание фигуры
схематично и постепенная прорисовка объема тела и головы с уточнением деталей;
4. выстраивание сюжета
вокруг главных героев сюжета на
черновике, при этом беседуя и ведя
диалог с воспитанниками, отвечая на вопросы по теме, показывая художественные
приемы изображения деталей;
5. проработка деталей
рисунка простым карандашом;
6. перенос рисунка на
формат А3 с сохранением пропорций деталей сюжета;
7. работа в цвете –
выявление первого и второго планов, подбор сочетаний цветов и тонов,
соответствующих тематике, выявление
объемов фигур.
Важно:
1. грамотно выстроить композицию рисунка в
целом, выдержав нужные пропорции его составляющих
2. терпеливо преодолевать трудности нежелания рисования при построении
фигуры человека, потому что «я не могу и
не умею»
3. не рисовать
каждую деталь рисунка отдельно, а вести рисунок последовательно от общего к
частному, от простого к сложному – думаем формой
4. в процессе
рисования всегда представляем, наблюдаем и вспоминаем
как выгладит(выглядело тогда) в жизни то
или тот(та, эти), что мы хотим изобразить.
5. проговаривать с
детьми слова и значения слов, принадлежащих к эпохе
ВОВ (например, шинель, пилотка,
землянка, дзот, русская печь
и т.п.). Чтобы работали
воображение, память, мышление, а дети понимали, что рисуют
6. постараться
показать характер героев, сложности и трагизм военного времени всеми возможными художественными приемами и средствами.