Веселые ладошки_compressed

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые ладошки»
(далее - Программа) имеет социально-гуманитарную направленность.
Программа разработана на основании:
- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций, дополнительного образования детей»; Сан Пин
2.44.3172-14 (с изменениями на 27.10.2020г)
- Универсальная опорная таблица для проектирования дополнительной общеразвивающей
программы, автор Буйлова Л.Н., кандидат педагогических наук, доцент.
- Приказа Министерства просвещения России от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая
способность. Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или
мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственновременных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов.
Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные
произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения
сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии,
преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и
речевых психических функций и в конечном итоге адаптация ребёнка к условиям внешней и
внутренней среды.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой
материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не
просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием
регулярных логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий у
детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной,
двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание
эмоционально - волевых качеств личности.
Актуальность программы. С каждым годом в детских садах растет количество детей с
различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны
родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих
заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более
эффективные и интересные детям формы профилактики и коррекции речевых нарушений.
Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции,
сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей
детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста
происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении
активного словарного запаса.
Особенности программы
Программа сочетает в себе систематическое обучение и развитие музыкальности детей с
творческим и игровым подходом: дети играют, но они не осознают, что при этом их учат.

Данная программа является целостным выражением игровой методики: игровой материал,
игровой подход педагога к его преподнесению и разучиванию, игровое развертывание занятия
и его игровая атмосфера.
Программа базируется на основных положениях программ и технологий:
по логопедии:
● «Система коррекционной работы (средняя группа)» Н. В. Нищевой;
● Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А.
Куликовской;
● «Преодоление общего недоразвития речи дошкольников». Учебно-методическое
пособие / Под общей ред. Т.В. Волосовец;
по логоритмике:
● Методические пособия по логоритмике: Е.А. Алябьевой, М. Ю. Картушиной, М. Ю.
Гоголевой, Е. В. Кузнецовой, Л. Казанцевой, О.И.Крупенчук, А.В.Никитиной,
Новиковской О.А., В.Т.Таран, Р.Л.Бабушкиной, О.В. Клезович и других;
● «Логопедические распевки» Н.Г.Гавришевой, Н.В.Нищевой;
● «Весёлая логоритмика» Е.Железновой;
по оздоровлению детей:
● Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей»
М.Н.Щетинина;
● «Психогимнастика М. И. Чистяковой;
● «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько;
● «Дыхательная и звуковая гимнастика» Т.В.Нестерюк;
● «Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами» Т.В.Пятница.
по музыкальному воспитанию:
● «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой
● Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М.
Адресат программы
Данная программа разработана для оказания логопедической помощи детям 4-6 лет,
испытывающих трудности в речевом развитии - фонетико-фонематического недоразвития речи
и составлена на 2 года обучения.
Расписание строится в соответствии с СанПиН из расчета 2 занятия в неделю.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими
возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию
времени и режима занятий.
Занятия проводятся на базе МБО ДО ЦДОД «Созвездие». Реализация содержания
программы проводится в форме групповых занятий (численностью 15 человек).
Режим занятий по программе - 2 раза в неделю. Занятия логоритмики составляются с
опорой на лексические темы.
Занятия проводятся после проведения диагностического обследования детей. По итогам
диагностики, ребенок может быть переведен на следующую ступень образовательной
программы. В случае более медленного усвоения материала образовательной программы,
ребенок может быть оставлен на предыдущей ступени обучения по согласию ребенка и его
родителей.
Таким образом, группы I и II ступени обучения формируются по разновозрастному
принципу в зависимости от подготовленности детей к восприятию сложности изучаемого
материала.
Форма обучения очная с применением дистанционных технологий.
Образовательный процесс по освоению строится с учетом возраста и уровня подготовки
детей и делится на ступени обучения:

Данная программа предполагает двухуровневый принцип организации обучения:
• 1 уровень – ознакомительный
• 2 уровень – базовый
•
Объем часов по программе составляет: 144 часа
1-й уровень (ознакомительный) – 72 часа;
Занятия первого уровня (дети 4-5 лет) проходят, 2 раза в неделю по 1 часу (академический
час 35 мин) это составляет 72 часа.
2-й уровень (базовый) - 72 часа;
Занятия второго уровня (дети 5-6 лет) проходят 2 раза в неделю по 1 часу (академический
час 35 мин), это составляет 72 часа.
Цель и задачи программы
Цель: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и
коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Основные задачи программы
• создать условия для организации логоритмических занятий с использованием
здоровьесберегающих технологий;
• внедрить современные эффективные технологии профилактики и коррекции речевых
нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей, сохранения и
укрепления здоровья дошкольников, позволяющие достичь качественно более высоких
результатов воспитания, обучения;
• разработать перспективный план проведения логоритмических занятий, дидактические
пособия;
• создать пакет диагностики развития неречевых психических функций детей.
Задачи:
метапредметные:
- способствовать формированию двигательно –ритмических умений и навыков;
- способствовать развитию пространственных представлений;
- способствовать развитию координации, переключаемости движений;
-способствовать формированию умения соединять ритмические движения с пением;
- знакомить с метроритмикой.
личностные:
-способствовать воспитанию и развитию чувства ритма, ощущению себя в музыке;
-способствовать развитию правильной речи;
-способствовать развитию навыка выразительности ритмических движений;
-способствовать совершенствованию личностных качеств, чувства коллективизма.
предметные:
- способствовать развитию правильного речевого дыхания;
- способствовать развитию артикуляционного аппарата;
- способствовать развитию фонематического восприятия;
-способствовать развитию навыка вокально-хорового исполнительства;
- способствовать развитию грамматического строя и связной речи;
- способствовать формированию и развитию слухового и зрительного внимания и
памяти.

Принципы построения программы
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий
научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические
занятия планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, логопедом,
воспитателем группы. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий
решаются совместно с медицинскими работниками детского сада.
3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию
языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики
реализуется в процессе поэтапной работы.
5. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии
ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение
предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при
соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение
ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое
предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития
ребенка и этапа коррекционного воздействия.
6. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений
вырабатываются динамические стереотипы.
7. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический
материал выступает как одно из важных основных условий. Удобный для произношения текст,
в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
8. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования
– ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные
особенности.
9. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и
методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение
оздоровительных упражнений в движении под музыку.
10. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции
речи, оздоровления каждого ребенка.
Содержание программы
На логоритмических
занятиях соблюдаются основные педагогические принципы –
последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается
ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков,
обогащается словарь детей.
К
проведению
логоритмического
занятия,
как
и
к
любому
другому,
предъявляются определенные требования.
Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня
сформированности моторных и речевых навыков.
Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские
народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать
коррекционные задачи в игровой форме.
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
• Организационный момент занятий:
• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение
расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше
владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция
– основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями
звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат
ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов
артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над
артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение,
развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
• Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает
выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное
распределение выдоха.
На логоритмических занятиях используются:
1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
2. выработка продолжительного речевого выдоха,
3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной
систем.
• Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные
качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года
эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных
заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову,
не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки
дошкольников.
• Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти:
зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро
реагировать на смену деятельности.
• Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки,
язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное
произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое
внимание.
• Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без
музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и
музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игрыдиалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные
песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому
запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
• Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли
такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
• Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную
отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка,
способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей
у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их
художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
• Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности
пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику
пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и
сказки, как и на музыкальных
занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка
звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур,
оригами,
выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
• Театральные этюды.
Очень часто у детей с речевыми нарушениями
маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть
вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают
мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и
выразительность движений
•

•

•

детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство
уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно
передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными
переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его
достоинства; способствуют углублению осознания сферы
общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и
движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры
воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей
выполнять правила игры.
Учебный план
Количество часов

Разделы
программы
№
О правилах
поведения и
1 безопасности
Овощи.
Фрукты
2

первый уровень
второй уровень
теория практика всего теория практика всего
3

0

3

3

0

3

1

0

1

1

4

5

1

0

1

1

4

5

1

0

1

1

4

5

Домашние
животные

1

0

1

1

4

5

Дикие
животные

0

0

0

0

4

5

1

7

8

1

4

5

0

0

0

1

4

5

0

0

0

1

4

5

1

7

8

1

4

5

1

7

8

1

4

5

1

7

8

1

4

5

Растительный
3 мир
Птицы
4

5

6
Осень.
7
Игрушки
8
Транспорт
9
Зима
10
Весна
11
Лето
12

Формы и методы
контроля

беседы
устный опрос, наблюдение,
самостоятельное
выполнение задания
устный опрос, наблюдение,
самостоятельное
выполнение задания
устный опрос, наблюдение,
самостоятельное
выполнение задания
устный опрос, наблюдение,
самостоятельное
выполнение задания
устный опрос, наблюдение,
самостоятельное
выполнение задания
устный опрос, наблюдение,
самостоятельное
выполнение задания
устный опрос, наблюдение,
самостоятельное
выполнение задания
устный опрос, наблюдение,
самостоятельное
выполнение задания
устный опрос, наблюдение,
самостоятельное
выполнение задания
устный опрос, наблюдение,
самостоятельное
выполнение задания
устный опрос, наблюдение,
самостоятельное

Сказки
3

13

16

0

4

5

1

1

2

0

4

5

4

8

12

4

8

12

1

3

4

0

0

0

2

0

2

2

0

2

19

53

72

20

52

72

13
Мебель
14
Праздники
15
Профессии
16
Диагностика
17
Всего:

выполнение задания
устный опрос, наблюдение,
самостоятельное
выполнение задания
устный опрос, наблюдение,
самостоятельное
выполнение задания
устный опрос, наблюдение,
самостоятельное
выполнение задания
устный опрос, наблюдение,
самостоятельное
выполнение задания
тестирование, выполнение
диагностикиских заданий

Содержание первого уровня
1. «Прогулка в осенний лес» (2 ч). Углубить знания детей о временах года, об осени, об
изменениях в жизни деревьев, их многообразием, познакомить с народными приметами.
• Закрепление артикуляции звука [У - А] в фонематических упражнениях.
• Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое
восприятие.
• Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения
танцев в соответствии с характером музыки.
2. «Огород: овощи» (2 ч).
• Закрепить знания детей об овощах в дидактической игре.
• Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласного [У-А-И].
• Выучить с детьми комплексы оздоровительных упражнений.
• Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием
текста.
• Развивать произвольную переключаемость органов артикуляционного аппарата.
3. «Сад: фрукты» (2 ч).
• Закрепить знания детей о фруктах и ягодах в дидактической игре.
• Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласного [П-Пь].
• Выучить с детьми комплексы оздоровительных упражнений.
• Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием
текста.
• Развивать произвольную переключаемость органов артикуляционного аппарата.
4. «Комариные советы» (2 ч).
• Дать детям знания о насекомых.
• Закрепить умение детей выделять звук [К-Кь] в пальчиковых играх.
• Формировать выразительность и эмоциональную окрашенность речи в играх-диалогах.
• Развивать правильное речевое дыхание, длительный плавный выдох.
5. «Лягушка - путешественница» (2 ч).
• Закрепить знания детей о перелетных птицах, приметах, связанных с ними.
• Закреплять умение различать на слух гласные звуки [Т-Ть], определять последний
согласный звук в словах.
• Развивать коммуникативные навыки детей в подвижной игре.
• Развивать общую и мелкую моторику.
6. «Осенняя ярмарка» (2 ч).
• Закрепить знания по теме.

• Развивать слуховое восприятие на речевых звуках.
• Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных[О],.
• Развивать звуковысотный, тембровый и ритмический слух.

7.

«На бабушкином дворе» (2 ч).
• Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах.
• Закрепить правильное произношение звука [Х-Хь], в чистоговорках и звуковых играх.
• Развивать зрительное внимание.
• Тренировать детей согласовывать движения со словами, определять начало и конец
фразы, распределять движения на всю музыкальную фразу, умение детей ходить
«змейкой».
8. «Дикие животные наших лесов» (2 ч).
• Закреплять знания детей о диких животных, их детенышах.
• Формировать навыки выразительных и ритмичных танцевальных движений.
• Уточнить артикуляцию звука [Ы] в коротком пропевании.
• Развивать речевое и физиологическое дыхание детей в дыхательных упражнениях.
9. «Марья - искусница» (2 ч).
• Систематизировать знания детей о теме.
• Уточнить артикуляцию звуков [М] и закрепить их чистое произношение в речевых
играх.
• Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
• Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских
музыкальных инструментах.
10. «Зимушка- зима» (2 ч).
• Закрепить знания детей о зиме.
• Закрепить умение использовать в речи простые предлоги.
• Учить детей выделять звук [Н] из ряда согласных звуков.
• Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку, желание
музицировать на музыкальных инструментах.
• Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
11. «В магазине мебели» (2 ч).
• Закрепить знания детей о мебели, о ее производстве и назначению разных видов мебели.
• Закрепить правильное произношение звука [Б] в дыхательных играх.
• Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять
соответствующие движения.
• Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
12. «В гости к Федоре» (2 ч).
• Систематизировать знания детей о посуде.
• Закрепить умение детей выделять звук [С-Сь] из ряда гласных звуков.
• Разучить с детьми комплекс самомассажа лица и шеи.
• Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в
заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
• Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и
оздоровительных упражнений.
13. «Здравствуй, Новый год» (2 ч).
• Закрепить знания детей по теме «Новый год».
• Учить детей правильно пропевать звуки [З-Зь] в логопедических распевках.
• Разучить с детьми комплекс оздоровительных упражнений для горла, для формирования
правильной осанки.
• Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с
помощью пальчиковых сказок
14. «Какой бывает транспорт?» (2 ч).
• Закреплять знания детей видах транспорта.
• Закрепить умение детей выделять звук [С-З] в оздоровительных и подвижных играх.
• Учить детей петь выразительно, слушать друг друга.

• Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх.
• Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей.

15. «Все профессии нужны» (2 ч).
• Расширить знания детей о профессиях.
• Уточнить артикуляцию звука [В-Вь], вырабатывать силу выдоха в речевых и
оздоровительных играх.
• Формировать устойчивое слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на
музыкальные произведения.
• Развивать чувство ритма, умение согласовывать речь с движением.
• Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни.
16. «В деревне зимой» (2 ч).
• Расширить и уточнять знания детей о профессиях на селе зимой.
• Уточнить артикуляцию звука [Д - Дь], вырабатывать силу выдоха в речевых и
оздоровительных играх.
• Формировать устойчивое слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на
музыкальные произведения.
• Развивать чувство ритма, умение согласовывать речь с движением.
17. «Строим дом» (2 ч).
• Систематизировать знания детей об инструментах.
• Закрепить умение дифференцировать звуки [Г-Гь] в речевых играх.
• Развивать правильное речевое и физиологическое дыхание.
• Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных звуков в логопедических
распевках и песнях.
18. «Зоопарк» (2 ч).
• Познакомить детей с животными жарких стран.
• Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру
при помощи специальных упражнений.
• Учить детей дифференцировать звуки [Г-К] в речевых играх.
• Развивать у детей устойчивое слуховое внимание, слуховую и двигательную память.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук с одновременным проговариванием
чистоговорок.
19. «Зеленый уголок» (2 ч).
• Дать детям представление о многообразии комнатных растений.
• Закрепить правильную артикуляцию последовательности звуков [Э], с помощью
фонопедических упражнений.
• Формировать правильную голосоподачу и плавность речи.
• Развивать мелкую и общую моторику.
• Воспитывать у детей бережное отношение к комнатным растениям, чувство
ответственности за их состояние.
20. «Путешествие с золотой рыбкой» (2 ч).
• Систематизировать у детей знания о рыбах, о месте их обитания.
• Учить детей определять позицию звука [И] в словах.
• Развивать общую, ручную, мелкую моторику в общеразвивающих и оздоровительных
комплексах упражнений.
• Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических компонентов речи.
21. «Что всего дороже? Мама-дорогая » (2 ч).
• Закрепить знания детей о весне, празднике «8 Марта»
• Учить детей выделять звук [Е] в речевых играх.
• Развивать общую и мелкую моторику, формировать координации движений в мелких
мышечных группах пальцев и кистей рук.
• Формирование длительного плавного ротового выдоха.
• Воспитывать у детей любовь к своей малой родине, ее культуре.
22. «С чего начинается Родина» (2 ч).
• Расширить знания детей о Родине, обычаях.

• Закрепить правильную

артикуляцию звука [Я], учить детей пропевать прямые и
обратные слоги с данным звуком.
• Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе,
выполнении танцевальных движений.
• Формировать умеренный темп речи, силу и модуляцию голоса.
23. «Путешествие» (2 ч).
• Расширить знания детей о своем городе.
• Закрепить навыки правильного диафрагмального дыхания, правильной артикуляции
гласных [Ш – С ]
• Учить детей двигаться пластично, выразительно передавая образ музыкального
произведения.
• Развивать мелкую моторику пальце рук при помощи специальных упражнений на
сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
24. «Экскурсия» (2 ч).
• Формировать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную
мускулатуру.
• Уточнить артикуляцию звука [Ж - З], учить детей находить позицию этого звука в
словах.
• Развивать чувство ритма, метра, темпа, умение слышать сильную долю такта.
• Развивать фантазию и творческое мышление детей, умение сочинять сказки, мелодии,
последовательности простейших танцевальных движений.
25. «Встреча птиц» (2 ч).
• Закрепление знаний об изменениях в природе весной.
• Тренировать умение детей дифференцировать звуки [Ж-Ш], в слоговых рядах и
чистоговорках.
• Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
26. «День космонавтики» (2 ч).
• Систематизировать знания детей о космосе, о первом космонавте, о празднике.
• Уточнить артикуляцию звука [Л - Ль], учить детей выделять эти звуки из ряда согласных
звуков.
• Развивать способность детей изменять голос по тембру, динамике, высоте.
• Формировать слуховое внимание, учить детей начинать и заканчивать пение вместе с
музыкой.
• Формировать правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру.
• Развивать творческие способности детей в музицировании на музыкальных
инструментах.
27. «Приметы весны» (2 ч).
• Активизировать и расширить словарь по теме «Весна».
• Формировать умение определять характер музыки, согласовывать ее с движениями.
• развивать у детей чувство ритма, умение переключаться с одного вида движения на
другое;
• Упражнять детей в выделении звука [Л-Ль] в слогах и словах.
• Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага
28. «Весна пасхальная» (2 ч).
• Познакомить с православным праздником
• Развивать чувство ритма, умение самостоятельно менять движение в соответствии со
сменой музыкального материала.
• Развивать зрительное внимание, прослеживающую функцию глаза, цветовосприятие.
• Уточнить артикуляцию звука [Ц], учить детей находить позицию этого звука в словах.
29. «Спасибо деду за Победу!» (2 ч).
• Расширить знания детей по данной теме.
• Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к истории страны, к старшему
поколению.

• Формировать

артикуляционную моторику и дыхательную мускулатуру, закреплять
правильную артикуляцию звука [Ч]
• Развивать двигательное внимание детей, координацию движений в подвижных играх.
• Развивать певческие навыки, укреплять голосовой аппарат с помощью оздоровительных
упражнений.
30. «Что такое школа?» (2 ч).
• развитие познавательной активности, творчества и навыков межличностного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
• Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью игрового
массажа.
• Развивать певческие навыки детей, умение выразительно передавать характер песни.
• Закрепить правильную артикуляцию звука [Е], учить детей пропевать прямые и
обратные слоги с данным звуком.
31. «До свиданья» (2 ч).
• Закреплять умение детей согласовывать числительные и существительные.
• Закрепить правильную артикуляцию звука [Щ - Ть] в слоговых рядах, чистоговорках.
• Развивать слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие музыкального материала.
• Воспитывать у детей стремление хорошо учиться в школе, вести активный образ жизни.
Планируемые результаты:
Дети должны знать/понимать:
- термины: динамика (громко – тихо), регистр (высоко – низко), характер музыки (бодрый,
весёлый, печальный, грустный), темп музыки и движения (быстро, медленно, умеренно);
- названия шумовых инструментов, приемы игры на них;
- названия простых танцевальных движений (мягкий шаг ,ходьба на полупальцах,
приставной, переменный, галоп);
уметь:
- выполнять простые движения в соответствии с звучащей музыки.
- начинать и заканчивать движения одновременно с началом и окончанием музыкальной
фразы;
- слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения, игре на
музыкальных инструментах.
- повторять на звучащем инструменте простейшие ритмические фигуры;
- свободно двигаться под музыку различного характера;
- владеть достаточным словарным запасом по лексическим темам;
- ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая
заданный характер, образ;
- обладать достаточной подвижностью артикуляционного аппарата;
- выполнять оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхательные и
пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на
напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма;
- ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в
колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега;
- координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро
реагирует на смену движений.
Содержание второго уровня
1.Вводное занятие (1 ч)
2. «Мой сад, моя группа» (2 ч)
Создать благоприятный эмоциональный фон, заложить основу для
плодотворной, творческой работы с группой
Закреплять знания по теме

Уточнить артикуляцию звука [А] в проговаривании чистоговорок.
Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.
Развивать силу голоса в упражнениях и играх.
3.«Непослушный мышонок» (2 ч)
Закреплять знания по лексической теме
Стимулировать эмоциональное восприятие веселого приветствия детей.
Выработка правильной осанки, навыков движения в колонне, развитие
слухового внимания.
Закрепить представление о звуке [У] в пении вокализов. Формировать
мягкую атаку голоса при произнесении гласных
4.«Без друга в жизни туго» (2 ч)
Закреплять знания по лексической теме.
Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных [А - У]. Развитие
общей моторики (ходьба по залу в колонне по одному кругу. Бег врассыпную).
Мимические упражнения под музыку.
Работа над слоговой структурой (отбивание мячом слогов в игре «Отгадайовощ».)
Развитие внимания (игра «Присядет тот, кого назову»)
5. «Сад-огород» (2ч)
Закреплять знания по лексической теме
Уточнение артикуляции звука [И], учить детей выполнять длительный выдохпри
произнесении этого звука
Вырабатывать умение сочетать речь с движениями. Развивать
чувство ритма и внимания (игра «Оркестр»).
Развивать умение определять расслабление и напряжение в мышцах. Развивать
умение согласовывать существительные с местоимениями (игра смячом).
6. «Путешествие в страну растений» (2 ч)
Закрепить знания детей об овощах и фруктах в дидактической игре. Формировать
мягкую атаку голоса при произнесении гласных [А – У - И].Выучить с детьми
комплексы оздоровительных упражнений.
Развивать у детей умение
согласовывать движения с ритмичнымпроговариванием
текста. Развивать произвольную переключаемость органов артикуляционногоаппарата
7. «Улетают, улетели…» (2 ч)
Закреплять знания детей о перелетных птицах.
Формировать навыки выразительных и ритмичных танцевальных движений. Уточнить
артикуляцию звука [О], пропевать сочетания из гласных звуков[АУО], [ИУО],
[УОИ].
Развивать речевое и физиологическое дыхание детей в дыхательных
упражнениях
8. «Мы не можем друг без друга» (2ч)
Закреплять знания по лексической теме.
Развивать фонематическое восприятие.
Обогащать словарь существительных, глаголов, прилагательных налексическом
материале по теме «Домашние животные».
Формировать умение образовывать глаголы повелительного наклонения
(мяукай, шипи, урчи и т. д).
Закреплять умение сочетать речь с движениями.
Обучать детей изменению голоса.
Развивать речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе несколькослогов.
9. «Приключение детей зверей в лесу» (2 ч)
Закреплять знания по лексической теме.
Обогащать словарь существительных, глаголов, прилагательных налексическом
материале по теме «Дикие животные».
Формировать умение образовывать названия детёнышей животных.
Закреплять умение сочетать речь с движениями.

Развивать чувство ритма (игра «Постучи в дверь»).
Развивать умение выражать эмоции с помощь мимики и жестов, реагироватьна
изменения в музыке.
Активизировать слуховое внимание.
Выработка длительного, плавного выдоха.
Закрепление умения выполнять артикуляционные упражнения под счёт Уточнить
артикуляцию звука [Ы] в длительном и коротком пропевании.
10. «Дождик шлёпает по лужам» (2 ч)
Закреплять знания по лексической теме.
Развитие длительного и плавного выдоха.
Обогащение словаря существительных, глаголов, прилагательных на
лексическом материале по теме «Осень».
Развивать общую моторику (упражнение с обручем).
Обучать перестроению в колонны по два, умению четко выполнять движенияпод
музыку.
Развивать слуховое внимание на речевом материале.
11. «Кто в домике живёт?» (2 ч)
Закрепить знания детей по теме. Расширить знания детей по теме с помощьюпросмотра
презентации.
Дать знания детям о многообразии материалов, из которых сделаны игрушкии учебные
принадлежности.
Развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями.
Развивать слуховое внимание.
Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематическихи
оздоровительных упражнений.
Воспитывать мотивацию к познанию нового.
Закрепить правильную артикуляцию звука [В] в пропевании слоговых рядов.
12. «Озорные друзья» (2 ч). Закреплять знания по лексической теме.
Закрепить правильную артикуляцию звука [Ф] в пропевании слоговых рядов. Обучать
дифференцированию звуков музыкальных игрушек (гремит, стучит, звенит, ударяет).
Развивать чувство ритма и внимание.
Закреплятьумение сочетать речь с движениями.
Формировать умение образовывать относительные прилагательные. Развивать
умение определять расслабление и напряжение в мышцах.
13 . «Едем, летим, плывём». (2 ч)
Закрепить знания детей по теме.
Дать детям знания о правилах безопасности на дороге.
Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательнуюмускулатуру при
помощи специальных упражнений.
Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижныхиграх.
Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощьюигрового
массажа.
Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования надетских
музыкальных инструментах.
14. «Хлеб всему голова» (2 ч)
Закреплять знания по лексической теме.
Закреплять умение образовывать глаголы повелительного наклонения.
Закреплять умение различать звуки В – Ф в слогах, словах.
Развивать способность соотнесения речи с движением.
Разучить игру на внимание (повторение названий перелётных птиц). Закреплять
в речи названия частей растения в движении и под музыку.Выполнять
мимические упражнения.
15. «Как звери варили обед» (2 ч)
Закреплять знания по лексической теме.

Обогащать словарь существительных, глаголов, прилагательных налексическом
материале по теме «Продукты питания».
Формировать умение образовывать относительные прилагательные.
Развивать умение ловить мяч одной рукой.
Формировать умение ходьбы по кругу парами на полной стопе, на носках, напятках.
Развивать силу голоса и речевое дыхание.
Активизировать мышцы губ и нижней челюсти.
Обучать детей передавать вопросительную и повествовательную интонацию.Развивать
фразовую речь.
Регулировать мышечный тонус рук (игра «Флажки»).
16. «В гостях у снеговика» (2 ч)
Закреплять знания по лексической теме.
Обогащать словарь существительных, глаголов, прилагательных налексическом
материале по теме «Признаки зимы».
Закреплять умение сочетать речь с движениями
Обучать слышать изменения в музыке и переключаться на другое движение.Обучать
умению самомассажа.
Активизировать слуховое внимание на речевом материале.
Выработка длительного, плавного выдоха через нос.
17. «Приключение маленькой бабы Яги» (2 ч)
Закреплять знания по лексической теме.
Обогащать словарь существительных, глаголов, прилагательных налексическом
материале по теме «Новый год».
Развивать речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе несколькослов.
Выработка правильной осанки, умения самостоятельно строиться в колонну.Развивать
слуховое внимание, зрительную память.
18. «Теремок» (2 ч)
Закреплять знания по лексической теме.
Развивать умения понимать и употреблять в речи имена существительные с
уменьшитель – ласкательными суффиксами.
Активизировать слуховую память, тренировать счёт до пяти.
Обучать выделению согласного звука из звукового ряда.
Расширять активный словарь за счёт наречий «вверху», «внизу», «слева»,
«справа», предлогов «за», «перед».
Активизировать слуховое внимание, умение слушать друг друга.
Развивать умение начинать движение с началом музыки.
Упражнять детей в умении менять движения в соответствии с изменениеммузыки.
19. «Путешествие по старому дому» (2ч)
Закрепить знания детей по теме «Мебель».
Разучить с детьми комплекс оздоровительных упражнений для горла, дляформирования
правильной осанки.
Формировать навыки выразительных импровизационных движений подмузыку в
соответствии с характером музыкального произведения.
Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.
Развивать мелкую моторику пальцев
рук при помощи специальныхупражнений на
сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнятьдвижения танцев
в соответствии с характером музыки.
Воспитывать трудолюбие.
Закрепить правильное произношение звука С.
20. «Новая столовая» (2 ч)
Закреплять знания по лексической теме.
Обогащать словарь существительных, глаголов, прилагательных налексическом
материале по теме «Посуда».

Формировать умение образовывать уменьшительно – ласкательные формыимён
существительных.
Закреплять умение сочетать речь с движениями.
Развивать мимику, изображая настроение героев сказок (чтение сказок К.И.
Чуковского «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»).
Развивать Фонематический слух (игра «Убери лишний слог»).
Закреплять умение перестроения в шеренгу по два.
Закрепить правильное произношение звука З.
21.«Город мастеров» (2 ч)
Закреплять знания по лексической теме.
Обогащать словарь существительных, глаголов, прилагательных налексическом
материале по теме «Народные ремёсла».
Закреплять умение сочетать речь с движениями.
Закреплять умение двигаться по залу подскоками.
Активизировать слуховое внимание, развивать фонематическое восприятие –
выделение в потоке звуков заданного звука.
Закрепить правильное произношение звука Ц.
22.«Наши верные друзья» (2 ч)
Закреплять знания по лексической теме.
Обогащать словарь существительных, глаголов, прилагательных налексическом
материале по теме «Книги».
Закреплять умение сочетать речь с движениями. Обучать
подбору родственных слов (игра в мяч). Формировать умение
отстукивать по слогам своё «имя».
Закреплять умение двигаться с подскоками по залу друг за другом,
прищёлкивая язычком.
Развивать внимание, умение подражать походке животного.
23. «Армейская карусель» (2 ч)
Расширить знания детей по лексической теме
Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных.
Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в
заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на
сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину,
родную Армию.
Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей. Воспитывать у детей любовь
к Родине, уважение к традициям народа. Воспитывать любовь к своей малой родине, ее
культуре.
24. «Прощание с зимой» (2 ч)
Закрепить знания детей по теме.
Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную
мускулатуру при помощи специальных упражнений.
Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое
восприятие.
Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременновыполнять
соответствующие движения.
Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки. Развивать у детей
умение выразительно читать стихотворения, выполнятьдвижения танцев в соответствии с
характером музыки.
Закрепить правильное произношение звука Ш.
25. «Маму поздравляем».(2 ч) Закреплять знания по лексической теме.
Активизировать активный словарь за счёт имён существительных, глаголовпо
изучаемой теме.

Регуляция мышечного тонуса мышц рук (погремушка).
Развитие слухового внимания (определение направления источника звука).Развитие
ориентации в пространстве.
Воспитание чувства ритма, умение передать в движении простой
ритмический рисунок.
Закрепить правильное произношение звука Ж.
26. «Расти коса до пояса» (2 ч)
Закрепить знания детей по теме. Расширить знания детей по теме с помощьюпросмотра
презентации.
Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическоевосприятие.
Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев руки кистей с
помощью пальчиковых сказок.
Разучить с детьми комплекс самомассажа лица и шеи.
Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнятьдвижения танцев
в соответствии с характером музыки.
Воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим. Воспитывать у
детей привычку к здоровому образу жизни, положительноеотношение к
окружающему миру, самому себе.
Закрепить правильное произношение звука Щ.
27. «Поиграем в водолазов». (2 ч)
Закреплять знания по лексической теме.
Закреплять чёткое произнесение, различение звуков.
Работать над слоговой структурой слова (отбивание мячом слогов в игре).
Вырабатывать умения сочетать речь с движением.
Активизировать слуховое внимание, умение выполнять инструкцию.
Развивать фонематическое восприятие – различение на слух слова,
несозвучного остальным словам.
Закрепить правильное произношение звука Ч.
28. «Тик – так ходики». (2 ч)
Закреплять знания по лексической теме.
Разучить потешку с отхлопыванием слов по слогам.Активизация
слухового внимания.
Вырабатывать умение разбивать слово на слоги, отхлопывать ритм.
Развивать фонематического восприятия – выработка умения подбиратьрифму к
слову.
Выработка умения образовывать формы множественного числа имён
существительных.
Регуляция мышечного тонуса мышц рук (флажки).
29. «Город, в котором мы живем» (2 ч)
Закреплять знания по лексической теме.
Различать твёрдое и мягкое звучание слов: «динь», «дон». Воспроизведение
ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании.Выработка сильной
длительной воздушной струи на выдохе ртом.
Выработка умения говорить в такт шагам.
Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнениядвижений в
заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
Закреплять умение согласовывать движения со словами.
Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
30. «Полетим на ракете» (2 ч)
Закрепить знания детей по теме. Расширить знания детей по теме с помощьюпросмотра
презентации.
Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическоевосприятие.
Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременновыполнять
соответствующие движения.

Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки. Развивать
координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе,выполнении танцевальных
движений.
Формировать умеренный темп речи, силу и модуляцию голоса.
Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев руки кистей с
помощью пальчиковых сказок.
Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнениядвижений в
заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к истории страны, кстаршему
поколению.
31. «А, что у вас?». (2 ч)
Закрепить знания детей о различных профессиях.
Развивать коммуникативные навыки детей в подвижной игре.
Развивать мелкую моторику пальцев
рук при помощи специальныхупражнений на
сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематическихи
оздоровительных упражнений.
Закреплять умение согласовывать движения со словами.
Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
Воспитывать у детей уважение к труду, представителям
различных профессий.
32. «День Победы» (2 ч)
Закрепить знания детей по теме.
Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременновыполнять
соответствующие движения.
Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки. Развивать силу и
модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическоевосприятие.
Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев руки кистей с
помощью пальчиковых сказок.
Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальныхупражнений на
сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнятьдвижения танцев
в соответствии с характером музыки.
Развивать чувство ритма, умение самостоятельно менять движение в
соответствии со сменой музыкального материала.
33. «Мы за солнышком идем» (2 ч)
Закрепление знаний об изменениях в природе весной. Развивать
навыки двигательных импровизаций под текст.Развивать
мимику детей и пантомимику.
Воспитывать правильное речевое дыхание.
Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.
Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощьюигрового
массажа.
Закреплять умение согласовывать движения со словами.
Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
34. «В траве сидел кузнечик». (2 ч)
Закрепить знания детей по теме.
Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическоевосприятие.
Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев руки кистей с
помощью пальчиковых сказок.
Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнятьдвижения танцев
в соответствии с характером музыки.
Закреплять умение согласовывать движения со словами.
35. «Ах, лето, лето!» (2 ч)
Закрепить знания детей по теме.

Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическоевосприятие.
Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев руки кистей с
помощью пальчиковых сказок. Развивать у детей умение выразительно читать
стихотворения, выполнятьдвижения танцев в соответствии с характером музыки. Закреплять
умение согласовывать движения со словами. Развивать коммуникативные навыки в речевых и
подвижных играх.
Планируемые результаты:
Дети должны знать/понимать:
лексические темы
- названия шумовых инструментов, приемы игры на них;
- названия простых танцевальных движений (мягкий шаг, ходьба на полупальцах,
приставной, переменный, галоп);
уметь:
- умений выполнять движения в соответствии со словами и ритмом.
- ориентироваться в пространстве, двигаться в заданномнаправлении.
- слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения, игре на
музыкальных инструментах.
- повторять на звучащем инструменте простейшие ритмические фигуры;
- свободно двигаться под музыку различного характера;
- владеть достаточным словарным запасом по лексическим темам;
- ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая
заданный характер, образ;
- обладать достаточной подвижностью артикуляционного аппарата;
выполнять музыкальные и творческие упражнения в
соответствии с возрастом (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают
на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют,
танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии,
ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).

Комплекс организационно-педагогических условий.
К программе разработана система мониторинга результатов до начала, во время и после
освоения программы.
Объектами мониторинга являются:
• знания, умения, навыки по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе;
• уровень и качество выполненных детских творческих и практических работ;
• степень самостоятельности и уровень творческих способностей учащихся.
Для отслеживания результатов обучения педагогом используются следующие методы:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения
учащимися диагностических заданий, участия в мероприятиях (выставках, конкурсах,
фестивалях), защиты проектов, активности учащихся на занятиях;
- педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и тесты, анкетирование;
- мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку учащегося,
оформление фото отчёта.
Указанные способы отслеживания результативности используются как средство:
- начальной или входной диагностики, которая проводится в начале каждого учебного
года с целью определения уровня развития учащихся на момент начала освоения программы.

- промежуточной диагностики, которая проводится в середине каждого учебного года с
целью определения результатов обучения учащихся в ходе освоения программы.
- итоговой диагностики, которая проводится в конце каждого учебного года с целью
определения изменения уровня развития учащихся, их творческих способностей после
ежегодного освоения программы.
Используемыми формами выявления результатов являются: беседа, опрос,
наблюдение, праздничные мероприятия, выставки, фестивали, конкурсы.
Используемыми формами фиксации результатов являются: грамоты, дипломы,
готовые детские творческие работы, анкеты, тестирование.
Используемыми формами предъявления результатов являются: выставки, конкурсы,
фестивали, праздники, демонстрация готовых детских творческих работ.
Результаты мониторинга выступают в качестве целевых ориентиров для педагога и
являются основанием для корректировки программы или для разработки новой.
Используемыми формами подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы являются: опрос, самостоятельная работа,
самоанализ, коллективный анализ работ, коллективная рефлексия, открытое занятие для
родителей, тематическая игра, конкурс для учебной группы, презентация творческих работ,
творческий образовательный проект, социальная акция, выставка, презентация с
использованием Интернет-ресурсов.
Формы подведения итогов реализации программы используются с целью получения
результатов освоения программы для проведения своевременного анализа деятельности
коллектива в целом.
Результаты освоения программы и достижения учащихся заносятся в диагностические
таблицы. За основу целевых ориентиров диагностирования отобраны и заложены в
диагностические таблицы общие показатели личностных, метапредметных и предметных
результатов, отражающие совокупность согласованных друг с другом планируемых
результатов, сформированных с учетом цели, задач и содержания программ, с учетом
специфики направлений деятельности и особенностей программы.
В диагностических таблицах представлены:
- личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса,
самому образовательному процессу и его результатам;
- метапредметные результаты – освоенные учащимися способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях (компетенции);
- предметные результаты – усвоение учащимися конкретных элементов социального
опыта, изучаемого в рамках данной программы;
- результаты достижений – отслеживание творческих достижений учащихся объединения
на районном, республиканском, всероссийском и международном уровнях, как демонстрация
приобретенных знаний, умений и навыков в процессе освоения программы.

Диагностика метапредметных и личностных результатов учащихся

По каждому критерию личностных, метапредметных и предметных результатов
высчитывается средний балл и процент, который после заносится в таблицу общих

Шкала оценки: в полном объеме – 3 балла, достаточно – 2 балла, частично – 1 балл, не
владеет – 0 баллов.

В соответствии с выявленными личностными, метапредметными и предметными
результатами определяется уровень развития интеллектуальных, творческих и личностных
качеств учащихся по следующей схеме:

Уровни выраженности оцениваемого показателя
Не владеет
0 баллов
Способности не выражены
Частично
1 балл
Способности выражены минимально, ниже среднего.
Достаточно
2 балла
Способности выражены в средней степени,
выше среднего.
В полном объеме
3 балла
Способности выражены хорошо, ярко.
Средний балл

Умение анализировать свою работу
по изучаемой программе

воспитывать в себе качества:
отзывчивость, сопереживание,
стремление помочь, уверенность

выполнять движения в
соответствии со словами и
ритмом

Знания

Умение работать различными
музыкальными инструментами по
изучаемой программе

простых
танцевальных движений

знать названия

Знание терминологии
по изучаемым темам

Знание основных понятий
изучаемых тем

№

Знание основ теории по
изучаемым темам

Средний балл

Самопрезентация
Самооценка

Эмоционально-нравственная отзывчивость

Ответственность

Навыки конструктивного взаимодействия со
взрослыми и сверстниками

Ценностная ориентация

Проявление любознательности

Инициативность

Творческая активность

Самореализация

Навыки адаптации в динамично меняющемся
мире

Средний балл

Наличие коммуникативных умений

Умение использовать компьютерные
технологии

Умение осуществлять познавательные
действия

Умение работать в коллективе

Умение планировать и осуществлять свою
деятельность

Фамилия,
Имя учащегося

№

Фамилия,
Имя учащегося

Показатели метапредметных
результатов
Показатели личностных результатов

1

2

Шкала оценки: в полном объеме – 3 балла, достаточно – 2 балла, частично – 1 балл, не
владеет – 0 баллов.
Диагностика предметных результатов учащихся
Умения и навыки

результатов по годам обучения.
Результативность освоения программы учащимися объединения.

Результативность освоения
программы
1

2

3

Предметны
е
результаты
Метапредм
етные
результаты
Личностны
е
результаты

1 год
обучения
Кол%
во
учащ.

2 год
обучения
Кол%
во
учащ.

3 год
обучения
Кол%
во
учащ.

4 год
обучения
Кол%
во
учащ.

Итого
Кол-во
учащ.

%

высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий

высокий
средний
низкий
Результаты творческих достижений каждого учащегося по участию в мероприятиях
районного, республиканского, всероссийского и международного уровней в ходе освоения
программы представляются в отдельных диагностических таблицах.

ИТОГО:

Методическое обеспечение
Методическое обеспечение программы содержит дидактический и методический
материалы. В работе с детьми применяются методы обучения:
- Словесные: беседы, тестирование, анкетирование, блиц – опрос.
- Дидактический материал: дидактические карточки, картотека упражнений по возрастам,
музыкальные произведения, аудиозаписи, иллюстрации, картины, раздаточный материал.
- Техническое оснащение занятий: музыкальный центр, музыкальные инструменты,
декорации и др.
Для эффективной деятельности по программе имеются:

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

Достижения в
мероприятиях
международно
го уровня
1 п/г
2 п/г

Призер (1-3 место)

Достижения в
мероприятиях
всероссийског
о уровня
1 п/г
2 п/г

Участие (выступление)

Достижения в
мероприятиях
республиканс
кого уровня
1 п/г
2 п/г
Призер (1-3 место)

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

Достижения в
мероприятиях
районного
уровня
1 п/г
2 п/г
Участие (выступление)

№ Фамилия, имя
учащегося

Участие (выступление)

Результативность творческих достижений учащихся

музыкально – дидактический материал:
игры: музыкально - подвижные, пальчиковые игры, речевая игра, игровой массаж и
т.д.
динамических упражнений: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика,
оздоровительные упражнения.
музыкальные инструменты ( шумовые и ударные инструменты);
помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.
Программа «Весёлая логоритмика» базируется на основных положениях программ и
методических пособий:
по логопедии:
- Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной; «Система
коррекционной работы» Н. В. Нищевой;
- Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А.
Куликовской.
по логоритмике:
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика - М., Просвещение, 1985
- Методические пособия по логоритмике М.Ю. Картушиной, М.Ю. Гоголевой, Е. В.
Кузнецовой, Е.А.Алябьевой, Н.В.Микляевой
- Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. М.
«ТС СФЕРА»,2006.
по оздоровлению детей:
- Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для
детей» М.Н.Щетинина;
- «Психогимнастика М. И. Чистяковой,
- «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько
по музыкальному воспитанию:
• И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева «Праздник каждый день»
• И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева «Этот удивительный ритм»
• О.П.Радынова «Музыкальные шедевры»;
• Т.И.Буренина «Ритмическая мозаика»
• Т.М.Орлова, С.И. Мерзлякова «Учите детей петь»
• О.В.Кацер «Игровая методика обучения детей пению»
Условия реализации программы
Для реализации данной программы используется кабинет. Кабинет отвечает всем
стандартным санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, отвечает требованиям
техники безопасности.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования МБО ДО ЦДОД «Созвездие» Грицанова Олеся
Геннадьевна, педагогический стаж 12 лет, 1 квалификационная категории.
Приемы и методы, используемые для обеспечения успешности освоения
программы:
·
Массаж кистей рук
·
Пальчиковая гимнастика
·
Рисование, лепка, раскрашивание
·
Игры и действия с мелкими предметами
Используемый материал при работе:
·
Ватные палочки, диски
·
Мелкие предметы
Дидактические материалы:

- иллюстрации, репродукции.
Учебно-методическое сопровождение:
- карточки с изображением выкладываемых предметов;
- карточки с изображением образцов;
Материально-техническое обеспечение:
Используемый в танцевально-ритмической гимнастике инвентарь должен быть не только
удобным, но и радовать глаз, развивать вкус детей, содействовать их эстетическому
воспитанию:
-Флажки 3 – 4 -х цветов по числу детей в группе.
-Ленты разных цветов по 2 на ребенка;
- тренажеры для дыхания;
-тренажеры для артикуляционной гимнастики;
-дидактический материал для меткой моторики;
-Платочки разных цветов (размер 20-25 см).
-Погремушки по числу детей в группе.
-Мячи среднего размера по числу детей в группе.
-Музыкальные инструменты (бубен, музыкальный треугольник).
-Куклы и мягкие игрушки.

Список литературы

1.

Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы
предшкольного образования.- СПб.: ЛОИРО, 2007;
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008;
3. Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников.
СПб.: Речь, 2007;
4. Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная
физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом.
Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.:
Издательство «Гном и Д», 2001;
5. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград:
ИТД «Корифей». 2009;
6. Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр
физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного
возраста». - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999;
7. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие.
– М.: ТЦ Сфера, 2004;
8. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические
разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и
подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;
9. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство
ГНОМ и Д», 2000;
10. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с
тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
11. Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими
специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
12. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для
логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;
13. Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: ЛинкаПересс, 2000;
14. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с
общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
15. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов
пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей
дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.: Просвещение
Владос, 1994;
16. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
17. Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115119;
18. Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998. №2, с. 141-144;
19. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО
«Издательство АСТ», 2004;
20. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
21. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.:
Издательство «Лань», 2002;
22. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995;
23. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин.
- М.: Айрис-пресс, 2007;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».