Кукольный театр_compressed

«Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Кукольный театр играет большую роль в духовно - нравственно воспитании ребенка. В основе
этой деятельности лежит любимый детьми вид театрального зрелища – театр кукол. Он доставляет
много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, благотворно воздействует на
зрителя.
Программа разработана на основании:
- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от
4 сентября 2014 г. № 1726-р.);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций, дополнительного образования детей»; Сан Пин
2.44.3172-14 (с изменениями на 27.10.2020г)
- Универсальная опорная таблица для проектирования дополнительной общеразвивающей
программы, автор Буйлова Л.Н., кандидат педагогических наук, доцент.
- Приказа Министерства просвещения России от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных,
эстетических качеств личности человека. Кукольный театр – это приобщение к театру и искусству.
Он играет большую роль в формировании личности ребенка, доставляет много радости, привлекает
своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействием на зрителей.
Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной
творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями
отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству,
фантазированию.
Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательной,
наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
В настоящее время в педагогической практике, как и в других областях деятельности, идет
активный поиск путей и методов, которые бы позволили раскрыть творческий потенциал каждого
ребенка, предоставить возможность каждому развить свои творческие способности, проявить себя
наиболее полно и эффективно. Кукольный театр как вид искусства предоставляет такие
возможности для раскрытия творческого начала ребенка.
Театральная деятельность в дополнительном образовании – это творчество игры и
представления, которая развивает гармоничную личность учащегося и является составной частью
эстетического обучения и воспитания. Театр имеет собственную образовательную силу, так как
активно формирует эмоционально-ценностное отношение человека к миру, обществу, самому себе.
Театральное искусство в системе эмоционально-художественных образов создает целую картину
мира в единстве мысли и чувства, это вид творчества, постижение которого доступно детям с
самого раннего возраста.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Кукольный театр»
относится к художественной направленности, так как ориентирована на развитие творческих
способностей ребёнка в области театрального искусства.

Программа разноуровневая:
- стартовый уровень (1,2 год обучения) развивает у детей умение правильно обращаться с
куклами, управлять куклой, умение давать оценку поступкам действующих лиц в кукольном
спектакле;
- базовый уровень (3 год обучения) – развивает у детей вживание в создаваемый образ,
постоянно совершенствуя его, самостоятельно составлять небольшие рассказы, используя кукол,
сочетать движение и речь, пользоваться сказочным языком;
- углубленный уровень (4, 5 год обучения) – развивает у детей наблюдательность и анализ в
создании образа, работа над созданием сказочных героев, самостоятельная постановка спектаклей.
Особенности программы
Особенность программы заключается в том, что важен не конечный результат (показ
спектакля), а процесс репетиций, так как именно в работе над спектаклем улучшается речь детей,
активизируется словарный запас, улучшается грамматический строй речи, совершенствуется
звуковая культура речи. Кукольный театр – это один из путей, ведущий ребёнка к жизненному
успеху, ведь это путь побед над собой. Приобретая творческие навыки, навыки общения, дети
становятся более раскрепощёнными, уверенными в себе, и всё это происходит естественно во время
важного вида деятельности ребёнка – игры, игры с куклой.
Отличительные особенности данной программы заключаются в методике проведения занятий, их
структура содержит следующие этапы преподавания:
1. Речевое развитие (отгадывание загадок, проговаривание чистоговорок, скороговорок со сменой
силы голоса и интонации).
2. Пальчиковая гимнастика (развитие движений пальцев и кисти стимулируют речевую функцию).
3. Кукольная зарядка (тренировка рук оказывает большое влияние на развитие активной речи).
4. Этюдные тренажи (развивают интеллект, мышление, память, даже мимические упражнения
развивают речь).
При организации образовательного процесса используются методы:
объяснительно – иллюстрационный (рассказ, объяснение, беседа);
частично-поисковый (обсуждение характера персонажей и т.д.);
исследовательский (учащиеся сами работают с литературой);
практический (постановка спектаклей; когда ребенок выступает в роли педагога).
Педагогическая целесообразность данной программы призвана расширить творческий
потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства,
т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются
нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Это позволило определить
основную цель программы, задачи, формы организации образовательной деятельности, методы и
приемы работы с детьми.
Адресат программы
Программа «Кукольный театр» предназначена для детей от 7до12 лет. Принимаются все
желающие. Обучение групповое. Группы одного возраста.
Стартовый уровень
1группа обучения-7-8 лет.
2 группа обучения 8-9 лет.
Базовый уровень
3 группа обучения 9-10 лет.
Углубленный уровень
4 группа обучения 10-11 лет.
5 группа обучения 11-12 лет.

Программа построена таким образом, чтобы дети могли заниматься в коллективе несколько
лет, переходя из одной возрастной группы в другую, получая новые знания, приобретая умения,
соответствующие их возрастным возможностям.
Форма обучения программы очная, с применением дистанционных образовательных
технологий.
Объем и срок освоения программы.
Общее количество часов, запланированных на весь период обучения по программе «Кукольный
театр» - 1080 часов на 5 лет.
Стартовый уровень 1-2 год обучения, программа рассчитана на 216 часа в год, по 2 часа 3 раза
в неделю. Продолжительность одного занятия 45 минут, перемена между занятиями 10 мин.
Базовый уровень 3 год обучения, программа рассчитана на 216 часов по 2 часа 3 раза в
неделю. Продолжительность одного занятия 45 минут, перемена между занятиями 10 минут.
Углубленный уровень 4-5 год обучения, программа рассчитана на 216 часов, по 2 часа 3 раза в
неделю. Продолжительность одного занятия 45 минут, перемена между занятиями 10 минут.
Принципы построения программы:
• От простого к сложному (от знакомства с куклой и ее изготовлением, к кукольным спектаклям
и изучению образа).
• Системность и последовательность.
• Учет возрастных особенностей детей.
• Доступность.
Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства
Задачи:
Личностные:
Прививать детям любовь к кукольному театру.
Воспитывать уважение к коллективу.
Воспитывать трудолюбие и стремление к преодолению препятствий.
Формировать умение общаться, уступать, слушать и слышать других.
Развивать инициативу и самостоятельность,
Развивать познавательные процессы
• Метапредметные:
Развивать мотивацию и познавательный интерес к занятиям кукольным театром.
Развивать актерскую выразительность, творческую способность.
Развивать способность к владению куклой.
Формировать чувство ответственности.
• Предметные:
Развивать познавательный интерес к занятиям кукольным театром.
Сформировать необходимые представления о театральном искусстве.
Формировать у учащихся умение взаимодействовать с партнёром, создавать образ героя,
работать над ролью.
Сформировать речевую культуру ребёнка при помощи специальных заданий и упражнений на
постановку дыхания, дикции, интонации.
•

Учебный план

Знакомство с
кукольным
театром
Виды
кукольных
театров
Театр
Петрушек
В мире
кукольного
театра

8

18

26

30

84

114

20

56

76

216

Формы и методы
контроля

всего

практика

углубленны
й уровень 5
год обучения
Теория

всего

практика

Теория

всего

практика

углубленный
уровень 4 год
обучения

Опрос, итоги
конкурсов

62

122

184

8

24

32

Сказки А.С.
Пушкина
Театр живых
кукол
ИТОГО:

Теория

всего

практика

Теория

всего

практика

Теория

Разделы
программы

Количество часов
стартовый уровень
базовый
уровень 3 год
2 год
1 год обучения
обучения
обучения

216

57

145

202

4

10

14

57

145

202

31

73

104

4

10

14

28

84

112

216

216

опрос,
инсценирование,
анализ выступления
Наблюдение,
соревнования
опрос, итоги
конкурсов, речевой
тренинг,
самостоятельная
работа
постановка сказки
Речевой тренинг,
самостоятельная
работа

216

Содержание программы
Содержание программы 1-го года обучения
Раздел: Знакомство с кукольным театром. (18ч)
Тема 1.Вводное занятие «У ворот сказок» (2 ч)
Теория. Правила работы в объединении.
Практика: Знакомство с детьми. Инструктаж по ТБ. Беседа о сказках, вопросы, творческое
задание (нарисовать любимых героев из сказок).
Тема 2.Медведь, волк, лиса, заяц и др.русские народные сказки (12ч)
практика: Речевая зарядка – чтение сказок вслух по ролям. Выбор сказок о животных, изучение
повадок этих животных, инсценирование.
Тема 3.Знакомство с искусством “Кукольный театр” (12ч)
Теория: Занятие-путешествие в мир кукол. История возникновения кукольного театра.
Практика: Речевая зарядка (скороговорки, поговорки), пальчиковая гимнастика. Рассказ о первых
куклах, о герое русского народного театра – Петрушке, о многообразии кукол народов мира.
Раздел: Виды кукольных театров. (114ч)
Тема 4.Виды кукольных театров (2 ч)
Теория: Знакомство с видами кукольного театра.
Практика: Речевая зарядка (скороговорки, поговорки), пальчиковая гимнастика.
Тема 5 .Фланелевый театр (16ч)
Теория: Знакомство с фланелевым театром. Постановка сказки “ Под грибком”.
Практика: Речевая зарядка (скороговорки, поговорки), пальчиковая гимнастика. Развивающие
игры: «Подбираем рифму”, «Кузовок”, «Чьё всё это?”, «Домики”, «Наоборот”, «Закончи фразу”.
Тема 6. Картонный театр (16 ч)
Теория: Знакомство со сказкой “Упрямые козлики”, работа над сказкой.
Практика: Речевая зарядка (скороговорки, поговорки), пальчиковая гимнастика.

Тема 7. Пальчиковый театр (16 ч)
Теория: Знакомство с пальчиковым театром. Постановка мини-спектакля “Репка”, сказки
“Телефон”.
Практика: Речевая зарядка (скороговорки, поговорки), пальчиковая гимнастика.
Тема 8.Теневой театр (16 ч)
Теория: Знакомство с театром теней. Обыгрывание этюдов из знакомых сказок (по желанию
детей).
Практика: Речевая зарядка (скороговорки, поговорки), пальчиковая гимнастика.
Тема 9 Кулачковый театр (16 ч)
Теория: Знакомство с кулачковым театром. Обыгрывание сценки “Два веселых гуся”.
Практика: Речевая зарядка (скороговорки, поговорки), пальчиковая гимнастика.
Тема 10.Театр плоских игрушек (16 ч)
Теория: Знакомство с театром плоских игрушек. Постановка сказки “Колобок”.
Практика: Речевая зарядка (скороговорки, поговорки), пальчиковая гимнастика.
Тема 11. Конусный театр (16 ч)
Теория: Знакомство с конусным театром. Постановка сказки “Приходите в гости”.
Практика: Речевая зарядка (скороговорки, поговорки), пальчиковая гимнастика.
Раздел: Театр Петрушек. (76 ч)
Тема 12. Основы кукловождения, ЗКР [E] – 4 ч.
Теория: Знакомство с основами кукловождения.
Практика: Правила кукловождения
Тема 13. Игры с куклой без ширмы, ЗКР [Ё] – 8 ч.
Теория: Игры с куклой за ширмой
Практика: Речевая разминка.
Тема 14. Игры с куклой на ширме ЗКР [Ю] – 6 ч.
Теория: Игры с куклой за ширмой
Практика: Игры с куклой за ширмой
Тема 15.Знакомство со сказкой “Рукавичка”, 6 ч
Теория: Знакомство со сказкой «Рукавичка»
Практика: Работа над сказкой ЗКР [Я], [Д], [Ж], [З], [Л], [М] – 14 ч.
Тема 16. Знакомство со сказкой «Маша и медведь» - 14ч.
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 17.Знакомство со сказкой « Старик Далантай» -14 ч.
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция.Показ спектакля.
Тема 18. Знакомство со сказкой “Целебная травка”, работа над сказкой ЗКР [С], [Ц], [Ч],
[Ш], [Щ], [Й] – 14 ч.
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 19. Знакомство со сказкой «Заводные игрушки», -8 ч
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов
Практика: Речевая культура и развивающие игры
Тема 20. Приглашаем в путешествие «Здесь живут герои сказок» (8ч)Теория: Сказочный музей и его экспонаты.
Практика: Речевая зарядка – разучивание новых пословиц
Тема 21. Итоговое занятие (2ч)
Практика: Праздник, награждение самых активных учащихся.

Содержание программы 2 год обучения
Раздел « В мире кукольного театра» (32ч)
Тема 1.Вводное занятие « В волшебном царстве, в небывалом государстве (2ч).
Теория: Повторение правил работы в объединении. Инструктаж по технике безопасности.
Русские народные волшебные сказки. Волшебный вымысел.
Практика: Речевая зарядка – поговорки и скороговорки. Игры с куклами.
Тема 2. Основы сценической речи (2ч).
Теория: Работа с текстом. Логика речи. Традиционное произношение отдельных слов и
выражений.
Практика: Речевой тренинг.
Тема 3. Фестиваль кукольных театров (4 ч).
Теория: Темы для сочинений коротких этюдов .Темы: «Крокодил и воздушный шарик», «Ночь в
магазине игрушек», «Самый счастливый день старого чайника». Вместо кукол можно
использовать карандаши, тапочки, стаканы, ложки, носовые платки и т.д.
Практика: Речевая разминка, показ этюдов.
Тема 4. Мы строим «Парк загадок» на основе сказок (2ч).
Практика: Игра-путешествие по парку загадок. Загадки про сказочных героев придумать, что
есть в парке сказочного.
Тема 5.В стране волшебников и фей. Сказки Ш. Перро (8ч).
Теория: Обзор сказок. Страницы биографии (кратко).
Практика: Инсценирование сказок, по группам. Игры.
Тема 6. Виды кукольных театров (14ч).
Теория: Повторение ранее изученные виды театров – фланелевый, картонный, теневой,
конусный, пальчиковый, кулачковый, театр плоских игрушек.
Практика: Показ сказки.
Раздел: Театр Петрушек (184 ч).
Тема 7 . Сказка «Кот в доме живет» (14ч).
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 8.Сказка « Пых» (14ч).
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 9 Сказка « У страха глаза велики». (14ч).
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 10 Сказка «Лиса-ученица» (14ч).
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 11. Сказка «Страна дорожных знаков». (14ч).
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 12.Сказка «В гостях у снегурочки». (14ч).
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 13. Сказка «Баба-яга». (14ч).
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.

Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 14. Сказка «Заюшкина избушка». (14ч).
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 15 Сказка « Медведь», (бурятская народная сказка). (14ч).
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 16 Сказка «. Незнайка сочиняет стихи». (14ч).
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 17. Сказка « Айболит в гостях у детей». (14ч).
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 18. Сказка « Колобок на новый лад». (14ч).
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 19. Сказка « Волшебное кольцо». (14 ч).
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 20. Итоговое занятие (2ч).
Практика: Награждение самых активных участников. «Кукольный концерт» музыка из
мультфильмов, видеозапись.
Содержание программы 3 год обучения
Раздел: Театр Петрушек (202ч).
Тема 1. Вводное занятие (2ч). «В мире сказок».
Теория: Инструкция по технике безопасности. Повторение правил работы в объединении.
Русские народные волшебные сказки.
Практика: Речевая зарядка – поговорки, скороговорки. Игры с куклами.
Тема 2. Азбука кукловода (2ч).
Теория: Закрепление знаний детей о навыках и умениях актера-кукольника, правила управления
куклой,
Практика: Развитие выразительности речи.
Тема 3. Сказка «Кошкин дом»
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 4. Сказка «Каникулы в Простоквашино»
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 5. Сказка «Сагаалган»
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 6 Сказка «Царевна Лягушка»
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.

Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 7. Сказка «Три поросенка».
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 8. Сказка « Снегурочка и весна»
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 9. Сказка « Три медведя».
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 10. Сказка «Тимкина машина»
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 11. Сказка «Кто сказал «Мяу»
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 12.Сказка « Незнайка и буквы».
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Раздел: «Сказки А.С. Пушкина» (14ч)
Тема 13 « У Лукоморья» Сказки А.С. Пушкина (12 ч).
Теория: Страницы биографии поэта. Обзор сказок.
Практика: Выбор сказки, чтение по ролям, репетиции, показ.
Тема 14 Итоговое занятие (2ч)
Награждение самых активных участников. Показ этюдов из любимых сказок детей.
Содержание программы 4 год обучения
Раздел Театр Петрушек (202ч)
Тема 1. Вводное занятие (2ч). «Театр кукол».
Теория: Правила работы в объединении. Расширение знаний о театре кукол. Исторические
сведения.
Практика: Инструкция по технике безопасности.
Тема 2. Азбука театра (2ч).
Теория: Актёр, режиссёр, декоратор. Репертуар. Бутафория. Виды сценической речи. Зритель.
Театральный плакат.
Практика: Мини-пьесы, речевая разминка.
Тема 3. Сказка «Кот наоборот»
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 4. Сказка «Дед Мороз и коза-дереза»
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 5. Сказка «Замарашки» (почему дети должны умываться)
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.

Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 6. Сказка «Дочь и падчерица» (русская народная сказка)
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 7. Сказка «Маша и Медведь» (русская народная сказка)
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 8. Сказка «Свинопас» (Ганс Христиан Андерсен)
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 9. Сказка «Вихревы подарки» (белорусская народная сказка)
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 10. Сказка «Три медведя» (Лев Толстой)
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тем 11. Сказка «Пан Котофей»
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 12. Сказка « Козленок, который умел считать до десяти» (сказка Альфа Прёйсена)
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 13. Сказка «Пират Антошка»
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 14. Сказка «Инспектор Светофоров и Головастый Космоглот» (про Правила
Дорожного Движения)
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Раздел: Театр живых кукол. (14 ч)
Тема 14.Театр тростевых кукол(2ч)
Теория: Знакомство с тростевыми куклами. Роль декораций в постановке. Чтение пьесы, её
анализ. Работа над характерами героев. Приёмы кукловождения. Коллективный анализ
выступлений. (1ч)
Практика: Ремонт и изготовление кукол. Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой..
Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Выступление перед зрителями. (1ч)
Тема 15. Театр марионеток (2ч)
Теория: Знакомство с тростевыми куклами. Роль декораций в постановке. Чтение пьесы, её
анализ. Работа над характерами героев. Приёмы кукловождения. Коллективный анализ
выступлений. (1ч)
Практика: Ремонт и изготовление кукол. Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой..
Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Выступление перед зрителями. (3ч)
Тема 16 Театр «Люди-куклы» (6ч)
Теория: Пластика в движении актёров. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев.
Разучивание ролей(2ч)

Практика: Изготовление костюмов и декораций. Подбор реквизита. Этюдный тренаж..
Репетиции. Импровизация. Выступление перед зрителями. (4ч)
Тема 17. Итоговое занятие (2ч)
Практика: Награждение самых активных участников. Показ этюдов из любимых сказок детей.
Содержание программы 5 год обучения
Раздел: Театр Петрушек (104ч)
Тема 1. Вводное занятие (2ч). «Театр кукол».
Теория: Повторение правил работы в объединении. Расширение знаний о театре кукол.
Исторические сведения.
Практика: Инструкция по технике безопасности
Тема 2. Азбука театра (2ч).
Теория: Актёр, режиссёр, декоратор. Репертуар. Бутафория. Виды сценической речи. Зритель.
Театральный плакат.
Практика: Мини-пьесы
Тема 3. Сказка «Кто получит приз»
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 4. Сказка «Про принцессу которая плохо училась»
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 5. Сказка «Болезнь непрощения»
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 6. Сказка «Считаю до пяти»
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 7. Сказка «Как совесть хозяина искала»
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 8. Сказка «Палочка-выручалочка» В.Сутеев.
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 9. Сказка «Заветное желание
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 10. Сказка «Как Вовка и Петька живую воду искали
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 11. Сказка «Помогите Дракоше» (сказка о здоровье)
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 12.Сказка «Как Куся за азбукой ходила»
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.

Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Тема 13. Сказка «Охотник Золто»
Теория: Знакомство со сказкой. Анализ текста. Распределение ролей. Определение характера
героев. Чтение по ролям, разучивание слов.
Практика: Изготовление декораций, кукол, бутафории, персонажей. Репетиция. Показ спектакля.
Раздел Театр живых кукол (112ч).
Тема 14.Театр тростевых кукол (2ч)
Теория: Знакомство с тростевыми куклами. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами
героев. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей.(1ч)
Практика: Ремонт и изготовление кукол. Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой. Роль
декораций в постановке. Репетиции. Импровизация. Выступление перед зрителями. (1ч)
Тема 15.Театр марионеток (4ч)
Теория: Куклы-марионетки. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев.(1ч)
Практика: Приёмы кукловождения. Ремонт и изготовление кукол. Разучивание ролей. Репетиции.
Импровизация. Выступление перед зрителями. (3ч)
Тема 16.Театр «Куклы-люди» (104ч)
Теория: Этюдный тренаж. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Разучивание
ролей. Коллективный анализ выступлений.(26ч)
Практика: Пластика в движении актёров. Изготовление костюмов и декораций. Подбор
реквизита. Репетиции. Импровизация. Выступление перед зрителями. (78ч)
Тема 17. Итоговое занятие - (2ч).
Практика: Награждение самых активных участников. Показ этюдов из любимых сказок
детей.(2ч)
Планируемые результаты
По окончании 1,2 года обучения (стартового уровня):
личностные
метапредметные
• готовность и способность
к саморазвитию.
• владение актёрским
мастерством;
• умение создавать
сценический образ с
помощью куклы.

• формирование устойчивого
интереса к театральной
деятельности.
• правильное обращение с
куклами
• расширение общего
кругозора;
умение составлять сказки,

• Знакомство с театральной
культурой.
• знание основных понятий о
театральном искусстве;
• знание устройства кукольного
театра;
• владение техникой
кукловождения;
• умение изготавливать
театральные куклы, реквизит и
декорации;
• Знание видов кукольного театра

По окончании 3 года обучения (базового уровня):
личностные
метапредметные
• готовность и способность
к личностному
самоопределению.
• вживание в создаваемый
образ.
• воплощение собственных
замыслов, возникающих в
воображении.

• развитие эстетических чувств
и художественного вкуса.
• правильное обращение с
куклами.
• пользование сказочным
языком.
умение составлять сказки,
пьесы

предметные

предметные

• знакомство с основами
актерского мастерства.
• знание видов кукольного театра,
правильная работа с текстом.
• работа над созданием сказочных
героев.

По окончании 4, 5
личностные
• готовность и способность к
профессиональному самоопределению.
• обращение со зрителем и партнером
через куклу.
• наблюдательность и анализ в создании
образа.
• работа над созданием сказочного
образа, работа над спектаклями, с
усложненным репертуаром.
• умение организовать кукольный театр;

года обучения (углубленного уровня):
метапредметные
предметные
• овладение
• знакомство с техникой
практическими
актерского и
навыками и умениями
сценического мастерства.
театрального творчества • самостоятельная
разработка и постановка
• умение сочетать
выразительность слова.
мини-пьес детьми.
Движения и музыки.
• изготовление кукол,
создание декораций.
• свободное владение
куклой.

Комплекс организационно-педагогических условий.
К программе разработана система мониторинга результатов до начала, во время и после
освоения программы.
Объектами мониторинга являются:
• знания, умения, навыки по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе;
• уровень и качество выполненных детских творческих и практических работ;
• степень самостоятельности и уровень творческих способностей учащихся.
Для отслеживания результатов обучения педагогом используются следующие методы:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения
учащимися диагностических заданий, участия в мероприятиях (выставках, конкурсах, фестивалях),
защиты проектов, активности учащихся на занятиях;
- педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и тесты, анкетирование;
- мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку учащегося,
оформление фотоотчёта.
Указанные способы отслеживания результативности используются как средство:
- начальной или входной диагностики, которая проводится в начале каждого учебного года с
целью определения уровня развития учащихся на момент начала освоения программы.
- промежуточной диагностики, которая проводится в середине каждого учебного года с целью
определения результатов обучения учащихся в ходе освоения программы.
- итоговой диагностики, которая проводится в конце каждого учебного года с целью
определения изменения уровня развития учащихся, их творческих способностей после ежегодного
освоения программы.
Используемыми формами выявления результатов являются: беседа, опрос, наблюдение,
праздничные мероприятия, выставки, фестивали, конкурсы.
Используемыми формами фиксации результатов являются: грамоты, дипломы, готовые
детские творческие работы, анкеты, тестирование.
Используемыми формами предъявления результатов являются: выставки, конкурсы,
фестивали, праздники, демонстрация готовых детских творческих работ.
Результаты мониторинга выступают в качестве целевых ориентиров для педагога и являются
основанием для корректировки программы или для разработки новой.
Используемыми формами подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы являются: опрос, самостоятельная работа,
самоанализ, коллективный анализ работ, коллективная рефлексия, открытое занятие для родителей,
тематическая игра, конкурс для учебной группы, презентация творческих работ, творческий

образовательный проект, социальная акция, выставка, презентация с использованием интернетресурсов.
Формы подведения итогов реализации программы используются с целью получения
результатов освоения программы для проведения своевременного анализа деятельности коллектива
в целом.
Результаты освоения программы и достижения учащихся заносятся в диагностические таблицы.
За основу целевых ориентиров диагностирования отобраны и заложены в диагностические таблицы
общие показатели личностных, метапредметных и предметных результатов, отражающие
совокупность согласованных друг с другом планируемых результатов, сформированных с учетом
цели, задач и содержания программ, с учетом специфики направлений деятельности и особенностей
программы.
В диагностических таблицах представлены:
- личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу и его результатам;
- метапредметные результаты – освоенные учащимися способы деятельности, применимые
как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных
ситуациях (компетенции);
- предметные результаты – усвоение учащимися конкретных элементов социального опыта,
изучаемого в рамках данной программы;
- результаты достижений – отслеживание творческих достижений учащихся объединения на
районном, республиканском, всероссийском и международном уровнях, как демонстрация
приобретенных знаний, умений и навыков в процессе освоения программы.
Диагностика метапредметных и личностных результатов учащихся

Шкала оценки: в полном объеме – 3 балла, достаточно – 2 балла, частично – 1 балл, не владеет
– 0 баллов.

Средний балл

Самооценка

Самопрезентация

Эмоционально-нравственная отзывчивость

Ответственность

Навыки конструктивного взаимодействия
со взрослыми и сверстниками

Ценностная ориентация

Проявление любознательности

Инициативность

Творческая активность

Самореализация

Навыки адаптации в динамично
меняющемся мире

Показатели личностных результатов

Средний балл

Наличие коммуникативных умений

Умение использовать
компьютерные технологии

Умение осуществлять
познавательные действия

Умение работать в коллективе

Умение планировать и осуществлять
свою деятельность

Фамилия,
Имя учащегося

Показатели метапредметных
результатов

Диагностика предметных результатов учащихся

Средний балл

Умение анализировать
свою работу по изучаемой
программе

Основы
изобразительной и
творческой деятельности

Эмоционально
обращенное развитие

Умение владеть куклой

Речевая культура

Знание основ
театральной деятельности

Умения и навыки

Знание терминологии по
изучаемым темам

Знание основных
понятий изучаемых тем

Знание основ теории по
изучаемым темам

Знания

Фамилия,
Имя учащегося

№

Шкала оценки: в полном объеме – 3 балла, достаточно – 2 балла, частично – 1 балл, не владеет
– 0 баллов.
В соответствии с выявленными личностными, метапредметными и предметными результатами
определяется уровень развития интеллектуальных, творческих и личностных качеств учащихся по
следующей схеме:
Не владеет
Частично

Достаточно

В полном объеме

Уровни выраженности оцениваемого показателя
0 баллов
Способности не выражены.
1 балл
Способности выражены:
минимально – от 0,1 до 0,10;
ниже среднего – от 0,11 до 1;
2 балла
Способности выражены:
в средней степени – от 1,1 до 1,9;
выше среднего – от 2 до 2,4;
3 балла
Способности выражены:
хорошо – от 2,5 до 2,8;
ярко – от 2,9 до 3;

По каждому критерию личностных, метапредметных и предметных результатов высчитывается
средний балл и процент, который после заносится в таблицу общих результатов по годам обучения.
Результативность освоения программы учащимися объединения.
Результативность освоения
программы
1
Предметные
результаты
2
Метапредмет
ные результаты
3
Личностные
результаты

ИТОГО:

1 год
обучения
Кол-во %
учащ.

2 год
обучения
Кол-во %
учащ.

3 год
обучения
Кол-во %
учащ.

4 год
обучения
Кол-во %
учащ.

Итого
Кол-во
учащ.

%

Высокий
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Низкий
высокий
средний
низкий

Результаты творческих достижений каждого учащегося по участию в мероприятиях районного,
республиканского, всероссийского и международного уровней в ходе освоения программы
представляются в отдельных диагностических таблицах.

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

Достижения в
мероприятиях
международного
уровня
1 п/г
2 п/г

Призер (1-3 место)

Достижения в
мероприятиях
всероссийского
уровня
1 п/г
2 п/г

Участие (выступление)

2 п/г

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

1 п/г

Достижения в
мероприятиях
республиканског
о уровня
1 п/г
2 п/г

Призер (1-3 место)

Достижения в
мероприятиях
районного уровня

Призер (1-3 место)

Фамилия, имя
учащегося

Участие (выступление)

№

Участие (выступление)

Результативность творческих достижений учащихся

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Кабинет, оборудованный на 15-20 человек (столы,
стулья). Учебная мебель соответствует возрасту учащихся. Компьютер. Видеопроектор.
Канцелярские товары. Раздаточный материал, ширма, куклы, музыкальное оборудование.
Для заочных, дистанционных занятий: Персональный компьютер. Операционная система
Windows. Установленный браузер. Доступ в интернет.
Методическое обеспечение. Наглядные и дидактические материалы: шаблоны, эскизы, схемы,
карточки, видеоматериалы, презентации по темам, журналы, фотографии, материалы на
флешнакопителях, иллюстрации разных видов кукол, инструкции по изготовлению кукол,
упражнения на развитие речи, скороговорки, чистоговорки, кроссворды, шарады и т.д.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования Захарова Наталья Викторовна.
Стаж работы 8 лет. 1 квалификационная категория, высшее образование.

Список литературы
1. ”Домашний театр”, Н.Алексеевская, Москва, 2000 г.
2. “Играем в кукольный театр”, Н.Ф.Сорокина, Программа “Театр, творчество, дети”
Пособие по ПДО, М. “Аркти“ - 2004 г.
3. “Кукольный театр – дошкольникам”, Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко. М. “Просвещение”
1973 г.
4. “Кукловедение для малышей”, д/о N 5, 2005 г И.Ярославцева.
5. “Мир кукольного театр (Серия “ Хит сезона ”)“, Иванцова Л., Коржова О., Ростов-на-Дону,
“Феникс “ - 2003 г.
6. “Правильно ли говорит ваш ребёнок“, А.И.Максаков, “Просвещение“ – 1988 г.
7. “Уроки логопедии (Игры для развития речи)“, Е.Косимова, Москва, “Эксмо“ – 2006 г.
8. “Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук“, И.Светлова, Москва, “Эксмо“ –
2005 г.
9. “Энциклопедия обучения и развития дошкольника“, А.Герасимова, Москва, “Олма-Пресс
Образование“ – 2000 г.
10. “100 логопедических игр“, И.Скворцова, Москва, “Олма-Пресс Образование“ – 2003г.
11. Учебное пособие для ДО «Театр», И.А.Генералова, Москва, “Баласс“ – 2004 г.
12. “Театрализированные музыкальные представления для детей дошкольного возраста“,
И.В.Бодраченко, Москва, “Айрис-Пресс“ – 2007 г.
13. “Весёлые домашние задания“, М.Султанова, ООО “Хатбер-Пресс“ – 2007 г.
14. “Кукольный театр“, А.Д.Крутенкова, Волгоград, “Учитель“ – 2009 г.
15. “Рисуем кукольный спектакль“, Л.Д.Киреева, Волгоград, “Учитель“ – 2008 г.
16. Альбом по развитию речи “Говорим правильно“, В.Володина, Москва, “Росмэн“ – 2005 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».