Ладья_compressed

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ладья» (далее Программа) имеет физкультурно-спортивную направленность. Программа модифицированная.
Программа разработана на основании:
- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций, дополнительного образования детей»; Сан Пин
2.44.3172-14 (с изменениями на 27.10.2020г)
- Универсальная опорная таблица для проектирования дополнительной общеразвивающей
программы, автор Буйлова Л.Н., кандидат педагогических наук, доцент.
- Приказа Министерства просвещения России от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Актуальность и особенности программы
Программа «Ладья» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных
теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к
знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного
материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в
развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей
некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного
самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую
ущербность. Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в
начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным
видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому
развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт
вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств:
целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания,
смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и
т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в
учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств
нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него
уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных
свойств характера.
Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и
действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана
действий - способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное
мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость,
вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее,
самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не
унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в
волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на
совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие,
внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления
1

поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план
выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая
становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих
способностей.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги
в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной
доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать
положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных
фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На
занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки
песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий
является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на
доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности,
делают свои первые шаги на шахматной доске.
Результаты образовательной деятельности:
•Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие
коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
•Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
•Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые
упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную
партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение
применять их на практике.
Адресат программы
Программа рассчитана на учащихся 7 - 13 лет, без отбора по половому признаку,
социальному положению.
Расписание строится в соответствии с СанПиН из расчета 2 занятия в неделю.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими
возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию
времени и режима занятий.
Занятия проводятся на базе МБОУ «Таксимовская СОШ №3» по согласованию с
руководством. Занятия носят комбинированный характер, строятся на сочетании различных
видов деятельности, включающих практические и теоретические задания
Зачисление обучающихся в учебные группы осуществляется по их желанию на основании
заявления родителей (законных представителей).
Форма обучения очная с применением дистанционных технологий.
Срок реализации программы: 4 года.
Объем часов по программе составляет: 288 часов
Программа составлена из расчета 72 часа на учебный год (по 2 часа 1 раз в неделю).
Основные формы и средства обучения:
• Практическая игра.
• Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
• Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
• Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
• Участие в турнирах и соревнованиях
• Предусмотрены электронные и дистанционные формы обучения.

2

Цель и задачи программы
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования
общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
• создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся
(коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
• формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактнологического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить
логические операции).
• воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
• Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности
каждого участника и всего коллектива в целом.
• Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не
пассивное
созерцание со стороны;
• Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного
материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является
система дидактических принципов:
• принцип психологической комфортности - создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
• принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный
выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
• принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах
организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального
и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей
устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план
действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в
достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

3

Учебный план

16
9
6

32
18
12
3
2

6
4

Ценность шахматных фигур

4

4

8

Техника матования
одинокого короля
Достижение мата без
жертвы материала
Шахматная комбинация

4

4

8

3

3

6

20

20

40
5

5

10

Основы миттельшпиля

17

17

34

Основы эндшпиля

14

14

28

Повторение и закрепление
материала
Основы дебюта

Всего

72

17

17

34

18

18

38

Формы и
методы контроля
всего

16
9
6

практика

4
4
2

теория

2
2
1

всего

всего

2
2
1

практика

практика

всего

теория

практика

3
2

Шахматная доска
Шахматные фигуры
Начальная расстановка
фигур
Ходы и взятие фигур
Цель шахматной партии
Игра всеми фигурами из
начального положения
Краткая история шахмат
Шахматная нотация

теория

Разделы программы

Количество часов
3 год обучения
4 год
обучения

2 год
обучения

теория

1 год
обучения

72

72

диагностические
задания и
упражнения,
тестовые задания,
фронтальные и
индивидуальные
опросы,
шахматные
турниры и
соревнования

72

Содержание программы
Содержание программы 1 года обучения
1. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
• "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий
шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
• "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
• "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
• "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные
фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
• "Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны
догадаться, что это за фигура.
4

•

•
•
•

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди
называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо
названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать,
какая фигура загадана.
"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они
похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую
фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение
каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между
горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
• "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно
расставляют начальную позицию.
• "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры
рядом в начальном положении.
• "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру:
"Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч
следует поймать.
4. Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение",
белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и
тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на
проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
• "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план
действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с
учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает
тот, кто побьет все фигуры противника.
• "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на
шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются
заколдованными, недвижимыми).
• "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
• "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных
фигур.
• "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой
маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под
ударом черных фигур.
• "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь
определенной клетки шахматной доски.
• "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью
уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом
запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
• "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих
сторон не имеет победителя.
• "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную
фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
• "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
5

•
•
•
•

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную
фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они
проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с
"заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

5. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая
рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
• "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить:
стоит ли король под шахом или нет.
• "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
• "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
• "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
• "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан
ли мат черному королю.
• "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
6. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как
начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
• "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с
педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими
ходами.
Ожидаемые результаты
К концу первого года обучения дети должны знать:
• шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на
проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
• названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
• правила хода и взятия каждой фигуры.
• К концу первого года обучения дети должны уметь:
• ориентироваться на шахматной доске;
• играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
• правильно помещать шахматную доску между партнерами;
• правильно расставлять фигуры перед игрой;
• различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
• рокировать;
• объявлять шах;
• ставить мат;
• решать элементарные задачи на мат в один ход
Содержание программы 2 года обучения.
1. Краткая история шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы
проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

6

2. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных
фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального
положения.
Дидактические игры и задания
• “Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее
(например: “Вертикаль “е”), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог
спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские
слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.
• “Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь
(например:“Вторая горизонталь”).
• “Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”).
• “Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
• “Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на
демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
• “Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель
уточняет ответы учащихся.
3. Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение
материального перевеса. Способы защиты.
Дидактические игры и задания
• “Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура
сильнее? На сколько очков?”
• “Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят
расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в
армиях учителя и ученика были равны.
• “Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные
положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
• “Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить
материальное равенство.
4. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против
короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Дидактические, игры и задания
• “Шах или мат”. Шах или мат черному королю?
• “Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
• “Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю.
• “На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на
одну из крайних вертикалей или горизонталей.
• “В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое
поле.
• “Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется
наименьшее количество полей для отхода.
5. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в
дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Дидактические игры и задания
• “Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
• “Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
6. Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала
(матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия,
отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др.
Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для
достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
7

•
•

Дидактические игры и задания
“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.
“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш
материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться
материального перевеса.
Ожидаемые результаты
К концу второго года обучения дети должны знать:
• обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
• ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
• записывать шахматную партию;
• матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем
и ладьей;
• проводить элементарные комбинации.
Содержание программы 3 года обучения

1. Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей
и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшкихрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты.
Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное
расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Дидактические задания
• “Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат”
Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.
• “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в
игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.
• “Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в
данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько).
• “Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.
• “Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо
копирует ваши ходы.
• “Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода.
• “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий
получить материальное преимущество.
• “Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к
проигрышу материала или мату.
• “Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
• “Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры,
если рокируют.
• “В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в
которую белые не нарушают правил игры.
• “Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать
сдвоения пешек.
• “Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у
противника образовались сдвоенные пешки.
Ожидаемые результаты
К концу третьего года обучения дети должны знать:
• принципы игры в дебюте;
8

• основные тактические приемы;
• что означают термин- дебют.
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
• грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
• точно разыгрывать простейшие окончания
Содержание программы 4 года обучения.
Материал четвертого года обучения сложнее материала предыдущих лет обучения. На
основе ранее приобретенных знаний и умений учащиеся углубляют представления во всех трех
стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо
отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.
1. Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине
шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое
нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации,
ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки,
разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты,
связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.
Дидактические задания
• “Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и
остаться с лишним материалом.
• “Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода.
• “Сделай ничью” Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.
2. Основы эндшпиля. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые
случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при
неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые
случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые
случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило
“квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на
седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля.
Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля,
конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Дидактические задания
• “Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”. Белые
начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический
удар и выигрывают фигуру.
• “Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
• “Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи.
• “Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение.
• “Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить
королем, чтобы добиться ничьей.
• “Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей.
Ожидаемые результаты
К концу учебного года дети должны знать:
- принципы игры в дебюте;
- основные тактические приемы;
- что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые
поля.
К концу учебного года дети должны уметь:
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
9

- находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
- точно разыгрывать простейшие окончания.

Комплекс организационно-педагогических условий.
К программе разработана система мониторинга результатов до начала, во время и после
освоения программы.
Объектами мониторинга являются:
• знания, умения, навыки по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе;
• уровень и качество выполненных детских творческих и практических работ;
• степень самостоятельности и уровень творческих способностей учащихся.
Для отслеживания результатов обучения педагогом используются следующие методы:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения
учащимися диагностических заданий, участия в мероприятиях (выставках, конкурсах,
фестивалях), защиты проектов, активности учащихся на занятиях;
- педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и тесты, анкетирование;
- мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку учащегося,
оформление фотоотчёта.
Указанные способы отслеживания результативности используются как средство:
- начальной или входной диагностики, которая проводится в начале каждого учебного
года с целью определения уровня развития учащихся на момент начала освоения программы.
- промежуточной диагностики, которая проводится в середине каждого учебного года с
целью определения результатов обучения учащихся в ходе освоения программы.
- итоговой диагностики, которая проводится в конце каждого учебного года с целью
определения изменения уровня развития учащихся, их творческих способностей после
ежегодного освоения программы.
Используемыми формами выявления результатов являются: беседа, опрос,
наблюдение, праздничные мероприятия, выставки, фестивали, конкурсы.
Используемыми формами фиксации результатов являются: грамоты, дипломы,
готовые детские творческие работы, анкеты, тестирование.
Используемыми формами предъявления результатов являются: выставки, конкурсы,
фестивали, праздники, демонстрация готовых детских творческих работ.
Результаты мониторинга выступают в качестве целевых ориентиров для педагога и
являются основанием для корректировки программы или для разработки новой.
Используемыми формами подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы являются: опрос, самостоятельная работа,
самоанализ, коллективный анализ работ, коллективная рефлексия, открытое занятие для
родителей, тематическая игра, конкурс для учебной группы, презентация творческих работ,
творческий образовательный проект, социальная акция, выставка, презентация с
использованием интернет-ресурсов.
Формы подведения итогов реализации программы используются с целью получения
результатов освоения программы для проведения своевременного анализа деятельности
коллектива в целом.
Результаты освоения программы и достижения учащихся заносятся в диагностические
таблицы. За основу целевых ориентиров диагностирования отобраны и заложены в
диагностические таблицы общие показатели личностных, метапредметных и предметных
результатов, отражающие совокупность согласованных друг с другом планируемых
результатов, сформированных с учетом цели, задач и содержания программ, с учетом
специфики направлений деятельности и особенностей программы.
В диагностических таблицах представлены:
10

Средний балл

Умение анализировать свою работу по изучаемой
программе

грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
находить несложные тактические удары и
проводить комбинации;

точно разыгрывать простейшие окончания

ориентироваться на шахматной доске; проводить
элементарные комбинации.

Знания

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

решать элементарные задачи на мат в один ход

основные тактические приемы;

принципы игры в дебюте;

Шкала оценки: в полном объеме – 3 балла, достаточно – 2 балла, частично – 1 балл, не
владеет – 0 баллов.

Диагностика предметных результатов учащихся

Умения и навыки

11

Средний балл

Самооценка

Самопрезентация

Эмоционально-нравственная отзывчивость

Ответственность

Навыки конструктивного взаимодействия со
взрослыми и сверстниками

Ценностная ориентация

Проявление любознательности

Инициативность

Творческая активность

Самореализация

Навыки адаптации в динамично меняющемся
мире

Средний балл

Наличие коммуникативных умений

Умение использовать компьютерные
технологии

Умение осуществлять познавательные действия

Умение работать в коллективе

Умение планировать и осуществлять свою
деятельность

Показатели метапредметных
результатов

обозначение горизонталей, вертикалей, полей,
шахматных фигур

ценность шахматных фигур, сравнительную
силу фигур.

правила хода и взятия каждой фигуры.

№

Знание основных понятий изучаемых тем

Знание основ теории по изучаемым темам

Фамилия,
Имя учащегося

Фамилия,
Имя учащегося

- личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса,
самому образовательному процессу и его результатам;
- метапредметные результаты – освоенные учащимися способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях (компетенции);
- предметные результаты – усвоение учащимися конкретных элементов социального
опыта, изучаемого в рамках данной программы;
- результаты достижений – отслеживание творческих достижений учащихся объединения
на районном, республиканском, всероссийском и международном уровнях, как демонстрация
приобретенных знаний, умений и навыков в процессе освоения программы.
Диагностика метапредметных и личностных результатов учащихся
Показатели личностных результатов

Шкала оценки: в полном объеме – 3 балла, достаточно – 2 балла, частично – 1 балл, не
владеет – 0 баллов.
В соответствии с выявленными личностными, метапредметными и предметными
результатами определяется уровень развития интеллектуальных, творческих и личностных
качеств учащихся по следующей схеме:
Не владеет

Уровни выраженности оцениваемого показателя
0 баллов
Способности не выражены

Частично
Достаточно

1 балл
2 балла

В полном объеме

3 балла

Способности выражены минимально, ниже среднего.
Способности выражены в средней степени,
выше среднего.
Способности выражены хорошо, ярко.

По каждому критерию личностных, метапредметных и предметных результатов
высчитывается средний балл и процент, который после заносится в таблицу общих результатов
по годам обучения.
Результативность освоения программы учащимися объединения.
1 год обучения
Кол-во
%
учащ.

Результативность освоения
программы
1

Предметные
результаты

2

Метапредметные
результаты

3

Личностные
результаты

2 год обучения
Кол-во
%
учащ.

3 год обучения
Кол-во
%
учащ.

4 год обучения
Кол-во
%
учащ.

Итого
Кол-во
учащ.

%

высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий

ИТОГО:

Результаты творческих достижений каждого учащегося по участию в мероприятиях
районного, республиканского, всероссийского и международного уровней в ходе освоения
программы представляются в отдельных диагностических таблицах.

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

Достижения в
мероприятиях
международного
уровня
1 п/г
2 п/г

Призер (1-3 место)

Достижения в
мероприятиях
всероссийского
уровня
1 п/г
2 п/г

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

2 п/г

Участие (выступление)

1 п/г

Достижения в
мероприятиях
республиканског
о уровня
1 п/г
2 п/г

Призер (1-3 место)

Достижения в
мероприятиях
районного уровня

Призер (1-3 место)

Фамилия, имя
учащегося

Участие (выступление)

№

Участие (выступление)

Результативность творческих достижений учащихся

12

Методическое обеспечение
При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:
1) По внешним признакам деятельности педагога и обучающихся:
- словесный (беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ);
- наглядный (показ педагогом вариантов ходов шахматных фигур на демонстрационной
доске, просмотр презентации);
- практический (турниры, блицтурниры, решение комбинаций и шахматных задач,
тренинги, анализ решения задач, консультационные партии, сеанс одновременной
игры).
2) По степени активности познавательной деятельности обучающихся:
- бъяснительно-иллюстративные (учащиеся воспринимают и усваивают готовую
информацию);
- репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности, это учебно-тренировочные партии, а также участие обучающихся в
шахматных турнирах, соревнованиях);
- исследовательский (овладение обучающимися методами научного познания,
самостоятельной творческой работы это - самостоятельный анализ шахматных партий
гроссмейстеров, мастеров, учебных партий).
3) По логичности подхода:
- аналитический (анализ партий и учебных позиций, анализ итогов турниров и конкурсов
решения задач).
4) По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучающихся:
- частично-поисковый (учащиеся участвуют в коллективном поиске, в процессе решения
шахматных задач, разборе учебных партий, консультационные партии).
Занятия проходят в игровой атмосфере. Они разделены на две части: в первой части
учащимся преподается теория, они учатся стратегическим и тактическим приемам, построению
плана, правильной оценке позиции, пробуют ставить ловушки и избегать их; вторая часть
занятия посвящена игре, где учащиеся применяют на практике полученные знания путем
решения дидактических задач и игр, соревнований, турниров и т.д.
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования МБО ДО ЦДОД «Созвездие» Шмакотин Андрей
Алексеевич, педагогический стаж 5 лет.
Занятия проводятся на базе МБОУ «Таксимовская СОШ №3» по согласованию с
руководством.
Оборудование для занятий:
-шахматные доски с набором шахматных фигур
- демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур
- шахматные часы

13

Список литературы

1. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие
для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ.и проф. обр. РФ.
М.. ПОМАТУР.- 2000.
2. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения
родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000.
3. Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. -1990.
4. В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. -1979 .
5. Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-наДону: «Феникс», 2002. - 224с.
6. Шахматный словарь. М. ФиС. -1968.
7. Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г М. Детгиз, - 1960.
8. Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. -1990.
9. Шахматы - школе. М. Педагогика. -1990.
10. В. Костров, Д.Давлетов Шахматы Санкт-Петербург -2001.
11. В.Хенкин Шахматы для начинающих М.: «Астрель».- 2002.
12. О.Подгаец Прогулки по черным и белым полям. МП «Каисса плюс»
Днепропетровск. – 1996.
13. И.А.Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. - 1995.
14. Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. - 1966.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».