Вокальное творчество_compressed

«Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальное творчество»
(далее – Программа) имеет художественную направленность.
Программа разработана на основании:
- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ
от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций, дополнительного образования детей»; Сан Пин
2.44.3172-14 (с изменениями на 27.10.2020г)
- Универсальная опорная таблица для проектирования дополнительной общеразвивающей
программы, автор Буйлова Л.Н., кандидат педагогических наук, доцент.
- Приказа Министерства просвещения России от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
В России в настоящее время уделяется огромное внимание развитию художественноэстетического (в том числе музыкального) образования детей и подростков. На это направлена
деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, Дворцов творчества
детей и молодежи, клубов и студий. Вокальному воспитанию уделяется особо важное внимание,
т.к. пение является одним из самых доступных и естественных видов творческой деятельности, и
именно здесь закладываются первые навыки индивидуального труда; умение творчески подходить
к постановке и решению задач, воспитываются организованность, ответственность,
добросовестность и умение работать как индивидуально (самостоятельно), так и в коллективе, что
играет немаловажную роль в процессе социализации и выработке позитивных личностных качеств
ребенка.
Актуальность программы.
Эстрадным вокалом в наше время увлекаются многие, особенно с появлением таких
телевизионных проектов как «Фабрика звезд», «Голос», «Ну-ка все вместе!», «Ты - супер!» и т.д.
Интерес к этому виду творчества постоянно растет, ведь у детей потребность в самовыражении на
сцене довольно сильна. Кроме того, пение является весьма действенным методом эстетического
воспитания. В процессе изучения курса вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы
вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают
основы актерского мастерства. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и
тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками
вокального искусства, самореализоваться в творчестве, разработана дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальное творчество», направленная на
художественно-эстетическое развитие учащихся.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что в последнее время во
всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать,
что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает немаловажную оздоровительнокоррекционную задачу. Поскольку основой хорошего пения является правильное певческое
дыхание, то упражнения на дыхание, являющиеся обязательной частью занятий вокалом,
улучшают деятельность мозга, обменные процессы, кровообращение, то есть являются хорошим
жизненным тонусом для детского организма. Развитие слуха и памяти на занятиях вокалом
помогают решению проблем в учёбе. Для детей с речевой патологией пение является одним из
факторов улучшения речи. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить
плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия
напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать
индивида к сложным условиям или ситуациям, развить в нем коммуникативные навыки,

облегчить процесс адаптации в обществе. Для детей всех возрастов занятия в вокальном
объединении – это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих
силах. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и
совершенствование специальных вокальных и сценических навыков. Со временем пение
становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую
жизнь.
Особенности программы
При составлении данной программы были проанализированы и обобщены следующие
аналогичные программы: программа «Студия эстрадного вокала «МегаСаунд», автор Солдатова
Е.В. ГБПОУ «Воробьевы горы», Центр «Черёмушки», г. Москва; программа вокальной студии
«Соловушка», художественный руководитель Жданова Р.А., ЦХО МГДД(Ю)Т, г. Москва.
Характерными особенностями данной программы является возможность обучения детей в
разновозрастных группах.
Основная идея программы «Вокальное творчество» - создание условий для раскрытия
творческого потенциала каждого ребёнка, его самореализации.
Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт
индивидуальных
психофизиологических
особенностей
воспитанников.
Использование
традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования
основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней,
умение контролировать и оценивать свои действия.
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 6-15 лет. В
объединение дети принимаются на свободной основе по заявлению родителей (законных
представителей) без предъявления требований к начальному уровню знаний. Особенности работы
обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального
материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения
музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься сольным и
ансамблевым пением. При условии одаренности учащегося возможно освоение программы в
сжатые сроки.
По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной и
предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими. Музыка, литература,
живопись – мир искусства в трех видах – охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне и
полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность,
интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического
цикла.
В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается
совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания,
артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с
сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами
певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. п.), навыки следования дирижерским указаниям.
Программа предполагает разноуровневый принцип организации обучения.
В программе описаны разные типы уровней сложности учебного материала и
соответствующих им достижений участника программы. Организован и обеспечен доступ любого
участника программы к стартовому освоению любого материала посредством прохождения
специально организованной педагогической процедуры. Также в программе есть описание
механизмов и инструментов ведения индивидуального рейтинга детей, исходя из содержания
уровней программы. Описаны параметры и критерии, на основании которых ведётся
индивидуальный рейтинг. Технология разноуровневого обучения предполагает создание
педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне
его ближайшего развития. Исходные научные идеи: уровневое обучение предоставляет шанс

каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать
свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать
внимание педагога на работе с различными категориями детей.
Содержание каждого из последующих уровней усложняет и дополняет предыдущий уровень.
Стартовый:
- усвоение начальных ЗУНов: правила охраны голосового аппарата, певческая установка,
работа голосового аппарата, артикуляция, дыхание, основы интонирования, теоретические
сведения;
- формирование личностных качеств - настойчивости, трудолюбия и т. д.;
- УУД – адаптация детей в коллективе, организованность, самостоятельность,
общительность;
-воспитанность – усвоение элементарных норм общежития.
Использование заданий минимальной сложности и максимальной доступности и простоты.
Он может длиться от 1 до 3 лет. Не все дети обладают терпением и выдержкой при изучении
музыкальной грамоты, освоении основ вокального творчества, поэтому начальный этап освоения
программы отсеивает детей, чей интерес к вокальному творчеству был невесомым, а увлечение
поверхностным.
Вторая ступень, или базовый уровень, может длиться 1-3 года:
– закрепление и автоматизация ЗУНов (умение относительно чисто и выразительно
интонировать, пользоваться микрофоном, осмысленно и правильно использовать терминологию, в
соответствии с программными требованиями).
-личностные: сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение
новой социальной роли, раскрытие способностей;
- учебная деятельность: способность самостоятельно организовывать процесс работы и
учебы, эффективно распределять и использовать время. Т.е. овладение специальными знаниями,
терминологией в усвоении программы;
-воспитанность: усвоены нормы поведения, формируется эмоциональная сопричастность,
способность к сопереживанию.
У детей уже сформированы начальные навыки исполнительского мастерства, они чисто
интонируют, поют на дыхании; поют чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с
сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы; у них развит гармонический и
мелодический слух, эстетический вкус. Ребята пробуют себя в различных вокальных конкурсах.
Это новая ступень в освоении мастерства вокалиста, которая ведёт обучающихся в океан
музыкальной культуры и вокального творчества.
Третья ступень, продвинутый уровень:
Знания, умения, навыки:
-соответствие практических умений и навыков программным требованиям; профессионализм исполнительской деятельности;
-креативность в выборе песни, свой исполнительский стиль, осмысленность и правильность
использования специальной терминологии.
Универсальные учебные действия:
- Организованность, общительность, самостоятельность, инициативность.
Личностные свойства и способности:
- развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения,
умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.
Воспитанность: формируется поведение, построенное на убеждении, осознание смысла
жизни. Ребята творчески справляются с достаточно сложными и нетривиальными заданиями,
выступают на концертных площадках различного масштаба, одерживают победы в конкурсах,
фестивалях, смотрах различного уровня.
Особенности организации образовательной деятельности.
На каждую группу дается 6 часов. Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Перерыв между занятиями – 10 минут. На индивидуальные занятия отведено 4 часа в неделю. На

них приглашаются солисты для разучивания концертных и конкурсных номеров, или малые
вокальные группы (дуэты, трио, квартеты, т.д.) с теми же целями.
В объединении к каждому мероприятию создаются инициативные творческие группы, где
дети совместно с педагогом принимают участие в написании сценария, оформлении кабинета,
пробуют себя в роли ведущего конкурса, концерта, игровой программы.
Общее количество часов в год на 1 группу – 216 часов.
Ведущие формы организации занятий: кроме индивидуальных и групповых занятий,
применяются такие формы работы, как занятия в малых группах – 2-3 ребенка (из-за сильной
загруженности или несовпадения смен дети не всегда могут посещать групповые занятия),
экскурсии, игры, коллективные творческие дела, беседы, презентации, образовательные
путешествия.
Занятия-постановки, репетиции – отрабатываются концертные номера, развиваются
актерские способности детей.
Концерты, конкурсы различных уровней тоже предусмотрены программой как форма
организации занятий.
Освоение части программы возможно в дистанционной форме через платформу «Сферум» –
путем создания чата для общего обсуждения, где даются индивидуальные консультации, задания.
Так же по программе возможна работа с одарёнными детьми. Для одаренного ребенка
составляется индивидуальная образовательная программа на основе базового учебного плана, или
выбирается план с углубленным изучением какого-либо материала, не реализуемый в той самой
группе, где занимается ребенок, участие в вокальных конкурсах.
Особенности целевой группы:
Заниматься в объединении могут дети, проявляющие интерес к искусству пения. На 1ступень
обучения, или стартовый уровень, принимаются все желающие ребята, в основном, это дети 6-8
лет. Детей этого возраста отличает высокая эмоциональность и яркость воспринимаемых образов.
Слушая песню, они могут расплакаться от избытка чувств. Дети не способны долго удерживать
внимание, у них – высокая подвижность нервных процессов, поэтому необходимо чаще менять
виды деятельности. Певческие голоса детей этого возраста характеризуются нешироким
певческим диапазоном – максимум октава (до-ре первой октавы – до-ре второй октавы), легким
фальцетным 12 (головным) звучанием, небольшой силой. Порой на 1 ступень приходят более
старшие дети. При наличии хороших музыкальных данных они за полгода преодолевают
стартовый уровень и переходят на 2 ступень обучения. В то время как младшим школьникам часто
нужно заниматься и 2, и 3 года, чтобы перейти на следующую ступень.
Эти дети ищут себя, и задача педагога – найти и развить музыкальные способности, увлечь
пением.
2 уровень обучения — это дети преимущественно среднего школьного возраста, 9-11 лет,
предмутационный период которых протекает без острых изменений в голосовом аппарате. Здесь
намечаются элементы грудного звучания, формируется индивидуальный тембр, расширяется
диапазон. Для ребят предподросткового возраста характерно мощное развитие познавательных
процессов. Они внимательны, логичны, способны к овладению самостоятельными формами
работы. Это время формирования интереса и развития мотивации к учебе. На этом уровне могут
быть и старшеклассники, которые пришли учиться пению в подростковом возрасте, «для себя».
3 ступень обучения – продвинутый уровень – в основе своей состоит из подростков с 12 лет,
мутационный период которых связан с резким изменением гортани. В голосах подростков
элементы детского звучания в различной степени смешиваются с элементами взрослого голоса,
начинает выявляться индивидуальный тембр, диапазон расширяется до 1,5 – 2 октав, звучание
микстовое (смешанное). На этом уровне занимаются дети, освоившие 1 и 2 уровни обучения.
Новенькие дети вливаются в коллектив, если у них есть необходимая музыкальная подготовка и
хороший музыкальный слух (как правило, дети с музыкальным слухом уже занимаются в каком –
либо музыкальном коллективе).
Для
подростков
характерна
низкая
организованность,
рассеянность,
недисциплинированность, снижение интереса к учебе. Часто происходит снижение самооценки,
повышается уровень тревожности, самым важным становится «чувство взрослости». Им
необходимо общение, поддержка сверстников и педагогов, подтверждение ощущения своей
значимости. Для этого ребята и ходят в школу и на групповые дополнительные занятия.

Индивидуальное обучение их не устраивает, поэтому занятия по вокалу проводятся в небольших
группах, 3-6 человек.
Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для развития творческих способностей ребенка (музыкальность,
артистизм, творческая индивидуальность) посредством эстрадного пения.
Задачи:
Учебные:
- Формирование системы опорных музыкальных знаний, вокально-технических умений,
навыков и компетенций, необходимых в индивидуальной и ансамблевой деятельности;
- овладение приемами певческого дыхания, звукообразования, дикции;
- обучение способам сохранения и развития голосового певческого аппарата;
- знакомство с основами теории музыки, сольфеджио.
Культурологические:
- формирование навыков сценической культуры.
Развивающие:
- развитие художественного восприятия музыкального образа и эмоционального отношения
к музыке;
- развитие музыкально-эстетического вкуса;
- развитие музыкального слуха, чувства ритма, памяти, внимания, образного и
эмоционального мышления.
Социально-педагогические:
- развитие коммуникативных компетенций, личностных качеств, активности и
самостоятельности.
Мотивационные:
- формирование коллектива с устойчивым интересом к эстрадному пению;
- приобщение к концертной деятельности (участие в концертах, конкурсах и фестивалях
детского творчества);
- создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Воспитательные:
- формирование уважительного отношения к взрослым и сверстникам; • воспитание
исполнительской и зрительской культуры.
Оздоровительные:
- формирование навыков и привычек, укрепляющих физическое здоровье (элементы
дыхательной гимнастики, распевки).
Содержание программы
Учебный план
Разделы
программы

1. Вокальнотехническое
развитие
голосового
аппарата
2. Музыкальноисполнительская
деятельность

1 уровень обучения

Количество часов
2 уровень обучения

3 уровень обучения

теория
52

практика
64

всего
116

теория
52

практика
64

всего
116

теория
42

практика
52

всего
94

42

58

100

42

58

100

46

66

112

Формы и
методы
контроля
Включенное
педагогическое
наблюдение,
практическая
работа
Наблюдение
педагога,
заполнение
индивидуальных
мониторинговых
карт и
групповых,

организация
самостоятельного
выбора
песенного
репертуара
3. Проектноисследовательская
деятельность

-

-

94

122

-

216

94

122

216

2

8

10

90

126

216

Содержание разделов программы
I. Вокально-техническое развитие голосового аппарата
1.1. Вводные занятия: знакомство с программой, основными темами, режимом работы,
традициями коллектива, техникой безопасности, правилами личной гигиены вокалистов,
строением голосового аппарата. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских
голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса.
Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и
мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение
возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения
(использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого
возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых
произведений, пение в неподходящих помещениях.
1.2. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное
положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении.
Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и
постоянного контроля за ней.
1.3. Дыхание. Певческое дыхание. В эстрадных песнях гораздо чаще, чем в народных и
академических песнях, где текст в большей степени адаптируется под музыку, встречаются
трудные для выпевания фразы, требующие быстрой смены дыхания.
Задержка дыхания. Распределение его на всю фразу. Короткое и задержанное дыхание.
Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный. Координация дыхания и
звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная
установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на
crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания. Взаимосвязь звука
и дыхания. Укрепление нижнереберного диафрагмального дыхания. Короткий и длинный вдох.
Формирование навыка экономного выдоха. Работа над дыханием должна начинаться с выработки
певческой установки, основной смысл которой заключается в том, чтобы при пении мышцы тела
находились в свободноактивном, но не расслабленном состоянии.
Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани,
диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки»,
«Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
1.4. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая,
придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы
звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой
контроль за звукообразованием. Работа над точным и естественным звучанием унисона включает
в себя упражнения на правильную постановку корпуса, осанки. Элементы 2-хголосия,
многоголосия. Работа над формированием высокой певческой позиции. Пение мелизмов.
Раскрепощение вокально-певческого аппарата. Закрепление навыка правильного открытия рта.
Работа над однородностью звучания регистров. Укрепление верхней и нижней тесситуры,
расширение диапазона.
Эстрадный вокал отличается от академического и народного вокала главным образом
целями и задачами вокалиста. Академические и народные певцы работают в рамках канона,
регламентированного звучания, для них отклоняться от нормы не принято. Задача эстрадного

исполнителя – поиск своего собственного звука, своей оригинальной, характерной, легко
узнаваемой манеры пения и сценического образа.
Ознакомление воспитанников с вокальными навыками в эстрадной манере исполнения.
Формирование правильного певческого звука – открытого, но легкого, звонкого. Избегание
резкого, зажатого, форсированного звучания.
Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса.
Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание
звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука. Пение
упражнений с сопровождением и без сопровождения.
1.5. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и
челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных
движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой
певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование и
правильное произнесение гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. Формирование
навыков правильного певческого произнесения слов. Активизация речевого аппарата с
использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений,
формирующих навык твердой и легкой атаки. Формирование четкой взаимосвязи между дикцией
и ритмом.
В эстрадном вокале, в отличие от академического и народного, важна внятная дикция,
поскольку слова являются одной из значимых составляющих хорошей песни. Средством для
развития дикции являются специальные упражнения, например, скороговорки, чтение текста
вслух, без спешки, тщательно выговаривая слова, а также вокальные упражнения, развивающие
звукообразующие органы: губы, язык, челюсти, гортань, зубы. У начинающих певцов
артикуляционный аппарат часто работает слабо, он скован, зажат. Этот недостаток необходимо
устранять.
II. Музыкально-исполнительская деятельность
Разучивание текста, мелодии, включение в исполнение приобретенных певческих навыков,
целостное эмоциональное исполнение. Развитие навыка владения разнообразными штрихами,
мелизматикой. Сопровождение пения выразительной мимикой, жестами. Пробуждение
творческого воображения, фантазии, доставление радости и удовольствия.
Работа над выработкой навыков саморегуляции, умения собраться. Формирование
самооценки, навыков сравнения себя с другими, умения анализировать свою работу и работу
других с точки зрения, что получилось, над чем еще надо работать, формирование зрительской и
сценической культуры. Работа над формированием уникального, узнаваемого голоса, характерной
манеры пения и сценического образа. Работа с произведениями современных отечественных и
зарубежных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в
произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над
выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений в
сопровождении минусовой фонограммы. Пение в сочетании с пластическими движениями и
элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых
произведениях современных композиторов.
Участие в концертах, конкурсах, фестивалях, музыкально-игровых программах. В рамках
групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения.
Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия.
Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей детей.
Работа с одаренными детьми:
Проведение диагностики учащихся, выявление одарённых детей, осваивающих
продвинутый уровень образовательных программ.
Планирование и сопровождение участия одарённых детей в конкурсах и соревнованиях.
Для дистанционного обучения возможно проведение виртуального концерта, онлайнвыступления.
III. Проектно-исследовательская деятельность. Работа в данном направлении может
быть индивидуальной и групповой, опирается на запросы и интересы каждого ребенка и группы в
целом. Осуществляется на продвинутом уровне обучения.

Учебно-тематический план 1 (стартового) уровня обучения
Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как
последовательность освоения вокальной техники определяет педагог в зависимости от уровня
подготовки обучающегося и времени, необходимого для решения профессиональных задач.
№
Тема
Теория Практика Всего
часов
I.
Вокально-техническое развитие голосового аппарата.
1.1.
Вводное занятие. Техника безопасности. Строение 2
2
голосового аппарата. Правила охраны певческого голоса.
1.2.
Вокально-певческая установка.
1.2.1. Певческая установка. Положение сидя и стоя.
11
11
22
1.3.
Дыхание. Певческое дыхание.
1.3.1. Певческое дыхание. Задержка дыхания. Распределение 11
15
26
дыхания на всю фразу.
1.3.2. Фраза. Куплет. Запев, припев. Вступление, проигрыш.
11
11
22
1.3.3. Доли – сильная, слабая. Размер 2х, 3х-дольный.
11
11
22
1.4.
Звукообразование
1.4.1. Звукообразование. Правильное формирование гласных 11
15
26
звуков.
1.4.2. Интонация. Чистота интонации. Унисон.
11
13
24
1.5.
Дикция и артикуляция
1.5.1. Артикуляция. Положение неба, языка, губ. Дикция - ясное 11
15
26
и осмысленное произношение слов.
II.
Музыкально-исполнительская деятельность
3.1
Работа над песенным репертуаром Участие в концертах
15
31
46
Всего:
94
122
216

№
I.
1.1.

1.2.
1.2.1.
1.3.
1.3.1.
1.3.2.
1.3.3.
1.4.
1.4.1.

1.4.2.
1.5.
1.5.1.
II.
3.1

Учебно-тематический план 2 (базового) уровня обучения
Тема
Теория Практика Всего
часов
Вокально-техническое развитие голосового аппарата.
Вводное занятие. Техника безопасности. Правила охраны 2
2
певческого голоса. Строение голосового аппарата.
Основные компоненты системы голосообразования:
дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки,
артикуляционный аппарат
Вокально-певческая установка.
Певческая установка. Положение сидя и стоя.
11
11
22
Дыхание. Певческое дыхание.
Певческое дыхание. Задержка дыхания. Распределение 11
15
26
дыхания на всю фразу.
Фраза. Предложение, период. Вступление, проигрыш, 11
11
22
каденция. Знакомство с музыкальными формами
Доли – сильная, слабая. Размер 2х, 3х-дольный.
11
11
22
Звукообразование
Звукообразование. Правильное формирование Работа с 11
15
26
микрофоном гласных звуков. “Зевок”, высокая певческая
позиция
Интонация. Унисон. Элементы 2х-голосия
11
13
24
Дикция и артикуляция
Артикуляция, дикция, ритм. Длительности
11
15
26
Музыкально-исполнительская деятельность
Работа над песенным репертуаром. Работа с микрофоном. 15
31
46

Формирование основных
Участие в концертах
Всего:

№
I.
1.1.

1.2.
1.2.1.

1.3.
1.3.1.
1.3.2.
1.3.3.
1.4.
1.4.1.
1.4.2.
1.5.
1.5.1.
II.
3.1

III.

исполнительских

навыков
94

122

216

Учебно-тематический план 3 (продвинутого) уровня обучения
Тема
Теория Практика Всего
часов
Вокально-техническое развитие голосового аппарата.
Вводное занятие. Техника безопасности. Правила охраны 1
1
2
певческого голоса. Строение голосового аппарата.
Основные компоненты системы голосообразования:
дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки,
артикуляционный аппарат
Вокально-певческая установка.
Певческая установка. Техника безопасности, профилактика 10
10
20
перегрузки и заболеваний голосовых связок. Певческая
установка. Положение сидя и стоя
Дыхание. Певческое дыхание.
Формирование устойчивого певческого дыхания. Цепное 10
14
24
дыхание
Форма. Фразировка. Кода. Кульминация. Знакомство с 10
10
20
музыкальными формами
Доли – сильная, слабая. Размер 2х, 3х-дольный.
10
10
20
Звукообразование
Формирование правильного звука в эстрадной манере. 10
14
24
Мелизмы
Интонация. Унисон. Элементы 2х и 3х-голосия.
11
13
24
Дикция и артикуляция
Правильное певческое формирование гласных, согласных 11
15
26
звуков. Четкая дикция, правильная артикуляция
Музыкально-исполнительская деятельность
Работа над песенным репертуаром. Работа с микрофоном. 15
31
46
Формирование основных исполнительских навыков.
Участие в концертах
2
8
10
Проектно-исследовательская деятельность
Всего:
90
126
216
Учебно-тематический план
(сольное пение)
Тема

№
1.

Вводное занятие

1

-

Всего
часов
1

2.

4

25

29

2.1

Вокально-хоровая
работа
Пение произведений

4

16

20

2.2
1.3

Пение учебно-тренировочного материала
Пение импровизаций

-

6
3

6
3

3.

Слушание музыки

9

2
27

6
36

ИТОГО:

Теория

Практика

Универсальный план работы с солистами
1. Ознакомление с песней, работа над дыханием:
− знакомство с мелодией и словами песни;
− ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением
музыкальных фраз кульминации песни;
− регулирование вдоха и выдоха.
2. Работа над образованием звука:
− проверка усвоения текста песни;
− работа по закреплению мелодической основы песни;
− постановка корпуса, головы;
− рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо);
− атака звука;
− закрепление материала в изучаемой песне.
3. Работа над чистотой интонирования:
− проверка усвоения песни и мелодии в целом;
− слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным
фразам;
− исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.
4. Работа над дикцией:
− музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре;
− выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков;.
5. Работа с фонограммой:
− повторение ранее усвоенного материала;
− определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;
− определение темпа, динамических и агогических оттенков;
− исполнение песни с учетом усвоенного материала.
6. Работа над музыкальной памятью:
− музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона;
− запоминание ритмической основы аккомпанемента;
− запоминание динамических и агогических оттенков мелодии;
− запоминание тембров аккомпанемента.
7. Работа над сценическим имиджем:
− закрепление ранее усвоенного материала;
− воссоздание сценического образа исполнителя песни;
− практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.
8. Умение работать с микрофоном:
− технические параметры;
− восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование;
− малые технические навыки звуковой обработки;
− взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании радиосистем.
Планируемые результаты.
Начальная ступень обучения, стартовый уровень:
-ребенок знает строение голосового аппарата, знает основные правила охраны певческого
голоса;
-сформирован навык относительно чистого и выразительного пения в пределах 1 октавы в
сопровождении фортепиано или минусовой фонограммы;
-сформирован навык владения пофразным певческим дыханием;
-ребята знают приемы правильной артикуляции, округлости звучания;
-происходит формирование навыка сценического поведения, ребенок имеет опыт
выступлений перед публикой, делает первые шаги на сцене, в составе вокальной группы, перед
родителями или членами объединения;
-умеет пользоваться микрофоном;

-ребенок имеет начальные знания по теории музыки;
-формируется навык слушать себя и других;
-идет работа по формированию личностных качеств (настойчивости, трудолюбия и т. д.);
-идет работа по формированию уважительного отношения к взрослым и сверстникам;
-происходит адаптация детей в коллективе.
Вторая ступень обучения – базовый уровень:
-закреплен навык относительно чистого, эмоционального и выразительного пения под
фортепиано, минусовую фонограмму;
-сформирован навык пения в унисон, включаются элементы 2-х голосия;
-закреплены знания и навыки верной артикуляции и четкой дикции;
-закреплен навык владения певческим дыханием;
-закреплен навык сценического поведения, ребенок выступает сольно и в ансамбле на
конкурсах и концертах различного уровня в зависимости от способностей;
-умеет поставить цель и добиться ее (сформированы такие личностные качества, как
настойчивость, воля, трудолюбие);
-сформировано уважительное отношение к взрослым и сверстникам;
- знает основы исполнительской и слушательской дисциплины;
-происходит дальнейшее углубление музыкально-теоретических знаний.
Третья ступень - продвинутый уровень:
На более сложном музыкальном материале продолжается работа над тем, что заложено на 1
и 2 ступенях:
-продолжается работа по закреплению навыка чистого, эмоционального и выразительного
пения под фортепиано, минусовую фонограмму;
-закреплен навык пения в унисон, используется 2-х и 3-х-голосное пение;
-сформирован сплоченный коллектив с устойчивым интересом к выбранному виду
деятельности, с хорошим музыкальным вкусом, сценической и личностной культурой;
-продолжается работа по развитию творческих способностей;
-приобретены необходимые знания, навыки и компетенции в области пения, происходит
дальнейшее углубление музыкально-теоретических знаний;
-сформированы
личностные
качества:
настойчивость,
самостоятельность,
целеустремленность.
Еще одним не маловажным критерием освоения программы является количественный
показатель контингента учащихся на начало и конец года.
«Комплекс организационно-педагогических условий»
К программе разработана система мониторинга результатов до начала, во время и после
освоения программы.
Объектами мониторинга являются:
• знания, умения, навыки по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе;
• уровень и качество выполненных детских творческих и практических работ;
• степень самостоятельности и уровень творческих способностей учащихся.
Для отслеживания результатов обучения педагогом используются следующие методы:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения
учащимися диагностических заданий, участия в мероприятиях (выставках, конкурсах,
фестивалях), защиты проектов, активности учащихся на занятиях;
- педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и тесты, анкетирование;
- мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку учащегося,
оформление фотоотчёта.
Указанные способы отслеживания результативности используются как средство:
- начальной или входной диагностики, которая проводится в начале каждого учебного года с
целью определения уровня развития учащихся на момент начала освоения программы.

- промежуточной диагностики, которая проводится в середине каждого учебного года с целью
определения результатов обучения учащихся в ходе освоения программы.
- итоговой диагностики, которая проводится в конце каждого учебного года с целью определения
изменения уровня развития учащихся, их творческих способностей после ежегодного освоения
программы.
Используемыми формами выявления результатов являются: беседа, опрос, наблюдение,
праздничные мероприятия, выставки, фестивали, конкурсы.
Используемыми формами фиксации результатов являются: грамоты, дипломы, готовые
детские творческие работы, анкеты, тестирование.
Используемыми формами предъявления результатов являются: выставки, конкурсы,
фестивали, праздники, демонстрация готовых детских творческих работ.
Результаты мониторинга выступают в качестве целевых ориентиров для педагога и являются
основанием для корректировки программы или для разработки новой.
Используемыми формами подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы являются: опрос, самостоятельная работа,
самоанализ, коллективный анализ работ, коллективная рефлексия, открытое занятие для
родителей, тематическая игра, конкурс для учебной группы, презентация творческих работ,
творческий образовательный проект, социальная акция, выставка, презентация с использованием
интернет-ресурсов.
Формы подведения итогов реализации программы используются с целью получения
результатов освоения программы для проведения своевременного анализа деятельности
коллектива в целом.
Результаты освоения программы и достижения учащихся заносятся в диагностические
таблицы. За основу целевых ориентиров диагностирования отобраны и заложены в
диагностические таблицы общие показатели личностных, метапредметных и предметных
результатов, отражающие совокупность согласованных друг с другом планируемых результатов,
сформированных с учетом цели, задач и содержания программ, с учетом специфики направлений
деятельности и особенностей программы.
В диагностических таблицах представлены:
- личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных
отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу и его результатам;
- метапредметные результаты – освоенные учащимися способы деятельности, применимые как
в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных
ситуациях (компетенции);
- предметные результаты – усвоение учащимися конкретных элементов социального опыта,
изучаемого в рамках данной программы;
- результаты достижений – отслеживание творческих достижений учащихся объединения на
районном, республиканском, всероссийском и международном уровнях, как демонстрация
приобретенных знаний, умений и навыков в процессе освоения программы.

Средний балл

Умение анализировать
свою работу по изучаемой
программе

Умение организовать
свое рабочее (учебное)
место

Творческие навыки

Знания
Средний балл

Самооценка

Самопрезентация

Эмоционально-нравственная отзывчивость

Ответственность

Навыки конструктивного взаимодействия
со взрослыми и сверстниками

Ценностная ориентация

Проявление любознательности

Инициативность

Творческая активность

Самореализация

Навыки адаптации в динамично
меняющемся мире

Средний балл

Наличие коммуникативных умений

Умение использовать компьютерные
технологии

Умение осуществлять познавательные
действия

Умение работать в коллективе

Умение планировать и осуществлять свою
деятельность

Показатели метапредметных
результатов

Владение специальным
оборудованием и
оснащением

Практические умения и
навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам
учебно- тематического
плана программы)

№
Знание основ теории по
изучаемым темам
Знание основных понятий
изучаемых тем
Знание терминологии по
изучаемым темам

Фамилия,
Имя учащегося

№
Фамилия,
Имя учащегося

Диагностика метапредметных и личностных результатов учащихся
Показатели личностных результатов

1
2

Шкала оценки: в полном объеме – 3 балла, достаточно – 2 балла, частично – 1 балл, не владеет
– 0 баллов.
Диагностика предметных результатов учащихся
Умения и навыки

Шкала оценки: в полном объеме – 3 балла, достаточно – 2 балла, частично – 1 балл, не владеет
– 0 баллов.

В соответствии с выявленными личностными, метапредметными и предметными результатами
определяется уровень развития интеллектуальных, творческих и личностных качеств учащихся по
следующей схеме:

Не владеет

Уровни выраженности оцениваемого показателя

0 баллов

Способности не выражены

Частично

1 балл

Способности выражены минимально, ниже среднего.

Достаточно

2 балла

В полном объеме

3 балла

Способности выражены в средней степени,
выше среднего.
Способности выражены хорошо, ярко.

По каждому критерию личностных, метапредметных и предметных результатов
высчитывается средний балл и процент, который после заносится в таблицу общих результатов по
годам обучения.
Результативность освоения программы учащимися объединения.
Результативность освоения
программы
1

Предметные
результаты

2

Метапредметные
результаты

3

Личностные
результаты

1 год
обучения
Кол-во
%
учащ.

2 год
обучения
Кол-во
%
учащ.

3 год
обучения
Кол-во
%
учащ.

4 год
обучения
Кол-во
%
учащ.

Итого
Кол-во
учащ.

%

высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
ИТОГО:

высокий
средний
низкий

Результаты творческих достижений каждого учащегося по участию в мероприятиях
районного, республиканского, всероссийского и международного уровней в ходе освоения
программы представляются в отдельных диагностических таблицах.
Результативность творческих достижений учащихся

1 п/г

Призер (1-3 место)

2 п/г

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

2 п/г

Призер (1-3 место)

1 п/г

Участие (выступление)

Достижения в
мероприятиях
международного
уровня

Призер (1-3 место)

Достижения в
мероприятиях
всероссийского
уровня

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

2 п/г

Участие (выступление)

1 п/г

Призер (1-3 место)

2 п/г

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

1 п/г

Достижения в
мероприятиях
республиканского
уровня

Участие (выступление)

Достижения в
мероприятиях
районного уровня

Призер (1-3 место)

Фамилия, имя учащегося

Участие (выступление)

№

Методические материалы
Все направления учебно-тематического плана программы в условиях репетиции органически
переплетаются.
Методические разработки (Приложение 1)

Условия реализации программы.
Организационно-педагогические условия:
-сотрудничество с родителями, с другими коллективами;
-совместные мероприятия с другими объединениями нашего Центра;

-организация интегрированных занятий (пение, совмещенное с танцевальными движениями);
-участие в конкурсах, соревнованиях различных уровней.
Программно-методические:
-образовательная программа объединения;
-план мероприятий Центра «Созвездие» на год, информация о поселковых и районных конкурсах
и концертах;
-пополнение периодической литературы и книг по разделам;
-фонотека, минусовые фонограммы песен, нотные песенные сборники, видео-сборники,
дидактический материал;
-методическая литература.
Материально-техническая база:
-просторный кабинет, сцена;
-электронное фортепиано; микрофоны, ноутбук, усилитель, микшерский пульт;
-фотоаппарат, видеокамера;
-мультимедийный проектор;
-сценические костюмы.
Кадровое обеспечение:
-педагог дополнительного образования Шестакова Елена Петровна первой квалификационной
категории, педагогический стаж 26 лет;
-сотрудничество с такими специалистами, как звукооператор, режиссер, хореограф для помощи и
консультации, постановки номеров;
-сотрудничество с социальными партнерами (совместные мероприятия, образовательные события,
социальные акции и прочее).

Список литературы
1. Багрунов, В. Азбука владения голосом / В. Багрунов. - М., 2008.
2.Белоброва, Е.Ю. Обучение эстрадному вокалу/ Е.Ю. Белоброва. - М., 2008. - С. 25-27. .Вайкль,
3.Б. О пении и прочем умении / Б. Вайкль. - М., 2000.
4.Емельянов, В.В. Практический метод воспитания голоса / В.В. Емельянов. - М., 2006. - 342 с.
5. Женило, В.Р. Исследование вибрато голоса / В.Р. Женило // Труды Международной
конференции «Информатизация правоохранительных систем». - М., 1999.
6. Каплинская Г.В., Созинова О.В. Нетрадиционные уроки музыки. – Томск, 2001.
7. Кравченко С. Н. Постановка и охрана детских голосов», методическое пособие. – Томск, 2007.
8.Кадцын, Л.М. Массовое музыкальное искусство XX столетия (эстрада, джаз, барды и рок в их
взаимосвязи): учеб. пособ. / Л.М. Кадцын. - Екатеринбург, 2006. - С.7.
9. Клипп, О.Я. Становление вокальных стилей эстрадного жанра / О.Я Клипп. - М.: Прометей,
2002.
10.Клипп, О.Я., Полякова, О.И. Теоретические и методические основы эстрадной, вокальной и
инструментальной музыки / О.Я. Клипп, О.И. Полякова. - М.: МПГУ, 2003.
11.Коваленко, С. Современные музыканты: поп, рок, джаз/ С. Коваленко. - М.: Рипол классик,
2002. - 608 с.
12.Кузнецов, В.Г. История становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового
образования в России: моногр. / В.Г. Кузнецов. - М., 2005. - С 122.
13. Музыка наших дней. Современная энциклопедия. - М.: Авантаж, 2002. - 432 с.
Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. М.: Министерство просвещения, 1987.
14.Одаренность – что она и как с ней быть. / Семья и школа – 2000 – № 10.
15.Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика муз, воспитания младших школьников. – М.:
Академия, 2001.
16.Педагогическое наблюдение: метод, позволяющий дойти до каждого. / ДШ – 2000. – № 1.
17. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Просвещение, 1997.
18.Скопинцева О.А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников. –
Волгоград: Учитель, 2008.
19.Светов, М. Звучание вашего голоса. Постановка и совершенствование голоса для пения и
публичных выступлений. [Электронный ресурс] / М. Светов
20.Юшманов, В.И. Вокальная техника и ее парадоксы / В.И. Юшманов. - СПб., 2001.

Приложение 1
Формы проведения занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются
поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.
Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни
композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются
актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей,
педагогов, гостей. Возможно проведение таких занятий на природе.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, фестивалей.
Каждое занятие строится по схеме:
1) настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием
(2–3 мин);
2) дыхательная гимнастика;
3) распевание;
4) пение вокализов;
5) работа над произведением;
6) анализ занятия;
6) задание на дом.
Все это постепенно и последовательно усложняется от занятия к занятию.
Прослушивание детских голосов
Голосовые возможности детей.
Голосовые складки каждого ребенка, как и взрослого певца, имеют свои пределы по частоте
(нижний и верхний порог) в зависимости от анатомического строения голосового аппарата,
эластичности тканей, свойств нервной системы, тренировки в пении и пр.
Нижний предел голоса можно установить путем исполнения постепенно нисходящего
звукоряда. Установление же верхнего зависит от способа измерения звуковысотного диапазона.
Поющий ученик исполняет короткую попевку, которая многократно повторяется по полутонам
вверх и доводится до верхнего предела голоса. Исполняется беспрерывный восходящий звукоряд
на гласный а, например, по мажорной гамме.
В результате измерения звуковысотного диапазона первым и вторым способами у одного и
того же певца может быть установлен разный верхний предел голоса, так как первый способ
рассчитан на сглаживание регистров, а второй – на выявление границы натуральных регистров.
Когда ребенок поет поступенный восходящий звукоряд грудным голосом, то где-то при
подходе к переходным тонам в звуке появляется напряжение, и необученный певец прекращает
петь, так как ему кажется, что дальше он не может. Эту высоту, как правило, в диапазоне до
второй октавы – фа второй октавы, и отмечают как верхний предел голоса.
При оценке голосового диапазона необученного певца важно учитывать способ регистрового
звучания его голоса.
Если ребенку трудно спеть более высокий звук, значит, он использует динамику, еще не
свойственную уровню развития его голоса, и, следовательно, допущена регистровая перегрузка.
Основным критерием правильного использования динамики и высоты звука (то есть регистрового
режима) является отсутствие вялости или чрезмерного напряжения в голосе ребенка.
Каждый ребенок должен спеть любую знакомую ему песню без музыкального сопровождения
в удобной для него тесситуре. Тон не задается.
В процессе прослушивания нужно учитывать два фактора: качество звуковысотной интонации
и преимущественное использование голосового регистра.
В отношении качества интонации детей можно разделить на три группы:
1) дети с плохой интонацией, которые совсем неправильно воспроизводят мелодию
исполняемой песни («гудошники»);
2) дети со средней по качеству интонацией, которые искажают мелодию лишь частично;
3) учащиеся с хорошей и отличной интонацией, исполняющие мелодию без искажений.

По типу преимущественного использования регистрового звучания голоса выделяются
четыре группы:
1) с чисто грудным звучанием;
2) микст, близкий к грудному типу;
3) микст, близкий к фальцетному типу;
4) чистый фальцет.
Следует отметить, что такое разделение на группы по типу регистрового звучания весьма
условно, так как нередко ребенок, исполнивший песню, например, микстом, близким к грудному
звучанию, по просьбе педагога может повторить эту же песню в более высокой тесситуре,
используя при этом другой регистровый режим, ближе к фальцетному типу. Однако
рекомендуется судить по первому исполнению, так как регистровый режим при этом был выбран
самим поющим.
Певческий голос не обученных пению детей, особенно с плохой интонацией, близок к
речевому голосу по тембру и диапазону.
Регистровые возможности голоса младших школьников проявляются далеко не одинаково у
всех детей. Это зависит от различных объективных и субъективных причин: врожденных свойств
высшей нервной деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей анатомии и
морфологии голосового аппарата, общего физического развития, функции эндокринной системы,
музыкального и вокального опыта при обучении или спонтанном пении.
Певческое положение гортани в процессе пения
Значительное внимание уделяется свободному и низкому положению гортани. Ни в коем
случае гортань не должна дергаться, подпрыгивать или «задираться» вверх. При задранной
гортани звук получается некрасивый, резкий, напряженный; вдобавок пение на зажатой гортани
вызывает ухудшение звука, «задранность» его на верхних нотах, тремоляцию. Кроме того, при
«задранной» гортани невозможно добиться красивого звучания крайнего верха (у высоких
голосов) или крайнего низа (у низких голосов), а злоупотребление подобным «приемом» может
привести к полному исчезновению последних. При правильном вдохе гортань естественно
опускается вниз. В таком положении она и должна оставаться на протяжении пения, независимо
от громкости и высоты звука. Если гортань «подскочила» вверх или затряслась, значит, на связки
легла двойная нагрузка.
Если у ребенка во время пения задралась гортань, то надо напомнить ему о том, чтобы он
расслабился и попробовал установить ее (гортань) обратно в певческое положение очень легким
зевком, как в момент вдоха. Этого можно также достигнуть чисто механическим путем, просто
немного опустить голову.
Перед тем как начать петь, вдохните носом и полуоткрытым ртом, улыбнитесь мягкими
глазами. У вас сразу сократятся мышцы лица, и звук будет ярким, близким. Чтобы не прыгала
гортань, звук формируйте у корня языка, придерживая его мышцами, которые расположены около
ноздрей. Улыбайтесь глазами!
Проверить, правильно ли открыт рот, можно следующим образом: возьмитесь пальцами за
лицо на уровне середины уха. При максимальном открытии рта почувствуете пальцами, как сустав
открывается и закрывается – значит, рот открыт правильно.
Настройка певческих голосов детей
При любом регистровом режиме работы гортани следует добиваться правильного
звукообразования, то есть пения свободного, но в меру активного, без форсировки и излишнего
напряжения, в близкой вокальной позиции, звонкого, слегка округлого.
Настройка голоса на правильное звукообразование в любом регистровом режиме должна
непременно идти в такой последовательности: легкое стаккато, переходящее в протяжный звук.
При этом действует следующий физиологический механизм. Звуковой импульс стаккато
органично приводит в движение на короткий миг вместе с голосовыми связками голосовые
мышцы эластичного конуса, а затем наступает расслабление. Когда после толчка атаки звук
переходит в кантилену на той же высоте тона, то при этом используется уже полученная форма
согласованного движения различных мышечных групп звукообразующего участка гортани. Кроме
того, стаккато само по себе активизирует опорно-мышечную дыхательную функцию, что
обеспечивает равномерность выдоха воздуха, а также оптимальный уровень силы звука легато.

Если сразу начать с протяжного звука, то при ненастроенном голосовом аппарате у певца голос
зазвучит или вяло, или слишком напряженно по привычке от неправильного бытового пения и
напряженной речи.
Отрывистое пение не допускает мышечных зажимов и является отправной точкой для
правильного звукообразования, как бы его зародышем. Начальный отрывистый звук,
переведенный на последующее за ним протяжное звучание, даст положительный результат при
формировании необходимых качеств певческого звука и кантилены.
Методы работы над певческим дыханием
На первом этапе работы одним из методов является использование дыхательных упражнений
вне пения.
Дыхательные упражнения без пения необходимы лишь в том случае, когда вводится понятие о
правильных дыхательных движениях. С этой целью рекомендуется несколько упражнений в
определенной последовательности.
Для формирования более прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения
следует выполнять регулярно. Этим упражнениям обычно отводится 2–3 минуты. Их можно
использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе репетиции, и особенно
рекомендуется применять в работе с детским хором.
Нередко в практике хоровой работы с детьми используется метод произнесения слов песни в
ритме мелодии активным шепотом с четкой артикуляцией. Этот метод не только укрепляет
дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует
артикуляционный аппарат.
Развитие артикуляционного аппарата
Для освобождения нижней челюсти используются распевания на слова: дай, май, бай.
Для активизации языка и губ поются упражнения на слоги: бри, бра, брэ, а также ля, ле и др.
Если в речевом произношении неударные гласные часто изменяются (хобот – хобыт, пятачок
– пятачок), то в пении изменяется только неударный «о», который переходит в «а» (ок-но – акно,
волна – вална). В остальных случаях звук не должен заменяться другим.
Звонкие согласные, находящиеся в конце слова, в пении переходят в глухие: ослаб – аслап;
клад – кат; березка – береска; друг – друк.
Сочетание «тс» в пении произносится как «ц»: детский – децкий; скрываться – скрываца;
светский – свецкий.
Окончания ся и сь в пении произносятся твердо, как са. Окончания его и ого меняются на ево и
ово.
Как и в речи, в пении при произношении могут выпадать отдельные буквы: честный – чесный;
солнце – сонце. «Ч» и «сч» в отдельных словах могут произноситься соответственно как «ш» и
«щ»: что – што; счастье – щастье.
В пении существует правило переноса согласных с конца слога одного слова на начало
другого. Например, фраза «Вот мчится тройка почтовая» исполняется так: «Во-тмчи-тца-тро-йкапо-что-ва-я». Подобное перенесение дает возможность, как можно дольше тянуть гласные, что
необходимо для протяжного пения.
Необходимо использовать скороговорки, распевания на слова «дай», «бай», для активизации
языка и губ, упражнения на слоги «бри», «бра», «брэ», «ля», «ле» и др., следить, чтобы рот и губы,
язык были активными, упруго произносились согласные звуки в конце слова («но-но», «гоп-гоп»,
«цок-цок», «стоп-стоп»).
Методика разучивания песен
Методика разучивания вокального произведения состоит из четырех этапов – слушания песни,
ее разбора с детьми, разучивания слов и мелодии и художественной отработки звучания каждого
из её куплетов.
При знакомстве с песней детям также сообщается, кто её авторы – поэт и композитор, и
знакомы ли уже детям какие-либо произведения авторов. Затем обучающиеся слушают
музыкальное произведение, определяют его содержание и характер, а также отмечают некоторые
ей свойственные особенности.

Рекомендации при простудных заболеваниях:
как беречь голосовой аппарат от заболеваний
– Во время болезни пить как можно больше теплого питья.
– Есть манную кашу на чистом молоке со сливочным маслом.
– Делать компрессы на горло: а) из смеси водки с растительным маслом; б) из медовой
лепешки (мед с мукой).
– Полоскать раствором соли, соды и йода.
– Для дезинфекции полоскать раствором ромашки и шалфея.
– Обязательно по назначению врача пить отхаркивающие сиропы.
– При сильном простудном кашле хорошо делать картофельные, масляные и эвкалиптовые
ингаляции.
– Сделать раствор редьки с медом (почистить большую редьку, вырезать середину, положить
пару ложек меда и дать настояться до получения жидкости внутри).
– Очень хорошо настоять в молоке инжир и выпить.
– Самое главное – закрыть рот и МОЛЧАТЬ!
Будьте здоровы!
Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта
• Настраивайте себя на концерт задолго до выхода на сцену, ещё дома, собирая ноты, готовя
костюм и реквизит.
• Старайтесь делать все, получая удовольствие: от надетого вами платья или костюма, подбора
грима и предвкушения чуда, которое называется «сцена».
• Оденьтесь, сделайте последние штрихи, выпрямитесь, разверните плечи, чтобы нормально
дышать и красиво выглядеть, что немаловажно, улыбнитесь и вперед.
• Состояние перед выходом на сцену сравнивается с поведением скаковой лошади перед
стартом. Это состояние возвышенного возбуждения и нетерпения быстрейшего выхода на сцену.
Несите себя ровно, с достоинством, с высоко поднятой головой.
• Вот вы на сцене и перед вами сотни и тысячи зрителей. Не начинайте выступление сразу,
старайтесь даже при самом страшном волнении сохранять внешнее спокойствие.
• Если сильное сердцебиение, и дыхание не восстанавливается, сохнет во рту, рекомендуют
раза три медленно вздохнуть и выдохнуть, тихонечко покусать кончик языка – это вас успокоит и
увлажнит полость вашего рта.
• Стройте программу вашего концерта по нарастающей, перемежая сильные тяжелые
произведения более легкими, чтобы связки и весь организм успевал немного отдохнуть.
• Ведите себя в паузах между произведениями интеллигентно и с достоинством, не забывая
при этом про улыбку.
• Не кланяйтесь в низком реверансе – это признак дурного тона. Также не рассылайте
бесконечные воздушные поцелуи.
• Во время пения не смотрите в пол, глаза при пении очень важны, они выражают
эмоциональное состояние каждого произведения.
• Не переминайтесь с ноги на ногу, найдите положение, удобное для вашего тела. Не
рекомендуется стоять во время пения фронтально к публике, лучше развернуть торс в
полуобороте, выдвинув одну ногу вперед.
• Не машите чрезмерно руками – это говорит о нервозности и непрофессионализме, но и не
зажимайте руки, прижав их к себе, так как при пении живет весь организм. В зависимости от
образа руки могут быть нежными, страстными и даже страшно скрюченными, но это только в том
случае, если этого требует образ.
• Заканчивайте выступление на его пике, не утомляя публики, и ни в коем случае не
заканчивайте концерт после пика менее выигрышными произведениями. Заканчивайте тогда,
когда во время пика публика еще хочет и хочет вас слушать.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».