Истоки_compressed

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Истоки» (далее Программа) имеет художественную направленность.
Программа разработана на основании:
- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4
сентября 2014 г. № 1726-р.);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций, дополнительного образования детей»; Сан Пин 2.44.3172-14 (с
изменениями на 27.10.2020г)
- Универсальная опорная таблица для проектирования дополнительной общеразвивающей
программы, автор Буйлова Л.Н., кандидат педагогических наук, доцент.
- Приказа Министерства просвещения России от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Наша общая задача - педагогов основного и дополнительного образования лучше узнать
особенности работы друг друга, оценить те или иные преимущества в каждом виде образования и
научиться умело, пользоваться ими. При этом будем помнить, что все это нужно, прежде всего,
нашим детям. В рекомендациях по организации внеурочной деятельности в рамках реализации
федерального государственного образовательного стандарта сказано: «Сегодня следует максимально
использовать ресурсы системы дополнительного образования детей. В условиях
внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования необходимость взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования
детей приобретает особую значимость и продиктована общностью проблем воспитания и
личностного развития детей, вопросами их самореализации, социальной адаптации в учебное и
свободное время».
Фольклор - это коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой
жизненный
опыт и знания. Искусство фольклора уникально: оно рождается и существует в среде самих
творцов и исполнителей. Его можно назвать источником и фундаментом национальной культуры,
народной мудрости и духовного богатства.
Изучение и освоение культурного наследия дает возможность в современной жизни создать
оптимальную систему передачи трудовых, эстетических, нравственных, интеллектуальных
ценностей, знаний и практического опыта, накопленного за время исторического развития
русским народом, подрастающему поколению. В таких условиях образовательная система,
понимаемая не узковедомственно, а как система интеграции, как взаимосвязанная иерархическая
цепочка дошкольных, школьных и внешкольных учреждений, станет действительно выполнять
свои прямые функции - передача культурного наследия от поколения к поколению. При этом
необходимо отчетливо осознавать: не культура является частью образования, а образование есть
та часть культуры, которая ответственна за передачу исторического и социокультурного
наследия народа от поколения к поколению.
Современная педагогика одной из основных задач в области образования и воспитания
подрастающего поколения ставит целью его приобщение к народным традициям, национальной
творческой культуре, главным образом, к фольклору. Желательно, чтобы такая работа начиналась
с самого раннего детства, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка,
формируются речь и мышление, развиваются умения, навыки и способности. Опыт
педагогической деятельности в данном направлении показывает, что фольклор помогает
раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы.
Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, так как это является
средством воспитания человека: идейно-эстетического, нравственного, патриотического.

В связи с этим актуальным становится вопрос о поиске системы средств традиционной
русской культуры как условия для социально – нравственного развития детей 4-16 лет в
организации совместной работы педагога, музыкального руководителя, воспитателей, родителей
и во взаимодействии с социумом.
Этот принцип, лежащий в основе всей программы, дает возможность детям, в течении 5 лет
изучать и проживать одни и те же обряды и праздники, обычаи и соответствующий им устный и
музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым
годом. Принцип «сквозного воспитания» взятый из жизни, естественным путем помогает решать
задачи не только музыкального, эстетического воспитания, но и нравственного
совершенствования личности.
Особенности программы
Педагогическая целесообразность программы обусловлена разнообразными видами детской
творческой деятельности (занятия, беседы, праздники и т.д.); специально организованная
развивающая среда; разнообразные формы работы с родителями.
Приобщение детей к участию в календарных обрядах способствует непосредственному
впитыванию художественно - ценных образов, всевозможных песенно-игровых жанров. Происходит
постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала. При этом усваиваются
традиционные приемы исполнения, диалект, приобретаются навыки игры на национальных
шумовых инструментах. Постепенно выполнение обрядов переходит к детям, которые, повторяя в
игре драматические и комедийные фрагменты, раскрывают через это мир собственных увлечений и
интересов.
При составлении данной программы были проанализированы и обобщены следующие
аналогичные программы: авторская образовательная программа дополнительного образования детям
«Фольклор - детям». Богдан Ирина Николаевна, учитель музыки Головченко Юлия
Эдуардовна, педагог дополнительного образования, Мирзоян Юлия Александровна, педагог
дополнительного образования, программа «Фольклорное пение» Составитель: педагог
дополнительного образования Карпова Елена Николаевна г.Иваново, программа художественной
направленности «Фольклорный ансамбль» Лариса Александровна Михайлова педагог
дополнительного образования г. Партизанск
Содержание программы строится на основе «народного календаря», полного жизненного цикла
человека. Такой подход дает возможность детям в течение пяти лет изучать и проживать одни и те
же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество
и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.
Адресат программы
Программа рассчитана для обучающихся 4-16 лет и позволяет создать эффективную
целенаправленную систему вхождения юного человека в мир народной культуры, как основы
духовно-нравственного развития личности.
Расписание строится в соответствии с СанПиН из расчета 2-3 занятия в неделю.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими
возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию
времени и режима занятий.
Занятия проводятся на базе МБО ДО ЦДОД «Созвездие» и на базе образовательных школ
поселка (по согласованию с руководством). Занятия носят комбинированный характер, строятся на
сочетании различных видов деятельности, включающих практические и теоретические задания
(слушание, видеопросмотр, пение, игра на шумовых народных инструментах и др.). Частая смена
видов деятельности позволяет сохранить работоспособность обучающихся, остроту восприятия
материала.
Реализация содержания программы проводится в форме индивидуальных, мелкогрупповых
занятий (численностью 4-5 человек) и групповых занятий (численностью от 15 человек).
Индивидуальные занятия необходимы для постановки певческого голоса, формирования навыков
чистого интонирования, улучшения качества усвоения песенного материала, отработки народной

манеры пения. В форме групповых (сводных) занятий организуются репетиционные занятия,
направленные на постановку и отработку концертных номеров. В общих выступлениях ансамбля.
Зачисление обучающихся в учебные группы осуществляется по их желанию, без прохождения
конкурсного отбора, на основании заявления родителей (законных представителей). По итогам
диагностики, учащийся может быть переведен на следующую ступень образовательной программы
досрочно. В случае более медленного усвоения материала образовательной программы, ребенок
может быть оставлен на предыдущей ступени обучения по согласию учащегося и его родителей.
Таким образом, группы II и III ступени обучения формируются по разновозрастному принципу в
зависимости от подготовленности учащихся к восприятию сложности изучаемого материала.
Форма обучения очная с применением дистанционных технологий.
Образовательный процесс по освоению традиционной народной культуры строится с учетом
возраста и уровня подготовки учащихся и делится на три ступени обучения:
Данная программа предполагает трёхуровневый принцип организации обучения:
• 1 уровень – общекультурный (ознакомительный)
• 2 уровень – общекультурный (базовый)
• 3 уровень – углубленный
Объем часов по программе составляет: 576 часов
1-й уровень общекультурный (ознакомительный) – 144 часа;
Занятия первого уровня (дети 4-8 лет) проходят, 4 раза в неделю по 1 часу или 2 раза в неделю
по 2 часа (академический час 30 мин), это составляет 144 часа.
2-й уровень общекультурный (базовый) - 216 часов;
Занятия второго уровня (дети 9-11 лет) проходят три раза в неделю по 2 часа (академический час
45 мин), это составляет 216 часов.
3-й уровень углубленный - 216 часов.
Занятия третьего уровня (дети 12-16 лет) проходят 3 раза в неделю по 2 часа (академический час
45 мин), это составляет 216 часов.
Виды занятий: занятие-беседа, практическое занятие (освоение различных жанров устного,
песенного, инструментального и отчасти хореографического фольклора), занятия–соревнования
(викторины, эстафеты), участие в концертных и конкурсных мероприятиях.
Цель и задачи программы
Цель: формирование интересов к народному творчеству, художественной культуре, любви к
родине, природе, народной песне.
Задачи
Личностные: включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки
обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции,
личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные: включающие освоенные учащимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Предметные: включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт
специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его
преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания,
лежащих в основе современной научной картины мира.
Такие дидактические принципы, как постепенность и последовательность, доступность и
систематичность, наглядность и достоверность, активизация восприятия, образного мышления и
творческой инициативы, комплексное освоение материала, индивидуальный подход в условиях
коллективного обучения – находят свое полное подтверждение в работе по освоению фольклора
согласно данной программе. Фольклор как форма народной культуры не остается неизменным, а
развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и

отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно
по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время.
Эффективно решать поставленные задачи позволяют следующие педагогические средства:
разнообразные виды детской творческой деятельности (занятия, беседы, праздники и т.д.);
специально организованная развивающая среда; разнообразные формы работы с родителями.
Приобщение детей к участию в календарных обрядах способствует непосредственному
впитыванию художественно - ценных образов, всевозможных песенно-игровых жанров. Происходит
постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала. При этом усваиваются
традиционные приемы исполнения, диалект, приобретаются навыки игры на национальных
шумовых инструментах. Постепенно выполнение обрядов переходит к детям, которые, повторяя в
игре драматические и комедийные фрагменты, раскрывают через это мир собственных увлечений и
интересов.
Содержание программы
Данная программа «Истоки» - модифицированная.
Форма обучения – очная с применение дистанционных технологий.
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Индивидуальные часы могут
быть использованы по необходимости для работы с солистами, дуэтами, трио и т.д.
Знакомство с народной песней расширяет представление учащихся о народном музыкальнопоэтическом языке, его образно-смысловом строе. Упражнения в выразительном, четком и
эмоционально ярком произнесении народно - поэтических текстов повышает речевую культуру
детей, элементы движения, включаемые в исполнение, позволяют убедительнее раскрыть
содержание песни, глубже передать национальную народную характерность музыкальнопоэтических образов.
Значимым моментом при работе с детским коллективом является воспитательная работа.
Главное ее звено – создание и укрепление коллектива. Дружный творческий коллектив помогает
обогащать каждого своего члена знаниями и умениями, чувствовать себя единым целым. Этому
способствует общие занятия, подготовка и проведение праздников, открытых занятий, участие в
концертах, посещение выставок, музеев, конкурсы и фестивали.
В результате освоения этой программы учащиеся должны получить целый комплекс знаний и
приобрести определенные умения и навыки:
• Ориентироваться в традициях народной культуры, знание обрядов и праздников своего
народа, различных жанров народного музыкально-поэтического творчества, приуроченности
песенных жанров.
• знать календарные и семейные обряды, обычаи, их символику, народный и православный
календари;
• научиться использовать элементы народной культуры в повседневной жизни;
• приобрести комплекс специальных знаний и навыков; в музыкальном фольклоре, в умении
владеть традиционной манерой исполнения народной песни в ансамбле и соло, в вокальнопостановочной работе, в умении играть на народных шумовых инструментах, а также передавать
свои знания другим людям.
• овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой
обстановке;
• воспитать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь,
чувство собственного достоинства, уверенность.
Критериями успешности является результативность участия обучающихся детей в
фестивалях, концертах и конкурсах, дипломами и званиями лауреатов различного уровня.

Учебный план
1 уровень
обучения
практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

Количество часов
3 уровень
обучения

теория

Разделы программы

2 уровень
обучения

1.Фольклористика. Детский
фольклор. Музыкальный
фольклор.
2.Вокально-хоровое пение

10

10

20

10

19

29

10

19

29

10

20

30

30

40

70

30

40

70

3. Индивидуальная работа по
вокалу

10

20

30

10

15

25

10

15

25

4.Народный календарь

10

15

25

15

15

30

15

15

30

5.Народные инструменты

10

15

25

10

15

25

10

15

25

6.Народный танец

5

5

10

5

10

15

5

10

15

7.Народная поделка

2

2

4

12

10

22

12

10

22

57

87

144

124

216

92

124

216

92

Формы и методы контроля

Систематичность, учет
индивидуальных особенностей
учащихся
точное знание партии;
стремление к соответствующей
стилю манере пения;
эмоциональность исполнения;
соответствие художественному
образу песни.
-точное знание слов песни;
стремление к соблюдению
диалектных особенностей;
изучение народных праздников,
традиции, обряды.
знакомство с народными
инструментам и приемами игры.
уметь выполнять простые
танцевальные движения
знакомство с народной обрядовой
куклой. Изготовление.

Содержание
Цель первого уровня - адаптация детей к новым условиям, к учреждению и группе;
знакомство с предметом «Детский фольклор».
Данная цель требует решения ряда задач:
получение первичных знаний о мировоззрении наших предков;
представление о праздниках народного календаря;
первичные сведения о музыкальном фольклоре.
Первый уровень
Раздел 1. Фольклористика
Теория:
Экскурс в историю возникновения детского фольклора – песни, исполняемые детьми и песни
взрослых, обращенные к детям. Особенности формирования традиционного песенного репертуара
детей, его зависимость от возрастных особенностей, от степени сохранения традиционного
исполнения в семье, географических и климатических условий.
1.1. Детский фольклор – произведения устной народной словесности,
предназначенные для детей и исполняемые взрослыми и детьми.
Практика:
Календарный фольклор (календарные песни, заклички, приговорки, связанные с животными,
птицами, насекомыми, растениями);
Потешный фольклор ( пестушки, потешки, прибаутки, загадки, дразнилки и пр.)
Раздел 2. Вокально-хоровое пение.
Теория:
Народная лексика, соединение слова с музыкой, движением.
Малообъемные песни: песни-игры, веснянки, потешки – в 2-3 звука, в терцию.
Знакомство с вокально-хоровыми приемами пения в народной манере, близкой к
разговорной речи.
Практика:

Распевки: расширение диапазона песен.
Формирование звука открытого, легкого, звонкого.
Пение в унисон: умение сочетать пение с движением, игрой, сохраняя качество звучания;
работа над дыханием, артикуляцией, дикцией, осознанием исполняемого произведения.
Раздел 3. Индивидуальная работа по постановке голоса, работа с солистами.
Практика:
Развитие голосовых: распевки (для них на первом году занятий используются считалки,
припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства);
распевки необходимо начинать со специальных упражнений «на дыхание»;
умение владеть голосовым аппаратом.
Умение эмоционально и выразительно преподносить исполняемый репертуар.
Раздел 4. Календарные праздники и обряды.
Теория: Календарные праздники и обряды. Происхождение праздников, связь их с природой.
Покров-батюшка, Кузьминки, Рождественские колядки, Масленица, Пасха,
4.1 Подготовка и проведение праздников.
Практика: Кузьминки. 14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов
осени. Подготовка сценария, разучивание ролей. Подготовка бутафории.
Проведение праздника.
Раздел 5. Народные инструменты.
Теория: Знакомство с русскими народными инструментами (струнными, духовыми, ударными и
др.) Устройство инструментов: беседа об устройстве инструментов и материалах, из которых они
изготовлены.
Практика: Постановка рук: показ и обучение постановке рук при игре на звук, двух-трех
ложках. Показ освоение основных приемов игры на инструментах. Закрепление материала, развитие
музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.
Раздел 6. Народные танцы.
Теория: Знакомство с народными танцами. История происхождения.
Практика:
выполнять движения одновременно, четко исполняя песню.
соединение танца с пением, эмоциональность исполнения.
отрабатывать хороводный шаг, следя за осанкой, положением рук, головы, движением ног.
Раздел 7. Народная поделка.
Теория: Знакомство с обрядовыми куклами.
Воспитательная работа.
Встречи с другими коллективами, изучающими народную культуру.
Выступления детей объединения перед родителями, в других учреждениях, в поселковых и
районных мероприятиях.
Экскурсии, походы.
Работа с родителями.
Родительские собрания, частные беседы с родителями отдельных детей.
Совместные чаепития детей и родителей.
Участие родителей в подготовке мероприятий.
По итогам первого уровня дети должны знать:
жанры русского детского песенного фольклора;
календарные и семейные обряды, обычаи, их символику, народный и православный
календари;
уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных
поступков;
уметь передавать свои знания другим.
овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой
обстановке;
уметь использовать народные традиции в своей жизни;

воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь;
чувство собственного достоинства, уверенность;
Цель второго уровня обучения: приобщать учащихся к традициям жизни русского народа, к
истокам народной культуры. Развитие музыкальных и творческих способностей.
Задачи:
знакомить с русским народным творчеством.
формировать интерес к русским национальным традициям.
научить детей применять на практике простые виды народного пения: одноголосье с
элементами двухголосья.
дальнейшее, углубленное изучение тем программы;
учить различать жанровую принадлежность народной песни и характер.
научить детей взаимовыручке, чувству товарищества при работе в группе, сопереживанию.
Второй уровень
Раздел 1. Музыкальный фольклор.
Теория: Знакомство с обрядовыми песнями.
Практика:
Песни обрядовые, частушки, хороводные плясовые, игровые песни. «Авсень», «Осень»,
«Катай каравай»; «Ай весна красна».
хороводы «Плетень», «Капустка», «С вьюном хожу», «Мак – маковистый», «Уж, я сеяла
ленок»;
Частушки: «А я чайничала»; игровая песня «Где был Иван».
Раздел 2. Вокально-хоровое пение.
Теория:
Расширение диапазона песенного материала.
Пение без сопровождения инструментов.
Распевки: в терцию, кварту, квинту.
Навыки точного воспроизведения ритмического рисунка.
(Разучивание игры для развития чувства ритма «Тень, тень потетень…»).
Сценическая речь; работа над дикцией.
Раздел 3. Индивидуальная работа по постановке голоса.
Практика:
Развитие голосовых данных: распевки, соответствующие голосовым данным;
Умение владеть голосовым аппаратом.
Умение эмоционально исполнять репертуар;
Работа над артикуляцией, дыханием, ритмом.
Раздел 4. Народный календарь.
Теория:
Праздник «Покров- батюшка».
Подготовка к празднику, разработка сценария.
Работа над ролями; песни, хороводы, пляски.
Подготовка бутафории, реквизита: листья, колоски, снопы, серпы, костюмы и др.
Совместная работа с родителями.
Весенний праздник «Журавушка».
Подготовка и проведение праздника «Журавушка».
Изготовление птиц и теста и бумаги.
Разучивание и исполнение весенне-летних закличек, попевок, песни-игры.
4.1 Подготовка и проведение праздников.
Практика:
Пасха. Пасхальная светлая неделя. История возникновения праздника.
Обрядовые пища, символ Пасхи.
Пасхальные игры, приговорки.
Подготовка сценария, разучивание ролей. Сценическая речь, подготовка бутафории.

Проведение праздника
Раздел 5. Народные инструменты.
Шумовые народные и ударные инструменты.
Теория:
Знакомство с традициями народной культуры. Знакомство со всей группой ударных и
духовых народных инструментов. Совершенствование техники игры на 2-х и 3-х ложках и других
народных музыкальных инструментах.
Практика:
Постановка рук: показ и обучение постановке рук при игре на звук, трех ложках, трещетке,
рубеле.
Показ освоение основных приемов игры на инструментах.
закрепление материала, развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации
движений.
Игра ансамблем
Раздел 6. Народный танец.
Теория: Знакомство с народными, обрядовыми танцами.
Практика:
выполнять движения одновременно, четко исполняя песню.
соединение танца с пением, эмоциональность исполнения.
отрабатывать хороводный шаг, следя за осанкой, положением рук, головы, движением ног.
Раздел 7. Народная поделка.
Теория: Знакомство с обрядовыми куклами.
Воспитательная работа.
Встречи с другими коллективами, изучающими народную культуру.
Выступления объединения перед родителями, в других учреждениях, на районных и
поселковых мероприятиях.
Работа с родителями.
Родительские собрания, совместные чаепития детей и родителей. Участие родителей в
подготовке к мероприятиям, помощь родителей в пошиве костюмов.
По итогам второго уровня дети должны:
знать праздники народного календаря;
уметь объяснять изученный материал;
принимать участие в проводимых календарных праздниках.
Цель третьего уровня – сознательное приобретение знаний и навыков, первые навыки
самостоятельной деятельности и умения творчески работать; приобщение к традициям народной
поделки; расширение представлений и знаний детей о культуре своего края.
Задачи:
Познакомить с упражнениями дыхательной гимнастики.
Самостоятельная творческая подготовка к различным выступлениям.
Концертная деятельность и участие в праздниках.
Умение применять полученные знания, опыт в своем творчестве и в быту.
Познакомить с различными видами декоративно-прикладного народного искусства.
научить ориентироваться в традициях народной культуры.
Добиваться устойчивости певческой интонации, вокально-слуховой координации, продолжать
развивать звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.
самостоятельно изготавливать поделки народного промысла к фольклорным праздникам;

Третий уровень
Раздел 1. Музыкальный фольклор.
Практика:
Дальнейшее знакомство с частушками, обрядовыми и лирическими песнями.
Песни: плясовые, хороводные, лирические, протяжные, трудовые («Барыня», «Пошла млада за
водой», «Жил я у пана», «Ехал дедушка Егор», «Ковылек», «Ах, бока, мои бока», «Хоровод - оберег»,
«Коляда – маледа», «Я на горку шла»).
Раздел 2. Вокально-хоровое пение.
Практика:
Расширение певческих навыков.
Тренировочные упражнения, распевки.
Развитие профессиональных навыков: пение в хоре, в ансамбле.
Пение двухголосья.
Раздел 3. Индивидуальная работа по вокалу.
Практика:
Развитие индивидуальных голосовых данных.
Дальнейшая углубленная работа над репертуаром, работа над сольными номерами.
Раздел 4. Народный календарь.
Теория:
Знакомство с историей народных праздников, с их обрядами и обычаями.
Изучение песенного и устного обрядового творчества.
4.1 Календарные праздники.
Практика:
Праздник Осенины.
Подготовка к празднику. Разработка сценария.
Работа по ролям.
Подготовка бутафории и реквизита.
Рождественские посиделки, Масленица.
Подготовка к празднику, разработка сценария.
Репетиции этюдным способом и сводные.
Подготовка бутафории, реквизит.
Атрибуты гаданий: свеча, венок, сапог, окрик, воск, и др.
Троица, Семик.
Элементы праздника: завивание березки, кумление, русалки, костер, колечки, связывание рук
лентой.
Разработка сценария, работа над ролями.
Изготовление бутафории, реквизита, костюмов.
Раздел 5. Народные инструменты.
Обучение игры на ударных инструментах:
Теория: Обучение игре на большинстве ударных инструментов (рубель, трещотка, хлопушка и
др.). Приемы игры (на трех, четырех и большем количестве ложек).
В процессе знакомства с ударным инструментом дети:
- узнают об истории его создания;
- изучают конструктивные особенности, исполнительские (в том числе технические)
возможности;
- выделяют характеристики, определяющие специфику конкретного инструмента;
- устанавливают принадлежность к подгруппе по звукообразующему элементу:
корпус инструмента – шумовые;
мембрана, перепонка – перепончатые;
пластина – пластинчатые;
наличие нескольких звукообразующих элементов – комбинированный тип;
познают, как образуется звук:
от удара пальцев рук, ладоней, палочек, молоточков, колотушек, инструментов (одноименных
или разноименных) или частей инструментов друг о друга;
в результате встряхивания;

трения (скольжения);
других приемов звукообразования, в том числе смешанных;
познают свойства звука (неопределенная или определенная высота, тембровые
характеристики, динамические возможности и др.);
приобретают знания об особенностях применения ударных инструментов (создание
остинатного ритмического фона, звукоизобразительных эффектов, звукоимитаций, игра соло, в
ансамбле, усиление динамических оттенков и др.).
Практика:
Приемы игры на двух ложках
Приемы игры на трех ложках
Раздел 6. Народный танец.
Практика:
выполнять движения одновременно, четко исполняя песню.
соединение танца с пением, эмоциональность исполнения.
отрабатывать хороводный шаг, следя за осанкой, положением рук, головы, движением ног.
Раздел 7. Народная поделка.
Теория:
Знакомство с народными традициями, народной поделкой.
Знакомство с «обережной» символикой.
Практика:
Изготовление кукол- оберегов, народных поделок.
Воспитательная работа.
Выездные занятия, участие в поселковых и районных мероприятиях; экскурсии и походы.
Работа с родителями.
Беседы с родителями о творческих достижениях детей.
Практическая помощь родителей в подготовке и проведении мероприятий.
Совместное проведение мероприятий.
Планируемые результаты
Знать календарные и семейные обряды, обычаи, их символику, ориентироваться в народном и
православном календарях.
Знать и уметь применять элементы народного музыкального фольклора, народного вокала.
Уметь использовать народные традиции в своей жизни.
Уметь передавать свои знания другим.
Уметь взаимодействовать, общаться, быстро адаптироваться в любой ситуации.
Осознавать суть и последствия человеческой деятельности, своих собственных
поступков; ощущать уверенность в себе, быть отзывчивым к чужой беде.
Иметь обширное представление о народных традициях и самостоятельно изготовлять
народные поделки.
Комплекс организационно-педагогических условий.
К программе разработана система мониторинга результатов до начала, во время и после освоения
программы.
Объектами мониторинга являются:
• знания, умения, навыки по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе;
• уровень и качество выполненных детских творческих и практических работ;
• степень самостоятельности и уровень творческих способностей учащихся.
Для отслеживания результатов обучения педагогом используются следующие методы:
- педагогическое наблюдение;

- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения
учащимися диагностических заданий, участия в мероприятиях (выставках, конкурсах, фестивалях),
защиты проектов, активности учащихся на занятиях;
- педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и тесты, анкетирование;
- мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку учащегося,
оформление фото отчёта.
Указанные способы отслеживания результативности используются как средство:
- начальной или входной диагностики, которая проводится в начале каждого учебного года с
целью определения уровня развития учащихся на момент начала освоения программы.
- промежуточной диагностики, которая проводится в середине каждого учебного года с целью
определения результатов обучения учащихся в ходе освоения программы.
- итоговой диагностики, которая проводится в конце каждого учебного года с целью
определения изменения уровня развития учащихся, их творческих способностей после ежегодного
освоения программы.
Используемыми формами выявления результатов являются: беседа, опрос, наблюдение,
праздничные мероприятия, выставки, фестивали, конкурсы.
Используемыми формами фиксации результатов являются: грамоты, дипломы, готовые
детские творческие работы, анкеты, тестирование.
Используемыми формами предъявления результатов являются: выставки, конкурсы,
фестивали, праздники, демонстрация готовых детских творческих работ.
Результаты мониторинга выступают в качестве целевых ориентиров для педагога и являются
основанием для корректировки программы или для разработки новой.
Используемыми формами подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы являются: опрос, самостоятельная работа,
самоанализ, коллективный анализ работ, коллективная рефлексия, открытое занятие для родителей,
тематическая игра, конкурс для учебной группы, презентация творческих работ, творческий
образовательный проект, социальная акция, выставка, презентация с использованием Интернетресурсов.
Формы подведения итогов реализации программы используются с целью получения результатов
освоения программы для проведения своевременного анализа деятельности коллектива в целом.
Результаты освоения программы и достижения учащихся заносятся в диагностические таблицы.
За основу целевых ориентиров диагностирования отобраны и заложены в диагностические таблицы
общие показатели личностных, метапредметных и предметных результатов, отражающие
совокупность согласованных друг с другом планируемых результатов, сформированных с учетом
цели, задач и содержания программ, с учетом специфики направлений деятельности и особенностей
программы.
В диагностических таблицах представлены:
- личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу и его результатам;
- метапредметные результаты – освоенные учащимися способы деятельности, применимые
как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных
ситуациях (компетенции);
- предметные результаты – усвоение учащимися конкретных элементов социального опыта,
изучаемого в рамках данной программы;
- результаты достижений – отслеживание творческих достижений учащихся объединения на
районном, республиканском, всероссийском и международном уровнях, как демонстрация
приобретенных знаний, умений и навыков в процессе освоения программы.

Средний балл

Умение анализировать свою работу по изучаемой
программе

воспитывать в себе качества: отзывчивость,
сопереживание, стремление помочь, уверенность

уметь применять элементы музыкального фольклора

Знания

Умение работать различными музыкальными
инструментами по изучаемой программе

Средний балл

Самооценка

Самопрезентация

Эмоционально-нравственная отзывчивость

Ответственность

Навыки конструктивного взаимодействия со
взрослыми и сверстниками

Ценностная ориентация

Проявление любознательности

Инициативность

Творческая активность

Самореализация

Навыки адаптации в динамично меняющемся
мире

Средний балл

Наличие коммуникативных умений

Умение использовать компьютерные
технологии

Умение осуществлять познавательные
действия

Умение работать в коллективе

Показатели метапредметных
результатов

знать и уметь использовать народные традиции в своей
жизни

Знание терминологии по изучаемым темам

№

Знание основных понятий изучаемых тем

Знание основ теории по изучаемым темам

Фамилия,
Имя учащегося

№
Умение планировать и осуществлять свою
деятельность

Фамилия,
Имя учащегося

Диагностика метапредметных и личностных результатов учащихся
Показатели личностных результатов

1

2

Шкала оценки: в полном объеме – 3 балла, достаточно – 2 балла, частично – 1 балл, не владеет –
0 баллов.
Диагностика предметных результатов учащихся
Умения и навыки

Шкала оценки: в полном объеме – 3 балла, достаточно – 2 балла, частично – 1 балл, не владеет –
0 баллов.

В соответствии с выявленными личностными, метапредметными и предметными результатами
определяется уровень развития интеллектуальных, творческих и личностных качеств учащихся по
следующей схеме:
Уровни выраженности оцениваемого показателя
Не владеет
0 баллов
Способности не выражены
Частично

1 балл

Достаточно

2 балла

В полном
объеме

Способности выражены минимально, ниже
среднего.
Способности выражены в средней степени,
выше среднего.
Способности выражены хорошо, ярко.

3 балла

По каждому критерию личностных, метапредметных и предметных результатов высчитывается
средний балл и процент, который после заносится в таблицу общих результатов по годам обучения.
Результативность освоения программы учащимися объединения.
1 год
обучения
Кол-во %
учащ.

Результативность освоения
программы
1

Предметные
результаты

2

Метапредмет
ные
результаты
Личностные
результаты

3 год
обучения
Кол-во %
учащ.

4 год
обучения
Кол-во %
учащ.

Итого
Кол-во
учащ.

%

высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий

ИТОГО:

Результаты творческих достижений каждого учащегося по участию в мероприятиях районного,
республиканского, всероссийского и международного уровней в ходе освоения программы
представляются в отдельных диагностических таблицах.

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

Достижения в
мероприятиях
международного
уровня
1 п/г
2 п/г

Призер (1-3 место)

Достижения в
мероприятиях
всероссийского
уровня
1 п/г
2 п/г

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

2 п/г

Призер (1-3 место)

1 п/г

Достижения в
мероприятиях
республиканског
о уровня
1 п/г
2 п/г

Призер (1-3 место)

Достижения в
мероприятиях
районного уровня

Участие (выступление)

№ Фамилия, имя
учащегося

Участие (выступление)

Результативность творческих достижений учащихся

Призер (1-3 место)

3

2 год
обучения
Кол-во %
учащ.

Методическое обеспечение
Методическое обеспечение программы содержит дидактический и методический материалы. В
работе с детьми применяются методы обучения:
Словесные: беседы, тестирование, анкетирование, блиц – опрос.
Наглядные: показ презентаций, видео - фильмов, репродукций и иллюстрации по темам.
Практические: творческие задания: поделки, открытки, рисунки, декорации к празднику.
Игровые: хороводные, народные, игры – драматизации, забавы, обрядовые действия.
Поскольку эта программа рассчитана на широкий диапазон сообщаемых детям знаний,
предполагается и обширная материально-техническая база.
Для эффективной деятельности по программе имеются:
музыкально – дидактический материал:
сборники народных песен, хороводов и плясок.
игры: музыкально - подвижные, пальчиковые игры, речевая игра, игровой массаж и т.д.
динамических упражнений: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика,
оздоровительные упражнения.
музыкальные инструменты (гармонь, балалайка, шумовые и ударные инструменты);
видео и аудио аппаратура: музыкальный центр, проектор, фотоаппарат, флешь носители,
диски.
помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.

Тема занятий
Русская
культура как
часть мировой
культуры.
Рассматривается
взаимосвязь
русского народа и
русской культуры с
народами и
культурами всего
мира.
Музыкальный
фольклор.

Шумовые
народные и
ударные
инструменты

Вокально-хоровое
пение.
Народная лексика,
соединение слова с
музыкой,
движением.

Вид занятий

Дидактический и
наглядный
материал

Приёмы и методы
обучения

Результативность
применения
методического
материала
Игра – знакомство

Презентация
программы
«Истоки»
Беседа.
Познакомить
детей с понятием
«фольклор».

Фотоматериалы
объединения
«Ладушки» за
прошедший период.
Жанры русского
детского фольклора:
сказки, пословицы,
поговорки, потешки
и т.д.

1. Музыкально –
подвижная игра
«Кострома».
2.Коммуникативная
игра «Пирожочки».

Беседа о детском
музыкальным
фольклором
(колыбельные
песни, частушки,
народные песенки,
заклички).
Изучение
песенного
материала.
Беседа
Знакомство с
шумовыми и
ударными
народными
инструментами

Колыбельные песни.
«Люли, люли,
люленьки».

1.
Прослушиван
ие песни.
2.
Распевкой
подготовить
голосовые связки
детей к пению.
3.
Пропевание
отдельных куплетов.

Сочинить колыбельную
песню для любимой
игрушки.

Шумовые народные
и ударные
инструменты:
трещетки, рубель,
дудочки,
колокольчики,
ложки.

Музыкально –
дидактические игры:
«Музыкальные
инструменты»
«На что похож звук?».
Шуточная песня «Про
лягушек и комара».

Знакомство с
вокальнохоровыми
приемами пения в
народной манере,
близкой к

Книга. Система
музыкально –
оздоровительно
работы. Занятия,
игры, упражнения.
Автор – составитель

1.Развивать
тембровый слух.
2. Закрепить умение
отгадывать на слух
звучащие
инструменты.
3.Импровизировать
игру на народных
шумовых
инструментах.
1.Формирование
звука открытого,
легкого, звонкого.
2.Пение в унисон:
3.Умение сочетать
пение с движением,

Распевки: «Веники»,
«Как под горкой»,
«Тень, тень»,
«Я иду».

разговорной речи.

О.Н. Арсеневская. –
Изд.2-е. –
Волгоград:Учитель,
2013. – 204 с.
Стр.53.

Индивидуальная
работа по
постановке
голоса.
Развитие
голосовых данных:
распевки,
соответствующие
голосовым
данным;
работа над
артикуляцией,
дыханием, ритмом.
Работа над
дыханием
артикуляцией,
дикцией,
Музыкальные и
подвижные игры.

Развивать у детей
глубину вдоха,
работать над
правильным
движением рук
при вдохе.

Книга. Система
музыкально –
оздоровительно
работы. Занятия,
игры, упражнения.
Автор – составитель
О.Н. Арсеневская. –
Изд.2-е. –
Волгоград: Учитель,
2013. – 204 с. Стр.56
– 57.
Сборник русских
народных песен для
детей. СанктПетербург, 2012.

Свободно
ориентироваться в
пространстве,
передавать в
соответствии с
характером
музыки игровые
образы;
инсценировать
игровые песни,
самостоятельно
придумывать
движения,
отражающие
содержание песни.

Книга.
Музыкальные
занятия. Автор –
составитель О.Н.
Арсеневская. –
Изд.2-е. –
Волгоград: Учитель:
ИП Гринин Л.Е.,
2014. – 251с.
Стр. 54 – 55.
Стр.209.

Развивать
воображение,
творчество в процессе
игры; побуждать
детей самостоятельно
придумывать
движения,
соответствующие
тексту игры,
содержанию песни.
Инсценировать
игровые песни.
Учить начинать
движения вместе с
песней.

Песня – танец «На лесной
полянке»,
Песня «Дождик»,
Песня – пляска «Русская».
«Сидит Дрема», «Пошла
коза по лесу» и т.д.

Календарные
праздники и
обряды.
Зимние, весенние,
летние и осенние
праздники:
Осенины,
Покров –
Батюшка,
Рождество,
Починки,
Масленица,
Пасха,
Троица-Семик,
Иван – купала,
Весенняя капель.

Знакомить с
русским народным
творчеством;
формировать
интерес к русским
национальным
традициям;
приобщать к
духовной и
народной музыке.
Происхождение
праздников, связь
их с природой.

Книга
«Формирование
опыта духовно –
нравственного
поведения детей 4 –
7 лет».
Занятия и утренники
православного
календаря. Автор –
составитель Э.А.
Халикова, Н.В.
Колебошина. –
Волгоград: Учитель,
2013.-95с.

Просмотр
видеофильмов о
проведении народных
праздников с
участием
фольклорной группы
«Оберег».
«Масленица» Сырная неделя; дни
недели, их название и
назначение.
Обрядовые блины,
символ Солнца.
Символ Масленицы.
Ритуал сожжения
чучела. Катание с гор,
на лошадях, кулачные
бои.
Работа со сценарием.
Чтение по ролям.
Игры: народные игры

Закрепить знания о
семейных традициях.
Творческие задания.
Изготовление поделок.
Тематический кроссворд.
Итоговое мероприятие.

Малообъемные
песни: песни-игры,
веснянки, потешки
– в 2-3 звука, в
терцию.
Распевки:
расширение
диапазона песен.

игрой, сохраняя
качество звучания;
осознанием
исполняемого
произведения.
4.Умение петь живо,
в подвижном темпе,
удерживать чистоту
интонации на одном
звуке, пропевать
скачки на квинту
вверх (ре-ля), терцию
вниз (соль – ми).
Уметь правильно
дышать во время
пения.
Умение
эмоционально
исполнять репертуар;
Умение владеть
голосовым
аппаратом.

Упражнение
«Посчитаем», на развитие
нижнего дыхания.
Дыхательные упражнения:
«Ладушки», «Погончики,
«Насос».
Комплекс
артикуляционных
упражнений «Жаба
Квака», «Котик Рыжик».

Народная
хореография

Знакомить с
движениями под
музыку, как в
спокойном
хороводе, так и в
подвижной пляске.

Народная поделка

Развивать у детей
интерес к
народной
культуре,
народным
праздникам,
творческой
продуктивной
деятельности.

Работа с
родителями.
Воспитательная
работа.

Родительские
собрания.
Совместные
мероприятия:
День матери,
День защиты
детей.
День открытых
дверей.

Книга
«Музыкальные
занятия». Автор –
составитель
Е.Н.Арсенина.Волгоград: Учитель,
2013.- 348с.
Игры, забавы,
развлечения и
праздники для
детей. Авторсоставитель Э.М.
Гамидова. – изд.2-е.
- Волгоград:
Учитель, 2013.-191с.
Книга
«Формирование
опыта духовно –
нравственного
поведения детей 4 –
7 лет».
Занятия и утренники
православного
календаря. Автор –
составитель Э.А.
Халикова, Н.В.
Колебошина. –
Волгоград: Учитель,
2013.-95с.
Игры, забавы,
развлечения и
праздники для
детей. Авторсоставитель Э.М.
Гамидова. – изд.2-е.
- Волгоград:
Учитель, 2013.-191с.
изд. 2-е, 2013 г.
Сценарии ко Дню
матери.
Сценарии ко Дню
защиты детей.
Сценарии ко Дню
открытых дверей.

с яйцами.
Троицкие игры,
обряд кумления.
Отрабатывать
технику исполнения
танцевальных
движений.
Учить выполнять
движения «змейка».
Отрабатывать
хороводный шаг,
следя за осанкой,
положением рук,
головы, движением
ног.

Песни с танцевальными
движениями: «Весну
звали»,
«Горенка», «Яблонька»,
«Коляда»,
«Я на горку шла» и т.д.

Обучать детей
навыкам ручного
труда.
Развивать творческое
воображение.
Учить изготавливать
декоративные
предметы для
украшения интерьера.

Изготовление кукол –
оберегов: «Желаньица»,
«Жаворонки»,
«Зернышка» и т.д.
Творческие занятия.
Изготовление пасхального
гнезда.
Изготовление пасхальной
открытки.
Изготовление декорация к
празднику «Троица».

Мини – анкеты,
памятки для
родителей.
Знакомство со
сценарием для мам.
Повторение слов.
Распределение слов.
Ролевые игры
Произношение и
пропевание частушек.
Разучивание
частушек
Участие родителей в
подготовке
мероприятий.

Игры - придумывания
Репетиция. Участие в
концерте.
Коммуникативные
тренинговые упражнения.

Условия реализации программы
Для реализации данной программы используется кабинет. Кабинет отвечает всем стандартным
санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, отвечает требованиям техники безопасности.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования МБО ДО ЦДОД «Созвездие» Медведева Ирина
Георгиевна, педагогический стаж 24 года, 1 квалификационная категория
Оборудование для занятий в кабинете:
Стол педагога-1 шт.
Скамейки - 4 шт.
Музыкальные инструменты
Пианино - 1 шт.
Музыкальный центр-1шт.

Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.

Атанова, Н.И. Детский игровой фольклор. ГУК ВОНПЦ «Культура». – Волгоград 1997.
Гармошечка – говорушечка. Сост. С. Мерзлякова. – М.: Музыка, 1983.
Михайлова, М.А. А у наших у ворот развеселый хоровод. Ярославль 2001.
Науменко, Г.М. Жаворонушки. М.: 1986.
Науменко, Г.М. Народные праздники. М.: 2001.
Науменко, Г.М. Песенный фольклор. М.: 2001
Не робей, воробей. Сост. И.С. Слепцова. – М.: Лабиринт, 1995.
Сластенова, И.В. Селезень утицу догонял. ВГИК, ВГПУ. - Волгоград 2006
Автор – составитель О.Н. Арсеневская. Система музыкально – оздоровительной работы.
Занятия, игры, упражнения. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 204с.
Автор – составитель Э.А. Халикова, Н.В. Колебошина. «Формирование опыта духовно –
нравственного поведения детей 4 – 7 лет». Занятия и утренники православного календаря.–
Волгоград: Учитель, 2013.- 95с.
Автор – составитель О.Н. Арсеневская. Музыкальные занятия – Изд.2-е. – Волгоград:
Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014. – 251с.
Составитель А.А. Гуськова. Подвижные и речевые игры для детей 5 – 7 лет: развитие
моторики, коррекции движений речи.- Волгоград: Учитель 2014. – 188с.
Составитель Л.А.Владимирская. От осени до лета. – Изд. 3-е. – Волгоград: Учитель, 2013 –
159с.
Автор – составитель Э.М. Гамидова. Игры, забавы, развлечения и праздники для детей 6-7
лет.- Изд.2-е.- Волгоград: Учитель. 2013. – 191с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».