Я волонтер_compressed

«Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Программа разработана на основании:
- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4
сентября 2014 г. № 1726-р.);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций, дополнительного образования детей»; Сан Пин 2.44.3172-14 (с
изменениями на 27.10.2020г)
- Универсальная опорная таблица для проектирования дополнительной общеразвивающей
программы, автор Буйлова Л.Н., кандидат педагогических наук, доцент.
- Приказа Министерства просвещения России от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Актуальность. Участие детей в волонтёрской деятельности, способствует развитию навыков
творческого мышления (оценивать и анализировать любую точку зрения), взаимодействовать и
общаться, что так актуально в мире, где господствует изобилие гаджетов и прочих технических
достижений. Инициатива волонтерской деятельности чаще исходить от взрослых. В этом случае
встает проблема восприятия «инициативы сверху» учащимися. Решение ее предполагает работу
педагога по информированию, освещению, презентации результатов волонтерской деятельности,
мотивированию к участию. В работе с детьми, делается акцент на самостоятельное
экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению
при выполнении заданий (педагог дополняет, рекомендует, направляет). Занятия
содержат
познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с
практическими занятиями (игры, встречи, экскурсии, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры,
акции и т.д.).
Направленность программы социально-гуманитарная.
Волонтѐрство – это проявление инициативы в чистом виде, добровольная безвозмездная помощь –
сам захотел и сам выбрал, что делать. В основе волонтерского движения лежит принцип: хочешь
почувствовать себя человеком – помоги другому. Сегодня в России в волонтерское движение
активно вовлекаются учащиеся школ. Волонтёрство учит помогать нуждающимся, без напоминания
и подсказки, по собственной инициативе. Воспитывая в младших школьниках самостоятельность,
педагог помогает им решить те задачи, которые встанут перед ним в подростковом возрасте. Ведь
позднее у школьника возникнет потребность ощущать себя взрослым, и зависимость от других все
больше станет тяготить его. Подросток будет стремится освободиться от статуса зависимого малыша
и утвердить себя в качестве взрослого. С имеющимся же за спиной пережитым опытом
самостоятельности ему легче будет решить новые задачи, легче пережить переходный возраст.
Утверждение ребенком себя как «взрослой» личности неразрывно связано с реализацией им
собственных потребностей:
• В самосознании (проявлении интереса, к своим взглядам, отношениям, поступкам,
определении своих возможностей);
• В самореализации (раскрытие своих возможностей и личностных качеств, а так же
предъявления их окружающим);
• В самоидентификации (определении своей принадлежности к тем или иным социальным
группам).
В какие формы выльется реализация этих потребностей, каков будет ее характер, во многом
зависит от той среды, которая окружает ребенка: общности, с которой он себя идентифицирует, и
деятельности, в которую он включен.
Особенности программы.
Волонтерский труд — хороший способ разнообразить деятельность школьника. Это может помочь
отвлечь его от рутинных дел и наполнить жизнь новыми эмоциями, навыками и достижениями.

Формирование здоровой самооценки, самоуважение, гражданская позиция — все это возможно с
волонтерской деятельностью. Волонтерский труд, помимо того что приносит общественную пользу,
позволяет ребенку узнать много нового о мире и людях, живущих в нем, осознать многие ценности
не на теоретическом, а на практическом уровне. Многие волонтеры-школьники отмечают, что после
работы волонтером более осознанно подходят к тратам, своему экологическому поведению, культуре
общения.
Организация волонтерского движения с участием школьников будет преследовать те же цели, что
и более традиционные формы воспитательной работы. В первую очередь это формирование
определенного мировоззрения. Опыт бескорыстной помощи другим, тем, кто в этом нуждается,
позволяет осознать ценность доброты, милосердия и участия. Способствует волонтерская
деятельность и развитию активной жизненной позиции, умения брать на себя ответственность и
проявлять инициативу. Кроме того, участвуя в различных волонтерских проектах, школьники могут
приобрести множество полезных навыков как исключительно практических, так и, например,
коммуникативные. Не стоит забывать и о таких вещах, как профилактика вредных привычек и
пропаганда здорового образа жизни. Волонтерская деятельность может быть не связана напрямую с
проблемами экологии или ЗОЖ, однако она по умолчанию располагает к бережному отношению не
только к другим людям или животным, но и к природе, а также к собственному физическому и
психоэмоциональному состоянию.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей 10-17 лет, без отбора по половому признаку, социальному
положению и физическому здоровью. Зачисление на обучение по программе осуществляется без
предъявления особых требований к учащемуся в течение всего учебного года по заявлению родителя
(законного представителя) несовершеннолетнего ребёнка.
Формы обучения: Возможно формирование разновозрастных групп. В таком случае на
мероприятиях, акциях, экскурсиях и общих собраниях группа присутствует в полном составе, а для
остальных занятий при необходимости делится на группы по возрастам.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная.
Предусмотрены электронные и дистанционные формы обучения.
При вступлении учащимся предлагается пройти анкетирование «Я волонтер» (приложение 2).
Программа «Я-Волонтёр» рассчитана на три года обучения – 1 год обучения стартовый, 2, 3 год
обучения базовый. Программа модифицированная, предлагает уровневый принцип организации
обучения, разработана с учетом особенностей возраста и уровня подготовки детей.
Стартовый уровень- 1 год обучения.
Учащиеся набираются без предъявления требований к базовым знаниям, занятия доступны для
всех желающих. Стартовый уровень предусматривает введение в программу с помощью ролевых,
тематических, подвижных игр, ознакомительных походов, прогулок и экскурсий. Знакомство с
основными понятиями волонтерской деятельности, терминами применяемыми в работе волонтерами.
Познакомиться с основными факторами укрепляющих и разрушающих здоровье человека. Работа по
программе позволяет учащимся не заучивать, а изучать и понимать основные правила безопасного
поведения и личной гигиены как основы ЗОЖ, требования правил и безопасности по ПДД, ППБ.
Базовый уровень- 2, 3 год обучения.
Учащиеся применяют на практике полученные знания. Основным принципом данного уровня,
является принцип систематичности и последовательности во взаимосвязи знаний, умений и навыков
приобретенных ранее. Программа предусматривает более глубокое изучение тем и проведения
профилактических массовых мероприятий и акций с детьми в роли организаторов. Более опытные
учащиеся выступают в роли наставников.
На занятиях допускается присутствие младших членов семьи обучающихся, а на практических
занятиях – присутствие родителей.
Объем и срок освоения программы: Всего объем программы составляет 504 часа.
Стартовый уровень (ознакомительный) – 144 часа;
Занятия проходят, 4 раза в неделю по 1 часу или 2 раза в неделю по 2 часа (академический час 45
мин), составляет 144 часа.
Базовый уровень – 2 год обучения – 144 часа;
Занятия проходят два раза в неделю по 2 часа (академический час 45 минут), составляет 144 часа.

Базовый уровень – 3 год обучения – 216 часов;
Занятия проходят три раза в неделю по 2 часа (академический час 45 мин), составляет 216 часов.
Виды занятий: занятие-беседа, практическое занятие (освоение и ознакомление с работой
волонтера и волонтерской деятельностью в разных направлениях), занятия–соревнования
(викторины, эстафеты, соревнования), участие в акциях, концертных и конкурсных мероприятиях.
Цель и задачи программы.
Цель программы направлена на организацию занятости детей, для развития их самостоятельной,
познавательной деятельности, формирование базовых знаний и основных практических умений в
области волонтерской деятельности, включение в волонтерское движение.
Задачи:
Личностные:
• воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;
• воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;
• формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении
здоровья;
• содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, поселке,
стране;
• воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к
социальному служению как к норме жизни;
• создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и
сотрудничества;
• развивать активную деятельность;
• формировать активную жизненную позицию подростков и стремление самостоятельно
• заниматься волонтерской (добровольческой) деятельностью;
• формировать навыки коллективно-групповой деятельности, коммуникативные навыки,
• навыки самоуправления и самоорганизации;
Предметные:
• обучение
психологическим знаниям
и
умениям,
позволяющим подросткам
лучше понимать себя;
• обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;
• знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел;
• обучение основам работы с различными видами информации;
• знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными
технологиями;
• расширение навыков работы с информацией;
Метапредметные:
• формирование первичных организаторских умений и навыков;
• развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде.
• развитие уверенности в себе;
• дальнейшее формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских качеств;
• расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных
социальных категорий.
• развитие
рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности.
Содержание программы
Проведение занятий осуществляется в разных формах: презентации, круглые столы, тренинги,
конференции, добровольческие акции, игры и др. Реализация программы предполагает
самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации, а также создание
печатной и видеопродукции, подготовку сообщений, написание планов действия и т.д. При
проведении практических занятий и добровольческих акций учащихся следует объединять в пары и
группы. Возможна и индивидуальная работа с учащимися, например, при подготовке буклетов,
листовок, сообщений, презентаций и т.п.

Для того чтобы привлекать юных волонтеров к деятельности необходимо:
- доверие (тебе доверяют, значит уважают и ценят);
- понимание учащимися значимости и сути работы;
- новая деятельность (младшим школьникам свойственно пробовать себя в различных видах
деятельности);
- поощрения (благодарственное письмо или грамота ученику или родителям, знак отличия или
фирменная нашивка, материальное вознаграждение, поручение ответственных работ, публичное
признание заслуг с привлечением представителей средств массовой информации или вручение чеголибо при большом скоплении людей).
Учебный план

Вводный урок.
Месячник
безопасности.
Профилактика ПДД.
Месячник
безопасности.
Профилактика ППБ.
Акции мероприятия, конкурсы
посвященные ЗОЖ. Мой стиль
жизни сегодня - мое здоровье и
успех завтра.
Будь непримирим к грубости и
черствости.
Учись
приносить
людям пользу.
Дни доброты.
Мир вокруг нас. Я и мой дом.
Помним!
Итоговое занятие.
Итого:
Всего:

Формы и методы контроля

Практика

Теория

Практика

Кол-во часов
2 год
3 год
обучения
обучения
Теория

Теория

Тема

Практика

1 год
обучения

2
12

26

2
4

6
14

1
4

7
20

-

-

4

14

4

20

10

34

10

34

5

50

14

24

6

26

6

32

10
2
4
44
144

16
6
8
2
100

6
2
4
32
144

26
8
8
2
112

4
1
1
22
216

32
20
11
2
194

Наблюдение педагога, анкетирование.
Практическая работа, ведение, заполнение
индивидуального
и
группового
мониторинга,
участие,
организация,
проведение мероприятий.

Наблюдение
педагога,
анкетирование.

тестирование,

504 часа

Содержание учебного плана
Чем занимаются волонтеры? Правила, кодекс волонтеров (оформление информационного
стенда). Волонтерское движение.
Месячник безопасности. Пропаганда правил дорожного движения (ПДД), пропаганда правил
пожарной безопасности (ППБ), акции в поддержку антитеррора «Мы помним Беслан». Работа с
инспекторами ДПС, ПДН, противопожарной профилактики пожарной части, медиком. Игра – загадка
«Если возник пожар». Это я, это я, это все мои друзья! Обобщающая игра. Краткие сведения о
пожарной охране. Огонь – друг и враг человека. ППБ во время проведения новогодних ёлок. Акция
«Безопасный Новый год!». Светофор. Виды светофорных объектов. Значение сигналов. Дорожные
знаки. Название, назначение, расположение знаков. Правила перехода проезжей части дорог при
отсутствии обозначенных пешеходных переходов. Мы — пассажиры.
Профилактика ПДД. Пропаганда правил дорожного движения (ПДД). Осторожно дети. Маршрут
от дома до школы и обратно. Улица, элементы дороги. Участники дорожного движения.
Безопасность в каникулы. Общие правила, обеспечивающие пешеходу безопасность на дороге.
Светофор. Виды светофорных объектов. Значение сигналов. Дорожные знаки. Название, назначение,
расположение знаков. Правила перехода проезжей части дорог при отсутствии обозначенных
пешеходных переходов. Мы — пассажиры. Виды общественного транспорта. Правила перехода в
местах остановок маршрутных транспортных средств. Работа с инспекторами ДПС, медиком.
Изготовление информационных буклетов, фляеров, плакатов.
Профилактика противопожарной безопасности (ППБ). Игра – загадка «Если возник пожар».
Это я, это я, это все мои друзья! Обобщающая игра. Краткие сведения о пожарной охране. Огонь –

друг и враг человека. ППБ во время проведения новогодних ёлок. От маленькой искры до большой
– пожар бывает. Противопожарный режим в детском учреждении. Берегите жилища от пожаров.
Правила поведения людей при обнаружении пожара. Пропаганда правил пожарной безопасности
(ППБ) . Акция «Безопасный Новый год!». Работа с инспектором по противопожарной профилактики
пожарной части, медиком. Изготовление информационных буклетов, фляеров, плакатов.
«Будь непримирим к грубости и чёрствости». Изготовление праздничной открытки с Днём
пожилого человека, участие в организации мероприятия. Изготовление памятных сувениров своими
руками.
Книга мой друг. Учись приносить людям пользу. Ремонт книг для школьной библиотеки.
Изготовление закладок для книг в подарок школьному библиотекарю. Международный день детской
книги. Ремонт книг школьной библиотеки.
Дни доброты. Материнское счастье. Много песен о матери спето. Подготовка участие, помощь в
проведении и организации к праздникам: День народного единства. День воинской славы.
Всемирный день доброты. «Наши добрые дела». День матери. Изготовление для мам подарков ко
Дню матери. Международный день инвалида. День Героев Отечества. «Учись приносить людям
пользу». Ремонт книг для школьной библиотеки. Изготовление закладок для книг в подарок
школьному библиотекарю. Международный день детской книги. Ремонт книг школьной библиотеки.
«Люди пожилые сердцем молодые» Что такое патронаж? Цели, задачи волонтера в работе с
пожилыми людьми. Посещение пожилых и инвалидов. Изготовление сувениров ко дню пожилого
человека.
Я и мой дом. Заочное путешествие по родной стране. Способы охраны природы. Мы в борьбе за
чистоту на планете. Экология в Бурятии. Акция к Всероссийскому дню зимующих птиц. «Покормите
птиц зимой». Трудовой десант. Акции «Мой двор, моя улица» КТД. Оформление и распространение
электронных листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты.
Мир вокруг нас. Акция к Всероссийскому дню зимующих птиц. «Покормите птиц зимой».
Трудовой десант. Акции «Мой двор, моя улица» КТД. Оформление и распространение электронных
листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты.
Мой стиль жизни сегодня – мое здоровье и успех завтра. Коварные разрушители здоровья.
Враги души и тела. Жизнь прекрасна - не теряй ее напрасно. Реальная опасность виртуальных
ценностей. Букет здоровых привычек. Чистота всего полезней – сохранит от всех болезней. И долог
будет пусть твой век. Чистая вода - для хвори беда. Жизнь вне зависимостей. Здоровье человека –
главное богатство общества. Сделай выбор в пользу здоровья. Маленькие слабости - ответственность
большая. Здоровье – знак благополучия. Книги убеждают в пользе ЗОЖ. Мое здоровье – основа моей
жизни. Азбука здоровья для малышей-крепышей. Мед – природный целитель. Азбука правильного
питания. Здоровью надо помогать. Здоровые потребности и потребность в здоровье. Кто умен – тому
не лень чистить зубы каждый день. Главная ценность – жизнь человека. Спорт нужен миру. Красоту
и здоровье дарит природа. В свете Олимпийского огня. С физкультурой мы дружны – нам болезни не
страшны! Искушение любопытством. В путь-дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся.
Акции, мероприятия, конкурсы посвященные ЗОЖ. Что такое хорошо, что такое плохо? О
хороших и дурных привычках. Пропаганда ЗОЖ. Моя гигиена. Встреча со специалистом ЦРБ.
Встреча с инспектором ПДН. Умение сказать НЕТ (сказка Друзья Мойдодыра). Минута час бережет.
Зачем нужно беречь время? Что я могу сделать за 1 минуту? День спонтанного проявления доброты.
Помним! Беседы, экскурсии в музей на тему ВОВ. Крошка хлеба на землю упала. Бережное
отношение к хлебу. Рассказ о блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Посещение
библиотеки. Акция «Память» Рассказ о ветеранах Великой Отечественной войны.
Итоговое занятие. Могу ли я быть волонтером? Анкетирование, подведение итогов, награждение.
Воспитательная работа.
Выездные занятия, участие в поселковых и районных мероприятиях, соревнованиях, экскурсии и
походы.
Работа с родителями.
Беседы с родителями о достижениях детей.
Практическая помощь родителей в подготовке и проведении мероприятий, акций и соревнований.
Совместное проведение мероприятий.

Планируемые результаты

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Учащиеся будут знать:
права и обязанности волонтеров;
основные направления деятельности волонтеров;
основные формы работы волонтеров;
ПДД, ППБ, правила поведения в незнакомой местности;
правила поведения в нестандартной ситуации;
владение знаниями о основах ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию.
Учащиеся научатся:
помогать в организации и проведении различные мероприятия;
общаться с учащимися и взрослыми;
принимать общечеловеческие ценности;
формировать здоровых установок и навыков ответственного поведения.
Учащиеся будут уметь:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной и дополнительной литературы;
проводить анализ, сравнение, обобщение, делать выводы из поставленных задач;
создавать информационные листовки, плакаты и т.д.
Комплекс организационно-педагогических условий.
К программе разработана система мониторинга результатов до начала, во время и после освоения
программы.
Объектами мониторинга являются:
• знания, умения, навыки по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе;
• уровень и качество выполненных детских творческих и практических работ;
• степень самостоятельности и уровень творческих способностей учащихся.
Для отслеживания результатов обучения педагогом используются следующие методы:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения
учащимися диагностических заданий, участия в мероприятиях (выставках, конкурсах, фестивалях),
защиты проектов, активности учащихся на занятиях;
- педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и тесты, анкетирование;
- мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку учащегося,
оформление фото отчёта.
Указанные способы отслеживания результативности используются как средство:
- начальной или входной диагностики, которая проводится в начале каждого учебного года с
целью определения уровня развития учащихся на момент начала освоения программы.
- промежуточной диагностики, которая проводится в середине каждого учебного года с целью
определения результатов обучения учащихся в ходе освоения программы.
- итоговой диагностики, которая проводится в конце каждого учебного года с целью
определения изменения уровня развития учащихся, их творческих способностей после ежегодного
освоения программы.
Используемыми формами выявления результатов являются: беседа, опрос, наблюдение,
праздничные мероприятия, выставки, фестивали, конкурсы.
Используемыми формами фиксации результатов являются: грамоты, дипломы, готовые
детские творческие работы, анкеты, тестирование, кол-во акций в которых учувствовал ребенок.
Используемыми формами предъявления результатов являются: выставки, конкурсы,
фестивали, праздники, демонстрация готовых детских творческих работ.
Результаты мониторинга выступают в качестве целевых ориентиров для педагога и являются
основанием для корректировки программы или для разработки новой.
Используемыми формами подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы являются: опрос, самостоятельная работа,
самоанализ, коллективный анализ работ, коллективная рефлексия, открытое занятие для родителей,

тематическая игра, конкурс для учебной группы, презентация творческих работ, творческий
образовательный проект, социальная акция, выставка, презентация с использованием Интернетресурсов.
Формы подведения итогов реализации программы используются с целью получения результатов
освоения программы для проведения своевременного анализа деятельности коллектива в целом.
Результаты освоения программы и достижения учащихся заносятся в диагностические таблицы.
За основу целевых ориентиров диагностирования отобраны и заложены в диагностические таблицы
общие показатели личностных, метапредметных и предметных результатов, отражающие
совокупность согласованных друг с другом планируемых результатов, сформированных с учетом
цели, задач и содержания программ, с учетом специфики направлений деятельности и особенностей
программы.
В диагностических таблицах представлены:
- личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу и его результатам;
- метапредметные результаты – освоенные учащимися способы деятельности, применимые
как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных
ситуациях (компетенции);
- предметные результаты – усвоение учащимися конкретных элементов социального опыта,
изучаемого в рамках данной программы;
- результаты достижений – отслеживание творческих достижений учащихся объединения на
районном, республиканском, всероссийском и международном уровнях, как демонстрация
приобретенных знаний, умений и навыков в процессе освоения программы.
Диагностика метапредметных и личностных результатов учащихся

Средний балл

Самооценка

Самопрезентация

Эмоционально-нравственная отзывчивость

Ответственность

Навыки конструктивного взаимодействия со
взрослыми и сверстниками

Проявление любознательности
Ценностная ориентация

Инициативность

Творческая активность

Самореализация

Показатели личностных результатов

Навыки адаптации в динамично
меняющемся мире

Средний балл

Наличие коммуникативных умений

Умение использовать компьютерные
технологии

Умение осуществлять познавательные
действия

Фамилия,
Имя
учащегося

Умение работать в коллективе

№

Умение планировать и осуществлять свою
деятельность

Показатели метапредметных
результатов

1.
2.

Шкала оценки: в полном объеме – 3 балла, достаточно – 2 балла, частично – 1 балл, не владеет –
0 баллов.

Диагностика предметных результатов учащихся

Средний балл

Умение анализировать
свою работу по изучаемой
программе

Умение распознавать,
оценивать и действовать
различные экстренные
ситуации

Умение работать в
команде, группах и парах

Умения и навыки
Знать права и обязанности
волонтера

Знание терминологии по
изучаемым темам

Фамилия,
Имя учащегося

Знание основных понятий
изучаемых тем

Знания
Знание основ теории по
изучаемым темам

№

1.
2.
Шкала оценки: в полном объеме – 3 балла, достаточно – 2 балла, частично – 1 балл, не владеет –
0 баллов.
В соответствии с выявленными личностными, метапредметными и предметными результатами
определяется уровень развития интеллектуальных, творческих и личностных качеств учащихся по
следующей схеме:
Уровни выраженности оцениваемого показателя
Способности не выражены

Не владеет

0 баллов

Частично

1 балл

Способности выражены минимально, ниже среднего.

Достаточно

2 балла

В полном объеме

3 балла

Способности выражены в средней степени,
выше среднего.
Способности выражены хорошо, ярко.

По каждому критерию личностных, метапредметных и предметных результатов высчитывается
средний балл и процент, который после заносится в таблицу общих результатов по годам обучения.
Результативность освоения программы учащимися объединения.
Результативность
программы
1

Предметные
результаты

2

Метапредметные
результаты

3

Личностные
результаты

ИТОГО:

освоения

1
год
обучения
Кол-во %
учащ.

2
год
обучения
Кол-во %
учащ.

3
год
обучения
Кол-во %
учащ.

4
год
обучения
Кол-во %
учащ.

Итого
Кол-во
учащ.

%

высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий

Результаты творческих достижений каждого учащегося по участию в мероприятиях районного,
республиканского, всероссийского и международного уровней в ходе освоения программы
представляются в отдельных диагностических таблицах.

Результативность творческих достижений учащихся

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

Достижения в
мероприятиях
международного
уровня
1 п/г
2 п/г

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

Достижения в
мероприятиях
всероссийского
уровня
1 п/г
2 п/г

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

2 п/г

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

1 п/г

Достижения в
мероприятиях
республиканского
уровня
1 п/г
2 п/г

Участие (выступление)

Достижения в
мероприятиях
районного уровня

Призер (1-3 место)

Фамилия,
имя
учащегося

Участие (выступление)

№

Методическое обеспечение программы.
Для эффективной деятельности по программе имеются:
музыкально – дидактический материал: социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ,
терпимости к пожилым людям, людям с ограниченными возможностями здоровья, примерами
волонтерской деятельности в мире;
видео и фото материалы по тематике занятия;
презентации по темам;
раздаточный материал.
игры: музыкально - подвижные, речевая игра, настольные игры и т.д.
видео- и аудио- аппаратура: проектор, фотоаппарат, флешь носители, колонки.

Тема занятий
Вводное занятие.

Месячник
безопасности.
Профилактика ПДД.

Месячник
безопасности.
Профилактика ППБ.

Вид занятий

Дидактический и
наглядный
материал

Приёмы и методы
обучения

Презентация
программы и план
работы на учебный
год. Беседа.
Познакомить детей с
понятием «Волонтер,
доброволец».
Беседа о детском
дорожном
травматизме.
Просмотр и
прослушивание
тематического
материала.

Фотоматериалы
объединения за
прошедший период,
презентация работы
объединения.

Просмотр
презентации.
Приложение 1.
Приложение 2.

Фото и
видеоматериалы по
ПДД.
Информационные
плакаты.

Зарисовки плакатов
по ПДД.
Сбор материалов и
изготовление
тематических
информационных
листовок. Открытый
стол и встреча с
сотрудниками ГБДД.

Беседа о правилах
противопожарной
безопасности.
Просмотр и
прослушивание
тематического
материала.

Фото и
видеоматериалы по
профилактике
пожарной
безопасности.
Информационные
плакаты.
Открытый стол и
встреча с
инспектором по

Зарисовки плакатов
по ППБ.
Сбор материалов и
изготовление
тематических
информационных
листовок.

Результативность
применения
методического
материала
Игра – на
знакомство.
(2-3 год обучения)
приложение 3

Проведение, участие
в акции.
Ежегодная акция в
рамках
всероссийского
месячника
безопасности по
профилактике
детского дорожного
травматизма
«Внимание ДЕТИ!»
Ежегодная акция в
рамках
всероссийского
месячника
безопасности по
профилактике
пожарной
безопасности.

Акции мероприятия,
конкурсы
посвященные ЗОЖ.
Мой стиль жизни
сегодня - мое
здоровье и успех
завтра.
Будь непримирим к
грубости и
черствости. Учись
приносить людям
пользу.

Знакомство с
азбукой здоровья.
Беседа о правильном
питании.
Беседа о вреде
плохих привычек.
Беседа об этических
нормах поведения в
обществе и нормах
общения между
людьми.

Дни доброты.

Мир вокруг нас. Я и
мой дом.

Итоговое занятие.

Работа с родителями.
Воспитательная
работа.

пожарной
профилактике.
Фото и
видеоматериалы по
ПДД.
Информационные
плакаты.

Фото и
видеоматериалы по
тематике.
Раздаточный
материал.

Фото и
видеоматериалы по
тематике.
Раздаточный
материал.
Беседа и развитие у
учащихся
эстетического
восприятия
окружающего мира.
Опрос, беседа.

Родительские
собрания.
Совместные
мероприятия:
День матери,
День защиты детей.
День открытых
дверей.

Фото и
видеоматериалы по
тематике.
Раздаточный
материал.
Видео и
фотоматериал за
прошедший год.
Игры, забавы,
развлечения и
праздники для детей.
Участие и помощь в
организации акций и
мероприятий.

Зарисовки плакатов
по ППБ.
Сбор материалов и
изготовление
тематических
информационных
листовок.
Сбор материалов и
изготовление
тематических
информационных
листовок.
Мини – анкеты,
памятки для
населения.
изготовление
тематических
информационных
листовок.
Опрос.
Приложение 4,5
Опрос. Беседа.
Просмотр
видеоматериалов.

Анкетирование.
Тестирование.
Приложение 2, 4, 5
Мини – анкеты,
памятки для
родителей.
Ролевые игры.
Участие родителей в
подготовке
мероприятий и
акций.

Акции:
«Алая лента»

Акция «Мы вместемы едины!»

Мероприятие «Твори
добро»

Лабораторная
работа.
Участие в конкурсах.

Итоговое
мероприятие.
Игры придумывания
Репетиция. Участие в
концерте.
Коммуникативные
тренинговые
упражнения.

Условия реализации программы
Для реализации данной программы используется кабинет. Кабинет отвечает всем стандартным
санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, отвечает требованиям техники безопасности.
Материально-техническое обеспечение:
- кабинет;
- компьютер;
- проектор;
- демонстрационный экран;
- учебная доска;
- учебные столы и стулья.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования МБО ДО ЦДОД «Созвездие», первой квалификационной
категории Баирбиликтуева Наталья Васильевна, педагогический стаж 14 лет.

Используемая литература
1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под
ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).
2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011
3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор. М.: Просвещение, 2011
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.
Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011
Интернет сайты
1. Современные тимуровцы. Организация волонтерского движение в школе. https:
//activityedu.ru/Blogs/edu/organizaciya-volonterskogo-dvizheniya-v-shkole/
2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы. https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-dop-obrazovaniyu-volontyory-4268815.html
3. Волонтерское
движение
http://www.adolesmed.ru/volunteers.html
и
http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all
4. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481
5. Отряд
волонтерского
движения
http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm
6. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
7. Волонтёрский отряд «Планета друзей» http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm
8. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/
9. Проект “Эра милосердия прошла?”
Волонтёрское движение “Милосердие”
http://www.miloserdie-nn.ru/

Приложение 1
Основные термины и понятия программы:
Добровольцы (волонтеры) — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в
форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах
благотворительной организации.
Благополучатели — лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей,
помощь добровольцев».
Добровольческая (волонтерская) деятельность — это форма социального служения,
осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание
социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая
личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев).
Добровольческая деятельность — способ самовыражения и самореализации граждан,
действующих индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом.
Молодежное добровольчество — практическая добровольческая деятельность молодежи по
предметному решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказывающая
социализирующее влияние на субъект деятельности.
Добровольческие ресурсы — совокупность трудовых, временных, интеллектуальных,
профессиональных, материальных и иных ресурсов, источником которых являются добровольцы.
Добровольческая организация — некоммерческая организация, привлекающая к своей
деятельности добровольцев и осуществляющая добровольческие программы и проекты.
Добровольческая программа — гуманитарная программа, ориентированная на потребности
граждан и гражданского общества, в которой основным способом ее реализации является
добровольная работа людей, а главной задачей — эффективная организация добровольной работы.

Приложение 2
Анкета: «Могу ли я быть волонтером?»
Ф.И.______________________________________________ Группа__________
1. Кто такие волонтеры?_________________________________________
2. Хотели бы вы заниматься волонтерской деятельностью?
ДА
НЕТ НЕЗНАЮ
3. Как Вы думаете, почему люди становятся волонтерами?
А. Чтобы удовлетворить потребность в общении/ потребность быть нужным
Б. Чтобы иметь возможность поделиться своим опытом
В. Чтобы расширить свои ресурсные возможности (поездки, новые связи, материальные ценности)
4. Как Вы считаете, какими чувствами руководствуется человек, решивший стать
волонтером?
Напишите свой вариант ____________________________________________
5. Что бы привлекло Вас в волонтерском движении?
А. публичное признание заслуг перед обществом с привлечением прессы
Б. благодарственное письмо или личная благодарность от известного человека
В. вручение грамоты или знака отличия
Г. наем на работу по результатам деятельности в волонтерском движении
Д. возможность получения материального вознаграждения
Е. возможность перспектив (поездка, обучение на семинаре и т.д.)
6. Оцените себя по шкале от 1 до 10 по следующим качествам :
Ответственность _________________
Конфликтность _________________
Стрессоустойчивость _________________
Коммуникабельность _________________
7. Каким образом Вы готовы оказывать помощь (отметьте нужное):
А. Отдавать вещи, книги
Б. Отдавать свое время (совершать поездки по детским домам, больницам, домам престарелых)
В. Участвовать в организационной работе (подготовка и проведение мероприятий, праздников,
акций)
Г. Делиться профессиональными навыками
Д. Ваши Варианты:
8. Какие виды деятельности Вы предпочитаете:
А. Связанные непосредственно с людьми (в том числе с незнакомыми)
Б. Не связанные с общением
В. Коллективную деятельность (в группе с другими людьми – единомышленниками)
Д. Индивидуальную деятельность (делать что-то самому)
Е. Все равно
9.
Сколько
времени
Вы
готовы
посвящать
волонтерской
деятельности:
_____________________________________________________________________

Приложение 3
Анкетирование 2-3 год обучения.
- Кто такие волонтеры?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________
- Этапы развития волонтерского движения в России?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________
- Характеристика социально – значимых проблем. Приведите примеры.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
___________________________
- Перечислите практические навыки необходимые волонтерам.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
___________________________
- Предложите акцию, направленную на пропаганду ЗОЖ.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_____________________________________

Оценка ответов на вопросы:
5 баллов – ответы содержательные, логически выстроенные.
4 балла – ответы содержательные, но отсутствует логика изложения.
3 балла – не раскрыта тема полностью, но ответ дан верно.
2 балла – ответ узкий, не содержательный.
0 баллов – ответ не дан.

Ответы на вопросы анкеты.
1 Волонтер (доброволец) – это человек, участвующий (абсолютно бесплатно) в различных
социально-значимых кампаниях: распространении необходимой информации, подготовке и
проведении общественных акций.
2 В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в
историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер
милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и
памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим
числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации
волонтеры незаменимы. В Российской Федерации волонтеры (в отличие от существовавших когда-то
пионерской и комсомольской организаций) не объединены и не имеют единой государственной или
негосударственной поддержки. Говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только
учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом —
помогать людям.
3 Социальная проблема — это сложная познавательная задача, решением которой приводит к
существенным теоретическим или практическим результатам. Для ее решения необходима
соответствующая информация об объекте социального воздействия, об условиях, обстоятельствах и
других факторах, влияющих на его жизнедеятельность, состояние и поведение.
Оценка ответов на вопросы:
5 баллов – ответы содержательные, логически выстроенные.
4 балла – ответы содержательные, но отсутствует логика изложения.
3 балла – не раскрыта тема полностью, но ответ дан верно.
2 балла – ответ узкий, не содержательный.
0 баллов – ответ не дан.
Темы для издания буклетов:
- профилактика ЗОЖ;
- экологическое направление;
- социальные проблемы.

Приложение 4
Мониторинг личного участия в конкурсах, мероприятиях, акциях.
Изготовление буклетов.
Буклеты будут оцениваться по критериям: содержание, корректность, дизайн.
(результаты заносятся в сводную таблицу)
ФИО ______________________________________________
Тема ___________________________________________________________________________
Название _______________________________________________________________________
Критерии оценки

Отлично

Содержание (0-9 баллов)
Раскрытие идеи
Представление цели
Соответствие содержания поставленной
учебной цели
Корректность содержания текста (0-9 баллов)
Отсутствие орфографических и
пунктуационных ошибок
Краткость, точность, законченность
информации.
Достоверность информации,
подтвержденная источниками.
Дизайн (0-15 баллов)
Разметка буклета и его оформление
логичны и отвечают эстетическим
требованиям.
Дизайн не противоречит
содержанию.
Графические объекты –
привлекательны, интересны,
соответствуют содержанию,
размещены корректно.
Текст легко читается.
Фон сочетается с текстом.
Всего:

Молодец

Старайся

Общее
баллов

кол-во

Приложение 5
Оценка участия в акциях, конкурсах, мероприятиях.
За каждое участие присваивается 1 балл. Если обучающийся принял участие
в мероприятиях:
ФИО
Анкетирование
Буклет
Мероприятие
Уровень

более 70% от общего количества, то он получает 5 баллов;
70% - 50% - 4 балла;
50% - 40% - 3 балла;
менее 40% - 2 балла.
Общие результаты аттестации заносятся в единую таблицу.
Определение уровня:
1 Высокий – более 30 баллов
2 Средний – от 29 до 18 баллов
3 Низкий – менее 17 баллов.

Общий балл


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».