ДЮЛ_compressed

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
«Детско-юношеское лесничество» — это объединение учащихся, которое является
самой эффективной формой эколого-просветительской деятельности, подготовки отраслевого
кадрового потенциала, активной формой патриотического воспитания детей на лучших
традициях лесного хозяйства.
Создание и поддержка школьных лесничеств инициируется правительством нашего
государства. По Поручению Правительства РФ разработан план мероприятий по развитию
школьных лесничеств на 2018-2027 годы. Данный план координируется межведомственной
рабочей группой: Рослесхоз, Министерство природы России, Министерство просвещения
России, субъекты РФ.
Программа «Детско-юношеское лесничество» актуальна для учащихся, которые
планируют в перспективе связать свою будущую жизнь с лесом, выбрать профессию лесного
профиля.
Программа разработана на основании:
- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций, дополнительного образования детей»; Сан Пин
2.44.3172-14 (с изменениями на 27.10.2020г)
- Универсальная опорная таблица для проектирования дополнительной общеразвивающей
программы, автор Буйлова Л.Н., кандидат педагогических наук, доцент.
- Приказа Министерства просвещения России от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Детско-юношеское лесничество»
(далее - Программа) реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью
образования. Данная программа направлена на углубление знаний детей о живой и неживой
природе, о закономерностях природных явлений, о лесе как сложной системе; развитие
осознанного отношения к сохранению окружающей среды; воспитание ответственности за
сохранение природы родного края.
Актуальность программы обусловлена тем что, сочетание теоретических знаний с
лесоводственной практикой, опытной и исследовательской работами позволили учащимся
расширить представление о жизни леса, основах бережного отношения к природе, сохранению
и воспроизводству лесных ресурсов, получить практические навыки и осознанно подойти к
выбору профессии.
Экологическое воспитание и лесное образование рассматриваются мировым
сообществом как основные составляющие стратегии рационального лесопользования.
Приоритетными направлениями по реализации идей рационального лесопользования являются
сохранение биоразнообразия, выращивание высокопродуктивных лесных биоценозов,
сохранение и защита окружающей среды, устойчивое производство и потребление продуктов
леса и переработки древесины. Основное внимание в этом процессе акцентируется на
целостном и междисциплинарном подходе к развитию у детей и молодежи знаний и умений,
необходимых для практической лесохозяйственной деятельности, а также по улучшению
качества окружающей природной среды.
В настоящее время обостряется проблема сохранения лесов — лёгких нашей планеты.
Невозможно переоценить значение леса для человека. Лес является сложной экологической
системой, где взаимосвязь между её составляющими компонентами прочна и многогранна.
Нарушение хотя бы одной из связей разрушает целостность системы, приводит её к гибели. Лес

содержит в себе высокоэнергетический потенциал, находясь в котором человек защищён от
негативного воздействия антропогенных факторов. К сожалению, леса вырубаются, выгорают,
отступают из-за неразумного использования человеком природных богатств до такой степени,
что можно сказать: естественные леса находятся сейчас под угрозой исчезновения.
Охрана лесов в наши дни стала серьёзной социально-экономической проблемой,
волнующей всё человечество. Для того чтобы охранять леса сознательно, необходимо изучить
закономерности развития и роста лесов, видовой состав лесной растительности, влияние
антропогенного фактора на состояние леса и т.д. Эти знания необходимы каждому человеку,
проживающему в столь богатой лесами стране, независимо от его возраста, выбранной
профессии и должны закладываться ещё со школьной скамьи.
Отличительные особенности программы.
Общеобразовательная программа «Детско-юношеское лесничество» модифицированная. В основу данной программы положена дополнительная
общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Школьное лесничество», автор доктор
географических наук, профессор кафедры экологии, защиты леса и лесного охотоведения
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф.
Морозова» Яковенко Наталья Владимировна, но измененная с учетом особенностей
образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных
параметров осуществления деятельности. В данной программе сделан акцент на углублённое
изучение практической работы по природоохранной деятельности, трудовым десантам и
природоохранным акциям, а также перенесены научно-практические работы на осенневесенний периоды, в связи с климатическими особенностями нашего района.
Общеобразовательная программа «Детско-юношеское лесничество» предусматривает
активное вовлечение детей в самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность через
личностное познание родного края – экскурсии, походы, практические задания по изучению
явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия налес, проведение
опытов, научно-исследовательских работ. Программа опирается на понимание приоритетности
в реализации комплексного подхода к освоению учащимися теоретических умений по
лесоведению (постановка цели и задач исследования, подбор и анализ научной литературы по
теме, выбор методов и объектов исследования), узкопрактических навыков (оформление
исследовательских работ, проектов, статистическая обработка данных, участия ребят в
экологических акциях, конференциях, семинарах, муниципального, регионального уровней).
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности
формирования личности ребёнка, предоставление ему возможности для самореализации
посредством знакомства с видовым разнообразием лесных экосистем, включение его в
практическую лесоводственную деятельность. Разнообразие видов деятельности (наблюдения в
лесу, исследование биологии и экологии лесных растений и животных, лесных экосистем,
изучение проблем охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов в местах своего
проживания, участие в природоохранных мероприятиях и пр.) позволит учащимся
воспроизводить и использовать на практике: полученные лесоводческие знания, навыки
экологически грамотного поведения в лесу, умения прогнозировать собственные действия по
отношению к лесным биогеоценозам, самостоятельно мыслить, логически рассуждать,
устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, эмоционально
сопереживать. Процесс осмысления целесообразности норм и правил поведения в лесу,
познания нравственных ценностей способствует приобретению учащимся определенного опыта
в решении лесохозяйственных, экологических, социальных и экономических задач.

Адресат программы

Программа рассчитана на детей в возрасте 7 – 16 лет, проявляющих повышенный
интерес к изучению предметов естественнонаучного цикла, высокомотивированных на
получение навыков проектной и учебно-исследовательскойдеятельности.
Зачисление учащихся в группы осуществляется по их желанию, без прохождения
отбора, на основании заявления родителей (законных представителей).
Норма наполнения группы от 7 до 15 человек.
Объем программы – количество часов на весь период обучения по программе 864 из них:
•
«Стартовый уровень» - 2 года, 432 учебных часа;
•
«Базовый уровень» - 1 год, 216 учебных часов;
•
«Продвинутый уровень» - 1 год, 216 учебных часов.
Срок реализации программы.
Общеразвивающая программа «Детско-юношеское лесничество» рассчитана на 4 года,
48 месяцев, 144 недели.
Формы занятий:
1. Теоретические занятия (беседы, лекции, рассказы, игровые формы подачи материала,
поиск и обработка информации с использованием ИТК, занятия с лесниками).
2. Практические занятия (практические работы в лесничестве, практикумы по обработке
собранного материала, работа с гербариями, определителями, интеллектуальные
марафоны, конкурсы сочинений, листовок по темам, природоохранные акции).
3. Экскурсии (в музей, в природу, в лесничество, лесхоз по изучению охраняемых
территорий и т.д.).
4. Занятия по созданию коллективных проектов.
5. Использование дистанционных технологий.
Режим занятий:
Стартовый уровень - характеризуется экскурсионно-познавательной деятельностью и
рассчитан на первый и второй год обучения, рекомендуемый режим занятий: первый год
обучения 2 раза в неделю по 2 часа (академический час 45 минут) в день, перемена между
занятиями 10 минут; 2 год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (академический час 45 минут) и
одно занятие на местности – 3 часа, перемена между занятиями 10 минут;
Базовый уровень - характеризуется учебно-исследовательской деятельностью и
рассчитан на третий год обучения, рекомендуемый режим занятий - 2-3 занятия в день
(академический час 45 минут), занятия на местности - до 4 часов, перемена между занятиями 10
минут;
Углублённый уровень - характеризуется исследовательской деятельностью и рассчитан
на четвёртый год обучения, рекомендуемый режим занятий - 2-3 занятия в день (академический
час 45 минут), занятия наместности - до 4 часов, перемена между занятиями 10 минут.
Цель и задачи программы
Цель программы – формирование экологической,лесохозяйственной грамотности как части
общей культуры, потребности продолжить лесное образование вобразовательных учреждениях
среднего профессионального и (или) высшего лесного профиля.
Задачи
•
Освоение знаний:
- о видовом разнообразии, единстве живой и неживой природы, закономерности
природных явлений, о лесе как сложной системе;
- практических умений по выполнению элементарных лесохозяйственных работ;
•
Воспитание:
- чувства любви к лесу родного края,ответственности за его сохранение;
- ценностных ориентаций экологического характера, воли и настойчивости в
достижении целей;

- стремления участвовать в практических делах по охране, защите и воспроизводству
лесов «своей малой родины»;
- личных качеств ребёнка (гуманизма, коллективизма, трудолюбия);
•
Развитие:
- осознанного отношения к действиям по сохранению окружающей природной среды,
по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов;
- способности к эстетическому восприятию природной среды,к целевому,
причинному и вероятностному анализу лесоводственных ситуаций и уверенности в
возможности их решения;
- потребности в саморазвитии и самообразовании;
- потребности познания и исследования популяций лесных растений, животных,
грибов и их взаимоотношений между собой и с окружающей средой, влияния человеческой
деятельности на лесные биогеоценозы.
Учебный план

4

8

викторина

13

29

42

тестирование

всего

практика

4

теория

беседы

всего

8

теория

4

всего

практика

4

теория

всего

Формы и методы
контроля

практика

1. Основы организации
жизнедеятельности
"Детско-юношеского
лесничества"
2. Значение леса в жизни
человека и в мире
3. Лес и флора

углублённый
уровень

базовый уровень

теория

Разделы программы

2 год обучения

практика

стартовый уровень
1 год обучения

4. Лес и фауна

тестирование

5. Микроскопы

8

18

26

8

22

30

8

22

30

практическая работа

6. Лабораторные работы

4

19

23

8

22

30

8

22

30

лабораторная работа

7. Основы лесоведения

10

18

28

20

22

42

8. Таксация

14

14

28

8

12

20

12

16

28

9. Природоохранные акции

7

15

22

7

15

22

7

15

22

10. Почва. Минералы и
горные породы

8

12

20

практическая работа

8

12

20

практическая работа

20

22

42

тестирование

13. Основы охраны лесов от
пожаров

8

12

20

8

14

22

тестирование

14. Основы защиты лесов от
вредных организмов

4

8

12

10

12

22

тестирование

11. Минеральные
удобрения
12. Основы лесоведения

тестирование
Контрольная работа
10

30

40

акция

15. Лесоустройство

14

21

35

беседа

16. Лесные профессии

8

8

16

тестирование

17. Экология леса, природы
и человека

11

11

22

беседы

23

43

66

беседа

18. Лесные культуры
19. Правовые и
организационные основы
государственного
управления лесами

беседа
79

137

216

79

137

216

78

138

216

84

132

216

Содержание
Содержание программы «стартовый уровень» 1 год обучения:
Раздел 1. Основы организации жизнедеятельности "Детско-юношеского
лесничества".
Тема 1. Что такое "Детско-юношеское лесничество" и чем оно занимается.
Теория: знакомство с детьми, составление плана работы, планирование мероприятий,
выбор старосты группы. Знакомство с программой, основными темами, режимом работы,
техникой безопасности. Понятие «Детско-юношеское лесничество». Территория лесничества на
интерактивной карте «Леса России». История лесничеств. Правила поведения в лесу – что
можно, что нельзя и что нужно делать в лесу. Основные виды деятельности «Детскоюношеское лесничество».
Тема 2. Плакат - как одна из форм природоохранной агитации.
Тема 3. Принципы организации "Детско-юношеского лесничества" и правила
поведения в них.
Теория: принципы организации «Детско-юношеское лесничество»; вовлечение детей в
решение проблем леса, в выполнение природоохранных мероприятий, развить аналитическую и
познавательную активность учащихся, умение работать в команде.
Тема 4. Проект как один из способов выполнения природоохранных мероприятий.
Тема 5. Основные направления деятельности "Детско-юношеского лесничества".
Теория: теоретическая подготовка, учебно-исследовательская деятельность,
практическая и просветительская деятельности.
Тема 6. Как найти своё направление в данной деятельности.
Тема 7. Как стать членом "Детско-юношеского лесничества".
Теория: инструкции – документы, содержащие правила, указания или руководства
устанавливающие порядок и способ вступления в объединение.
Тема 8. Экологическая агитбригада как один из видов просветительской
деятельности.
Форма контроля: беседа, опрос.
Раздел 2. Значение леса в жизни человека и в мире.
Тема 1. Значение леса в жизни человека и в мире.
Теория: лес является одним из основных типов растительного покрова Земли,
оказывающие огромное влияние на окружающую человека среду. В наше время, с каждым
годом экологическая обстановка обостряется, поэтому необходимо сформировать у учащихся
систему знаний, ценностей, менталитет направленные на бережное и уважительное отношение
к природе родного района, республики, страны, с помощью расширения и углубления знаний в
области лесной экологии.
Тема 2. Мы - жители планеты земля. Экология как наука.
Теория: дать определение и сформировать знания об экологии, как о науке, её задачах;
сформировать представления о единстве человека и природы; развить мыслительные операции
(сравнение, обобщение, классификация, анализ).
Тема 3. Условия окружающей среды.
Практика: познакомить учащихся с средой обитания организмов, экологическими
факторами.
Тема 4. Понятие экологических групп растений и животных.
Практика: сформировать у учащихся представление о понятии экологические группы.
Выделить экологические группы лесных растений по отношению к температуре, освещённости,
влажности и лесных животных.
Тема 4. Типы взаимодействия лесных организмов.
Практика: Экскурсия в лес.
Тема 5. Воздействия человека на лес.
Теория: Воздействия человека на лес.
Форма контроля: тест.
Раздел 3. Лес и флора.
Тема 1. Дендрология как наука. Жизненные формы древесных растений.
Теория: Дендрология как наука. Жизненные формы древесных растений.

Тема 2. Лесообразующие породы родного края.
Практика: выезд на территорию Муйского участкового лесничества для знакомства с
лесообразующими породами.
Тема 3. Хвойные лесообразующие породы.
Практика: выезд на территорию Муйского участкового лесничества для знакомства с
лесообразующими породами.
Тема 4. Экологические свойства древесных растений.
Теория: Экологические свойства древесных растений.
Практика: выезд на территорию Муйского участкового лесничества для знакомства с
лесообразующими породами.
Тема 5. Лиственные деревья и кустарники.
Теория: Лиственные породы: лесные и культурные.
Практика: Практическая работа - заполнение таблицы «Лиственные лесообразующие
породы».
Тема 6. Основные лиственные лесообразующие породы.
Теория: Виды деревьев. Внешние признаки.
Практика: Экскурсия в лес.
Тема 7. Гербаризация древесных видов.
Практика: Правила сбора растительного материала, способы его обработки. Способы
изготовления гербария. Инструменты, оборудование, материалы: ножницы, секатор, гербарная
сетка, степлер, клей, картон, газеты, растительный материал. Сбор и заготовка растительного
материала, его сушка, изготовление гербария. Сбор гербария лиственных деревьев и
кустарников в облиственном состоянии в весенне-летний период.
Тема 8. Виды, занесённые в Красную Книгу РФ.
Тема 9. Грибы и ягоды. Правила сбора грибов и ягод.
Теория: Виды грибов и ягод, правила их сбора.
Практика: Определение различий съедобных и ядовитых грибов и ягод.
Тема 10. Совокупность видов растений, распространённых на территории
Муйского района.
Форма контроля: контрольная работа.
Раздел 4. Лес и фауна.
Тема 1. Лесные птицы.
Теория: Лесные птицы.
Тема 2. Приспособление птиц к полёту. Перьевой покров. Типы перьев.
Теория: Приспособление птиц к полёту. Перьевой покров. Типы перьев.
Практика: Наблюдение за птицами.
Тема 3. Сбор семян сорных растений, шишек для подкормки птиц.
Тема 4. Форма конечностей, хвоста и клюва птиц. Как это связано с образом жизни
птиц.
Теория: Форма конечностей, хвоста и клюва птиц. Как это связано с образом жизни
птиц.
Практика: Наблюдение за птицами.
Тема 5. Значение птиц для природы и человека. Красная Книга. Охраняемые
птицы региона. Важность сохранения исчезающих видов птиц.
Теория: Значение птиц для природы и человека. Красная Книга. Охраняемые птицы
региона. Важность сохранения исчезающих видов птиц.
Практика: Практическая работа: «Какую пользу приносят птицы лесу? Птицы –
«санитары леса»».
Тема 6. Лесные звери.
Теория: Лесные звери.
Тема 7. Среда обитания зверей. Убежища зверей.
Практика: Экскурсия в лес «По следам».
Тема 8. Питание млекопитающих.
Теория: Питание млекопитающих.
Практика: Экскурсия в лес «По следам».
Тема 9. Наиболее распространённые млекопитающие родного края (наазвания
видов, краткая характеристика). Значение млекопитающих для природы и человека.

Теория: Наиболее распространённые млекопитающие родного края (наазвания видов,
краткая характеристика). Значение млекопитающих для природы и человека.
Тема 10. Приспособления млекопитающих к смене времён года. Зимняя спячка,
запасание корма, линька.
Теория: Приспособления млекопитающих к смене времён года. Зимняя спячка,
запасание корма, линька.
Тема 11. Лесные насекомые.
Практика: Насекомые вредители леса.
Форма контроля: контрольная работа.
Раздел 5. Микроскопы.
Тема 1. Стереоскопический микроскоп «Микромед МС-1.1С».
Теория: Устройство микроскопов. Указания мер безопасности.
Практика: Работа с микропрепаратами.
Форма контроля: лабораторная работа.
Тема 2. Цифровой USB – микроскоп «Микромед 5.0».
Теория: Устройство микроскопов. Указания мер безопасности.
Практика: Работа с микропрепаратами.
Форма контроля: лабораторная работа.
Тема 3. Биологический микроскоп «Микромед 1 (2LED)».
Теория: Устройство микроскопов. Указания мер безопасности.
Практика: Работа с микропрепаратами.
Форма контроля: лабораторная работа.
Тема 4. Биологический микроскоп «Микромед 3 (U3).
Теория: Устройство микроскопов. Указания мер безопасности.
Практика: Работа с микропрепаратами.
Форма контроля: лабораторная работа.
Раздел 6. Лабораторные работы
Тема 1. Знакомство с цифровой лабораторией Releon.
Теория: Знакомство с цифровой лабораторией Releon, знакомство с мульти датчиками.
Указание мер безопасности.
Тема 2. Лабораторные работы.
Практика: Лабораторные работы.
Форма контроля: контрольная работа.
Раздел 7. Основы лесоведения.
Тема 1. Основы воспроизводства лесов.
Теория: Виды воспроизводства лесов. Особенности возобновления леса под пологом и
на вырубках, гарях.
Практика: Экскурсия.
Тема 2. Искусственное воспроизводство лесов.
Теория: Размножение деревьев и кустарников. Хранение семян деревьев и кустарников.
Практика: Заготовка лесных семян. Посев семян деревьев и кустарников. Экскурсия в
лесопарк, сбор коллекций семян.
Тема 3. Влияние природы и человека на воспроизводство лесов.
Теория: Цветение, опыление и формирование плодов и семян.
Практика: Созревание и распространение древесных растений.
Тема 4. Естественное семенное возобновление лесов.
Теория: Естественное возобновление лесов. Жизнь и развитие всходов самосева и
подроста.
Практика: Осмотр участков естественного возобновления.
Тема 5. Классификация подроста.
Теория: Классификация подроста по составу высоте густоте возрасту состоянию и
размещению.
Практика: Определение густоты, состава, встречаемости и состояния подроста.
Раздел 8. Таксация.
Тема 1. Определение объёма древесной массы в насаждениях
Теория: Представление о лесной таксации и сферах её применения.
Тема 2. Породный состав древостоя.

Теория: Породный состав древостоя.
Практика: Экскурсия.
Тема 3. Возраст древостоя.
Теория: Возраст древостоя.
Практика: Экскурсия.
Тема 4. Полнота насаждения.
Теория: Полнота насаждения.
Практика: Экскурсия.
Тема 5. Тип и условия произрастания.
Теория: Тип и условия произрастания.
Практика: Экскурсия.
Тема 6. Измерительные приборы.
Теория: Таксационные приборы и инструменты. Таксационные приборы и инструменты,
используемые при таксации растущих деревьев, заготовленных стволов и лесоматериалов.
Практика: Ознакомление с основными приборами и инструментами, используемыми при
обмере растущих деревьев, заготовленных стволов и лесоматериалов. Натурная тренировка
пользования мерной вилкой, высотомером, возрастным и приростным буравом и
полнотомером.
Форма контроля: Натурное определение древесной породы растущих модельных
деревьев, происхождения, диаметров, на высоте груди, у шейки корня, высоты, санитарного
состояния. Определение объёма ствола по объёмным таблицам.
Раздел 7. Природоохранные акции.
Тема 1. Природоохранные акции.
Теория: Понятие акции и её виды. Этапы организации природоохранной акции.
Практика: акции.
Форма контроля: акция.
Содержание программы «стартовый уровень» 2 года обучения:
Раздел 1. Микроскопы.
Тема 1. Стереоскопический микроскоп «Микромед МС-1.1С».
Теория: Устройство микроскопов. Указания мер безопасности.
Практика: Работа с микропрепаратами.
Форма контроля: лабораторная работа.
Тема 2. Цифровой USB – микроскоп «Микромед 5.0».
Теория: Устройство микроскопов. Указания мер безопасности.
Практика: Работа с микропрепаратами.
Форма контроля: лабораторная работа.
Тема 3. Биологический микроскоп «Микромед 1 (2LED)».
Теория: Устройство микроскопов. Указания мер безопасности.
Практика: Работа с микропрепаратами.
Форма контроля: лабораторная работа.
Тема 4. Биологический микроскоп «Микромед 3 (U3).
Теория: Устройство микроскопов. Указания мер безопасности.
Практика: Работа с микропрепаратами.
Форма контроля: лабораторная работа.
Раздел 2. Лабораторные работы
Тема 1. Знакомство с цифровой лабораторией Releon.
Теория: Знакомство с цифровой лабораторией Releon, знакомство с мульти датчиками.
Указание мер безопасности.
Тема 2. Лабораторные работы.
Практика: Лабораторные работы.
Форма контроля: контрольная работа.
Раздел 3. Почва. Минералы и горные породы.
Тема 1. Состав почвы. Почвообразующие породы.
Теория: Состав почвы. Почвообразующие породы.
Практика: Экскурсия.

Тема 2. Минералы и горные породы.
Раздел 4. Минеральные удобрения.
Тема 1. Виды состав и дозы.
Теория: Виды состав и дозы.
Практика: Экскурсия.
Тема 2. Польза и вред минеральных удобрений.
Теория: Польза и вред минеральных удобрений.
Практика: Экскурсия.
Раздел 5. Основы лесоведения.
Тема 1. Основы воспроизводства лесов.
Теория: Виды воспроизводства лесов. Особенности возобновления леса под пологом и
на вырубках, гарях.
Практика: Экскурсия.
Тема 2. Искусственное воспроизводство лесов.
Теория: Размножение деревьев и кустарников. Хранение семян деревьев и кустарников.
Практика: Заготовка лесных семян. Посев семян деревьев и кустарников. Экскурсия в
лесопарк, сбор коллекций семян.
Тема 3. Влияние природы и человека на воспроизводство лесов.
Теория: Цветение, опыление и формирование плодов и семян.
Практика: Созревание и распространение древесных растений.
Тема 4. Естественное семенное возобновление лесов.
Теория: Естественное возобновление лесов. Жизнь и развитие всходов самосева и
подроста.
Практика: Осмотр участков естественного возобновления.
Тема 5. Классификация подроста.
Теория: Классификация подроста по составу высоте густоте возрасту состоянию и
размещению.
Практика: Определение густоты, состава, встречаемости и состояния подроста.
Раздел 6. Таксация.
Тема 1. Определение объёма древесной массы в насаждениях
Теория: Представление о лесной таксации и сферах её применения.
Тема 2. Породный состав древостоя.
Теория: Породный состав древостоя.
Практика: Экскурсия.
Тема 3. Возраст древостоя.
Теория: Возраст древостоя.
Практика: Экскурсия.
Тема 4. Полнота насаждения.
Теория: Полнота насаждения.
Практика: Экскурсия.
Тема 5. Тип и условия произрастания.
Теория: Тип и условия произрастания.
Практика: Экскурсия.
Тема 6. Измерительные приборы.
Теория: Таксационные приборы и инструменты. Таксационные приборы и инструменты,
используемые при таксации растущих деревьев, заготовленных стволов и лесоматериалов.
Практика: Ознакомление с основными приборами и инструментами, используемыми при
обмере растущих деревьев, заготовленных стволов и лесоматериалов. Натурная тренировка
пользования мерной вилкой, высотомером, возрастным и приростным буравом и
полнотомером.
Форма контроля: Натурное определение древесной породы растущих модельных
деревьев, происхождения, диаметров, на высоте груди, у шейки корня, высоты, санитарного
состояния. Определение объёма ствола по объёмным таблицам.
Раздел 7. Основы охраны лесов от пожаров
Тема 1. Лесные пожары и причины их возникновения
Теория: Что такое лесные пожары. Определение лесных пожаров, виды лесных пожаров,
виды лесных горючих материалов, причины возникновения лесных пожаров.

Практика: Рассмотрение частных случаев возникновения пожаров, обсуждение.
Форма контроля: тестирование.
Тема 2. Охрана лесов от пожаров
Теория: Охрана лесов от пожаров, способы профилактики лесных пожаров. Организация
охраны лесов от пожаров, противопожарная профилактика, способы тушения лесных пожаров.
Практика: Обсуждение проблемы возникновения лесных пожаров. Способы тушения
лесных пожаров.
Раздел 8. Основы защиты лесов от вредных организмов
Тема 1. Лесная фитопатология
Теория: Понятие о фитопатологии. История лесной фитопатологии. Связь
фитопатологии с другими науками.
Практика: Виды грибов съедобные и несъедобные грибы.
Тема 2. Микология. Биология грибов
Теория: Особенности низших и высших. Строение грибов. Микоризообразующие грибы.
Строение, многообразие, и жизнедеятельность грибов.
Практика: Роль микоризообразующих грибов в лесных экосистемах. Съедобные и
несъедобные грибы.
Раздел 9. Природоохранные акции.
Тема 1. Природоохранные акции.
Теория: Понятие акции и её виды. Этапы организации природоохранной акции.
Практика: акции.
Форма контроля: акция.
Содержание программы "базовый уровень":
Раздел 1. Микроскопы.
Тема 1. Стереоскопический микроскоп «Микромед МС-1.1С».
Теория: Устройство микроскопов. Указания мер безопасности.
Практика: Работа с микропрепаратами.
Форма контроля: лабораторная работа.
Тема 2. Цифровой USB – микроскоп «Микромед 5.0».
Теория: Устройство микроскопов. Указания мер безопасности.
Практика: Работа с микропрепаратами.
Форма контроля: лабораторная работа.
Тема 3. Биологический микроскоп «Микромед 1 (2LED)».
Теория: Устройство микроскопов. Указания мер безопасности.
Практика: Работа с микропрепаратами.
Форма контроля: лабораторная работа.
Тема 4. Биологический микроскоп «Микромед 3 (U3).
Теория: Устройство микроскопов. Указания мер безопасности.
Практика: Работа с микропрепаратами.
Форма контроля: лабораторная работа.
Раздел 2. Лабораторные работы
Тема 1. Знакомство с цифровой лабораторией Releon.
Теория: Знакомство с цифровой лабораторией Releon, знакомство с мульти датчиками.
Указание мер безопасности.
Тема 2. Лабораторные работы.
Практика: Лабораторные работы.
Форма контроля: контрольная работа.
Раздел 6. Таксация.
Тема 1. Определение объёма древесной массы в насаждениях
Теория: Представление о лесной таксации и сферах её применения.
Тема 2. Породный состав древостоя.
Теория: Породный состав древостоя.
Практика: Экскурсия.
Тема 3. Возраст древостоя.
Теория: Возраст древостоя.

Практика: Экскурсия.
Тема 4. Полнота насаждения.
Теория: Полнота насаждения.
Практика: Экскурсия.
Тема 5. Тип и условия произрастания.
Теория: Тип и условия произрастания.
Практика: Экскурсия.
Тема 6. Измерительные приборы.
Теория: Таксационные приборы и инструменты. Таксационные приборы и инструменты,
используемые при таксации растущих деревьев, заготовленных стволов и лесоматериалов.
Практика: Ознакомление с основными приборами и инструментами, используемыми при
обмере растущих деревьев, заготовленных стволов и лесоматериалов. Натурная тренировка
пользования мерной вилкой, высотомером, возрастным и приростным буравом и
полнотомером.
Форма контроля: Натурное определение древесной породы растущих модельных
деревьев, происхождения, диаметров, на высоте груди, у шейки корня, высоты, санитарного
состояния. Определение объёма ствола по объёмным таблицам.
Раздел 4. Лесопользование.
Тема 1. Лесопользование.
Теория: Виды лесопользования. Формы лесопользования.
Практика: Экскурсия.
Тема 2. Рубки леса.
Теория: История, процесс рубки леса, рубка леса в законодательстве современной
России, классификация рубки леса.
Практика: Экскурсия.
Тема 3. Сплошные рубки леса.
Теория: Характеристика рубок, влияние рубок на окружающую среду.
Практика: Экскурсия.
Тема 4. Постепенные и выборочные рубки леса.
Теория: Характеристика рубок, влияние рубок на окружающую среду.
Практика: Экскурсия.
Тема 5. Рубки ухода за лесом.
Теория: Характеристика рубок, влияние рубок на окружающую среду.
Практика: Установление организационно-технических элементов рубки по заданным
условиям и правилам» или практическая работа «Необходимые действия лесозаготовителей,
способствующие повышению производительности лесов».
Тема 6. Побочное пользование лесом.
Теория: Виды важнейших побочных пользований в лесхозе, производство и реализация
побочных пользований лесом.
Тема 7. Продукты подсочки и их использование.
Теория: Понятие подсочки леса, сырьевая база подсочки, инструменты и оборудование,
характеристика насаждений, вовлекаемых в подсочку, методы подсочки, стимуляторы,
применяемые при подсочке.
Практика: Правила ориентирования в подсочке леса.
Тема 8. Заготовка не древесных ресурсов леса.
Теория: Понятие о побочном пользовании лесом, виды не древесных ресурсов леса.
Форма контроля: контрольная работа.
Раздел 5. Основы охраны лесов от пожаров
Тема 1. Лесные пожары и причины их возникновения
Теория: Что такое лесные пожары. Определение лесных пожаров, виды лесных пожаров,
виды лесных горючих материалов, причины возникновения лесных пожаров.
Практика: Рассмотрение частных случаев возникновения пожаров, обсуждение.
Форма контроля: тестирование.
Тема 2. Охрана лесов от пожаров
Теория: Охрана лесов от пожаров, способы профилактики лесных пожаров. Организация
охраны лесов от пожаров, противопожарная профилактика, способы тушения лесных пожаров.

Практика: Обсуждение проблемы возникновения лесных пожаров. Способы тушения
лесных пожаров.
Раздел 6. Основы защиты лесов от вредных организмов
Тема 1. Лесная фитопатология
Теория: Понятие о фитопатологии. История лесной фитопатологии. Связь
фитопатологии с другими науками.
Практика: Виды грибов съедобные и несъедобные грибы.
Тема 2. Микология. Биология грибов
Теория: Особенности низших и высших. Строение грибов. Микоризообразующие грибы.
Строение, многообразие, и жизнедеятельность грибов.
Практика: Роль микоризообразующих грибов в лесных экосистемах. Съедобные и
несъедобные грибы.
Раздел 7. Природоохранные акции.
Тема 1. Природоохранные акции.
Теория: Понятие акции и её виды. Этапы организации природоохранной акции.
Практика: акции.
Форма контроля: акция.
Содержание программы "углублённый уровень" 4 год обучения:
Раздел 1. Лесоустройство.
Тема 1. Лесоустройство.
Теория: Общие положения о проведении лесоустройства.
Практика: Экскурсия.
Тема 2. Защитные леса.
Теория: Лесные насаждения, предназначенные для защиты различных объектов от
нежелательных природных (атмосферных осадков) или антропогенных воздействий.
Практика: Экскурсия.
Тема 3. Эксплуатационные леса.
Теория: Леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого максимально
эффективного получения высококачественной древесины и других лесных продуктов,
продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
Практика: Экскурсия.
Тема 4. Резервные леса.
Теория: Леса, в которых в течении двадцати лет нельзя осуществлять заготовку
древесины.
Практика: Экскурсия.
Тема 5. Лесные земли.
Теория: Земли, покрытые лесной растительностью.
Практика: Анализ покрытых и непокрытых лесом земель.
Тема 6. Нелесные земли.
Теория: Земли в составе лесного фонда, непригодных или непредназначенные для
выращивания леса и ведения лесного хозяйства.
Практика: Экскурсия.
Раздел 2. Лесные профессии.
Тема 1. Лесные профессии.
Теория: Лесные профессии.
Практика: Экскурсия.
Тема 2. Виды лесных профессий.
Теория: Виды лесных профессий.
Практика: Должностные инструкции лесных профессий.
Форма контроля: беседа, опрос.
Раздел 3. Экология леса, природы и человека.
Тема 1. Экология леса, природы и человека.
Теория: Экологические проблемы лесных зон.
Практика: Экскурсия.
Тема 2. Экологические проблемы России и нашего региона.

Теория: Экологические проблемы нашего региона и России: загрязнение природной
среды мусором, отходами, производственными выбросами, лесными пожарами, загрязнением
водоемами и др.
Практика: Экскурсия.
Тема 3. Классификация экологических факторов, их влияние на организм,
основные среды жизни.
Теория: Классификация экологических факторов, их влияние на организм, основные
среды жизни.
Практика: Оценка экологического состояния водных объектов.
Тема 4. Воздействие человека на окружающую среду, её загрязнение.
Теория: Воздействие человека на окружающую среду, её загрязнение.
Форма контроля: беседа, опрос.
Раздел 4. Лесные культуры.
Тема 1. Лесные культуры.
Теория: Виды лесных культур.
Практика: Экскурсия.
Тема 2. Семеношение древесных и кустарниковых пород и способы его учёта.
Теория: Значение искусственного фактора, влияющего на урожай шишек, плодов, семян,
проведение фенологических наблюдений за семеношением, фазы семеношения, процесс
созревания семян, виды покоя семян, учёт урожая и определение хозяйственно возможного
сбора семенного сырья и семян.
Практика: Экскурсия.
Тема 3. Организация постоянной лесосеменной базы (ПЛСБ).
Теория: Лесосеменное дело в Республике Бурятия, селекционная оценка деревьев и
насаждений, генетическая оценка деревьев и насаждений.
Практика: Экскурсия.
Тема 4. Заготовка и переработка семенного сырья.
Теория: Технологический цикл заготовки и переработки семенного сырья, принцип
работы шишкосушилки, очистка, сортировка семян.
Практика: Экскурсия.
Тема 5. Хранение семян, шишек, плодов.
Теория: Условия хранения шишек, плодов и семян, федеральный и страховые фонды
семян, упаковка и транспортировка семян.
Практика: Экскурсия.
Тема 6. Организация лесных питомников.
Теория: Виды питомников и посадочного материала, организационная структура лесного
питомника.
Практика: Экскурсия.
Тема 7. Виды и схемы посевов, уходы за ними.
Теория: Техника и технология посева семян, способы проведения уходов.
Практика: Правила посадки растений, работа с посадочным инструментом; «Расчет
площади посевного отделения»; «Расчет расхода семян»; «Расчет площади школьного
отделения питомника»; «Выращивание посадочного материала лесных культур в питомнике».
Форма контроля: беседа, опрос.
Раздел 5. Правовые и организационные основы государственного управления лесами.
Тема 1. Правовые и организационные основы государственного управления
лесами.
Теория: Правовые основы государственного управления лесами. Правовое обеспечение
государственного управления лесами. Участие общественности в управлении лесами.
Организация государственного управления лесами.
Практика: Экскурсия.
Тема 2. Основные понятия, значение государственного управления лесным
хозяйством, лесное право.
Теория: Основные понятия, значение государственного управления лесным хозяйством,
лесное право.
Практика: Экскурсия.
Тема 3. Лесной Кодекс РФ его разделы и основные положения.

Теория: Разделы Лесного Кодекса РФ, его основные положения.
Практика: Экскурсия.
Тема 4. Понятие использования лесов.
Теория: Понятие и виды использование лесов.
Практика: Экскурсия.
Тема 5. Договор аренды лесного участка.
Теория: Содержание договора аренды лесного участка.
Практика: Экскурсия.
Тема 6. Договор купли-продажи лесных насаждений.
Теория: Содержание договора купли-продажи лесных насаждений.
Практика: Экскурсия.
Тема 7. Виды предпринимательской деятельности по лесопользованию.
Теория: Виды предпринимательской деятельности по лесопользованию.
Форма контроля: беседа, опрос.
Раздел 7. Природоохранные акции.
Тема 1. Природоохранные акции.
Теория: Понятие акции и её виды. Этапы организации природоохранной акции.
Практика: акции.
Форма контроля: акция.
Планируемые результаты
Стартовый уровень

Знать

Уметь

Владеть

- цели и задачи «Детскоюношеское лесничество»;
- роль лесных богатств в
жизни региона;
- видовой состав
растительности родного
края;
- способы природоохранной
деятельности;
- правила поведения в лесу,
правила пожарной
безопасности;
- почему нужно озеленять
города;
- какую пользу и вред
приносят деревьям птицы,
звери и насекомые.
- проводить наблюдения,
исследования в природе;
- различать растения своей
природной полосы;
- определять возраст дерева,
иметь навыки посадки
саженца и черенка;
- пользоваться
определителями.

- навыками ведения
наблюдений за явлениями
природы;
-навыками изготовления
кормушек;
- навыками зимней
подкормки птиц.

Базовый уровень

Продвинутый уровень

- основы лесоведения и
лесоводства;
- способы природоохранной
деятельности для сохранения
экологического равновесия
региона.

- что такое лесопитомник;
- что такое биогеоценоз;
- направления деятельности и задачи
местных предприятий лесного
профиля;

- проводить исследования в
природе;
- отличать и определять виды
лиственных и хвойных пород на
натуральном объекте (включая
хвою, шишки и семена);
- проводить фенологические
наблюдения зa древесными и
травянистыми растениями;
- собирать гербарии;
- иметь навыки пользования
определителями.
-навыками определения
изученных растений, животных и
птиц (по внешнему виду и по
голосам);
- навыками исследовательской и
проектной деятельности;
- приемами ориентирования на
местности;
- нормами правил поведения в
природе и в лесу, в общении со

- описывать леса геоботаническим
методом;
- собирать и составлять гербарии;
- проводить морфометрические
исследования древесных пород;

- техникой правильной речи;
- способами совместной
деятельности в группе;
- навыками работы с различными
источниками информации;
- навыками систематизировать,
анализировать и отбирать
необходимую для решения
поставленных задач информацию;
- техникой выступления с

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

сверстниками и другими людьми;
- навыками оказания первой
медицинской помощи;
- навыками работы со
стандартными компьютерными
программами для составления
текстов, презентаций.

докладами, исследовательскими
проектами;

Комплекс организационно-педагогических условий.
К программе разработана система мониторинга результатов до начала, во время и после
освоения программы.
Объектами мониторинга являются:
•
знания, умения, навыки по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе;
•
уровень и качество выполненных детских творческих и практических работ;
•
степень самостоятельности и уровень творческих способностей учащихся.
Для отслеживания результатов обучения педагогом используются следующие методы:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов,
выполнения учащимися диагностических заданий, участия в мероприятиях (выставках,
конкурсах, фестивалях), защиты проектов, активности учащихся на занятиях;
- педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и тесты,
анкетирование;
- мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку
учащегося, оформление фотоотчёта.
Указанные способы отслеживания результативности используются как средство:
- начальной или входной диагностики, которая проводится в начале каждого
учебного года с целью определения уровня развития учащихся на момент начала освоения
программы.
- промежуточной диагностики, которая проводится в середине каждого учебного года
с целью определения результатов обучения учащихся в ходе освоения программы.
- итоговой диагностики, которая проводится в конце каждого учебного года с целью
определения изменения уровня развития учащихся, их творческих способностей после
ежегодного освоения программы.
Используемыми формами выявления результатов являются: беседа, опрос,
наблюдение, праздничные мероприятия, выставки, фестивали, конкурсы.
Используемыми формами фиксации результатов являются: грамоты, дипломы,
готовые детские творческие работы, анкеты, тестирование.
Используемыми формами предъявления результатов являются: выставки,
конкурсы, фестивали, праздники, демонстрация готовых детских творческих работ.
Результаты мониторинга выступают в качестве целевых ориентиров для педагога и
являются основанием для корректировки программы или для разработки новой.
Используемыми формами подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы являются: опрос, самостоятельная работа,
самоанализ, коллективный анализ работ, коллективная рефлексия, открытое занятие для
родителей, тематическая игра, конкурс для учебной группы, презентация творческих работ,
творческий образовательный проект, социальная акция, выставка, презентация с
использованием интернет-ресурсов.
Формы подведения итогов реализации программы используются с целью получения
результатов освоения программы для проведения своевременного анализа деятельности
коллектива в целом.

Результаты освоения программы и достижения учащихся заносятся в диагностические
таблицы. За основу целевых ориентиров диагностирования отобраны и заложены в
диагностические таблицы общие показатели личностных, метапредметных и предметных
результатов, отражающие совокупность согласованных друг с другом планируемых
результатов, сформированных с учетом цели, задач и содержания программ, с учетом
специфики направлений деятельности и особенностей программы.
В диагностических таблицах представлены:
- личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса,
самому образовательному процессу и его результатам;
- метапредметные результаты – освоенные учащимися способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях (компетенции);
- предметные результаты – усвоение учащимися конкретных элементов социального
опыта, изучаемого в рамках данной программы;
- результаты достижений – отслеживание творческих достижений учащихся
объединения на районном, республиканском, всероссийском и международном уровнях, как
демонстрация приобретенных знаний, умений и навыков в процессе освоения программы.
Диагностика метапредметных и личностных результатов учащихся

Средний балл

Самооценка

Самопрезентация

Эмоционально-нравственная
отзывчивость

Ответственность

Навыки конструктивного
взаимодействия со взрослыми и
сверстниками

Ценностная ориентация

Проявление любознательности

Инициативность

Творческая активность

Самореализация

Навыки адаптации в динамично
меняющемся мире

Показатели личностных результатов

Средний балл

Умение осуществлять
познавательные действия
Умение использовать
компьютерные технологии
Наличие коммуникативных
умений

Умение работать в коллективе

Фамилия,
Имя учащегося

№

Умение планировать и
осуществлять свою деятельность

Показатели метапредметных
результатов

1

Шкала оценки: в полном объеме – 3 балла, достаточно – 2 балла, частично – 1 балл, не владеет
– 0 баллов.

Диагностика предметных результатов учащихся

1

Средний балл

Умение анализировать свою
работу по изучаемой программе

Умение изготавливать и
развешивать кормушки,
скворечники и вести подкормку
птиц

Умение заготавливать семена,
производить посадку, ухаживать
за лесными культурами

Умение работать измерительными
приборами таксации

Умение работать в различных
техниках по изучаемой программе

Умения и навыки
Знание законов лесоводства,
лесной таксации, охраны и защиты
лесов, лесовостановления

Знание терминологии по
изучаемым темам

Знание основных понятий
изучаемых тем

Фамилия,
Имя учащегося

№

Знание основ теории по изучаемым
темам

Знания

Шкала оценки: в полном объеме – 3 балла, достаточно – 2 балла, частично – 1 балл, не владеет
– 0 баллов.
Результативность освоения программы учащимися объединения.
Результативность освоения
программы

1

Предметные
результаты

2

Метапредметные
результаты

3

Личностные
результаты

1 год
обучения
Кол-во
%
учащ.

2 год
обучения
Кол-во
%
учащ.

3 год
обучения
Кол-во
%
учащ.

4 год обучения

Итого

Кол-во
учащ.

Кол-во
учащ.

%

%

высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий

ИТОГО:

Методическое обеспечение программы:
Информационное обеспечение
Используемые интернет источники и сайты:
1. ЭКОКЛАСС - https://ecoclass.me/lk/lessons/?theme=2#lessons;
2. Заповедное подлеморье - https://zapovednoe-podlemorye.ru/;
3. «Инфоурок» - https://iu.ru/video-lessons?predmet=okruzayushiy_mir.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования МБО ДО ЦДОД «Созвездие», первой
квалификационной категории Маломуж Тамара Анатольевна, педагогический стаж 8 лет.
Условия реализации программы
Сетевым партнёром программы является АУ РБ «Муйский лесхоз», предоставляющий
кабинет для занятий (Красная комната), для работы с лесохозяйственными инструментами, а
так же опытнический участок 93, 94 квартала Муйского участкового лесничества для
практических занятий на местности и МБО ДО ЦДОД «Созвездие» кабинет №21 (51,6 кв.м.) в
котором проходят теоретические и практические занятия.
Необходимое оборудование для реализации программы:
1. Интерактивная панель – 1шт;
2. Ноутбук - 1 шт.;
3. Бинокль – 1 шт.;
4. Микроскоп лабораторный (среднего уровня) – 1 шт.;
5. Микроскоп биологический (высокого класса) – 1шт.;
6. Цифровой USB – микроскоп – 1 шт.;
7. Микроскоп стереоскопический (бинокуляр) – 1 шт.;
8. Цифровая лаборатория по экологии (полевая) – 1 набор;
9. Буссоль геодезическая – 1 шт.;
10. Цепной полнотометр – 3 шт.;
11. Реласкоп-полнотометр – 3 шт.;
12. Вилка мерная текстолитовая – 1 шт.;
13. Вилка мерная Mantax Blue 50см. – 1шт.;
14. Ранец противопожарный – 2 шт.;

15. Расправилка энтомологическая – 2 шт.;
16. Гербарный пресс (гербарная сетка) – 3 шт.;
17. Гербарная папка - 3 шт.;
18. Бурав 20см. d 5.15 мм 2 резьбы – 1шт.;
19. Высотомер Suunto PM – 5/1520 PC – шт.;
20. Коллекция «Голосеменные растения» - шт;
21. Коллекция «Древесные растения и их распространение» (раздаточная) - шт.;
22. Коллекция «Древесные породы» - 1 шт.;
23. Коллекция «Минералы и горные породы» (20 видов) – 1шт.;
24. Коллекция «Голосеменные растения» (раздаточная) – 1 шт.;
25. Коллекция «Почва и её состав» - 1 шт.;
26. Коллекция «Торф и продукты его переработки» - 1 шт.;
27. Коллекция «Насекомые вредители» - 1 шт.;
28. Коллекция «Гусеница» - 1 шт.;
29. Коллекция «Семейство жуков» - 1 шт.;
30. Коллекция «Представители отряда насекомых» - 1 шт.;
31. Коллекция «Приспособительные изменения в конечностях насекомых» - 1 шт.;
32. Набор микропрепаратов (малый) – 1 шт.
33. Учебные парты и стулья.

Список литературы
1. Митителло К.Б. Лекарственные растения и травы. Определитель трав русских лесов и
полей, текст, 2018 ООО Издательство «Эксмо». 2018.
2. Алексеев Ю.И., Вахрамеева М.В., Денисова Л.В., Никитина С.Д. Лесные травянистые
растения. Агропромиздат. 1988.
3. Г рау Ю. Дикорастушие лекарственные растения. - М.: 000 "Издательство Астрель”,
2003. - C. 48. -- C. 35
4. Абаимов В.Ф. Дендрология, 2009.
5. Г ромадин А.В. Дендрология — М.: Издательский центр «Академия», 2013
6. Жуковский П.М. Ботаника. — М.: Колос, 2002. — 623 с.
7. Культиасов И.М. Экология растений. — М.: МГУ, 2007. — 380 с.
8. Правила сбора И сушки лекарственных растений: сборник инструкций. — М.: Медицина,
1985.
9. Афонькин С.Ю. Грибы и ягоды, 2016.
10. Голь Н. Жизнь замечательных растений, 2017.
11. Бутромеев В. Русский лес. Грибы и ягоды. Олма Медиа Групп, 2013.
12. Бондарцева М. А. Определитель грибов России. Порядок афиллофоровые. 1998.
13. Вишневский М. В. - Несъедобные, ядовитые и галлюциногенные грибы. Справочникатлас. 2001.
14. Вишневский М. В. - Самые распространенные съедобные грибы. 2010.
15. Юдин А. В. - Большой определитель грибов. 2001.
16. Михайлов К. Лесные птицы России. Фитон +, 2018.
17. Бабенко В. Г. Птицы Красной книги СССР. — M.: Педагогика, 1986.18. Владышевский
Д. В. Экология лесных птиц и зверей: кормодобывание и его биоценотическое значение / Д.
B. Владышевский; OTB. ред. Ю. П. Кондаков. - Новосибирск: Наука, 1980.
19. Медведев Н.Е. Леса и лесное хозяйство Бурятии. 2004.
20. Ю.К. Школьник. Животные наших лесов. Все лесные звери России. 2018.
21. Дикие животные России; Эксмо - Москва, 2011.
22. Животные России; ВАКО - Москва, 2014.
23. Горностаев Г.Н. Насекомые. Энциклопедия природы России, 1998.
24. Мартынов А.Н. Основы лесного хозяйства и таксация леса, 2012.
25. Смирнов А. П. Лесоведение и лесоводство. Изд. «Академия», 2011.
26. Велищанский, В.М. Рубки ухода за лесом / В.М. Велищанский. (Библиотечка лесника).
— М.: Лесн. пром-сть, 1976.
27. Щетинский Е.А. Охрана лесов: учебник/ Е.А. Щетинский. — М.; ВНИИЛМ, 2001.
28. Щетинский Е.А. Тушение лесных пожаров: пособие для лесных пожарных. — 3-е изд.,
перераб. H доп. / Е.А. Щетинский. — М.: ВНИИЛМ, 2002.
29. Крушев, Л.Т. Биологические методы защиты леса от вредителей / Л.Т. Крушев. — М.:
Лесная пром-сть, 1973.
30. В.К. Тузов, Э.М. Калинеченко, В.А. Рябинков «Методы борьбы с болезнями и
вредителями леса» учебное пособие, Москва 2003 г.
31. Санитарные правила в лесах Российской Федерации. Федеральная служба лесного
хозяйства РФ‚ М., 1998.
32. Блинцов А. И., Ярмолович В. А., Звягинцев B. Б. Охрана H защита леса. Изд. РИПО,
2016.
33. Рулько В. В. Лесоводство и лесная таксация. — М.: Агропромиздат, 1988.
34. В.В.Загреев, Н.Н.Гусев, А.Г. Мошкалев, Ш.А. Селимов. Лесная таксация и
лесоустройство: Учебник для лесных техникумов. - М.: Экология, 1991.
35. Тетюхин С.В., Богомолова Л.П., Кострюков А.И. Лесоустройство: Учебное пособие.СПб.: СПб ЛТА, 2003.
36. Арустамов Э.А., Левакова И. B. , Баркалова Н. B. Экологические основы
природопользования: учебник для средне специальных учебных заведений — Москва
«Дашков и К », 2003.
37. Чернов H.H Лесные культуры: Учебное пособие. - Екатеринбург, 1996

38. Родин А.Р., Родин С.А. Лесные культуры и защитное лесоразведение. Учебное пособие
- М.: МГУЛ, 1996.
39. Мищенко, О.Г. Практикум по экономике лесного хозяйства/ О.Г. Мищенко. — М.: 2003.
40. Родин, А.Р.. Лесные культуры / А.Р.Родин, Е.А. Калашникова, С.Р. Родин H др. — М.:
ВНИИЛМ, 2002.
41. Романов, Е.М. Выращивание сеянцев древесных культур: биоэкологические и
агротехнические аспекты: научное издание / Е.М. Романов. — Йошкар — Ола: Мар ГТУ,
2000.
42. Быковский В.К., Жаворонкова Н.Г. Правовые H организационные основы
государственного управления лесами. - М; 000 «Юрайт», 2016.
43. Фролова О.В. Правовое регулирование использования лесов в России: учебное пособие.
«Знание» 2015.
44. Конституция Российской Федерации.
45. Лесной кодекс Российской Федерации
46. Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник / М.М. Бринчук. — М, 2000.
47. Справочник лесничего / Под общ. ред. А.Н. Филипчука. — 7-е изд., перераб. и доп. —
М.:ВНИИЛМ, 2003.
Интернет- ресурсы:
1. Сайт Республиканского агентства лесного хозяйства, http: // www alh—zb. ru
2. Сайт Федерального агентства лесного хозяйства, http: // WWW. rosleshoz gov ru
3. Сайт Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, http: // WWW minpriroda—
rb.ru
4. Лесной форум Гринпис России, http: // www.forestforum.ru
5. Электронно-библиотечная система BOOKRU
6. Федеральная служба лесного хозяйства РФ [Электронный ресурс]. —Режим доступа:
http://www.rosleshoz.gov.ru
7. Охрана и защита лесов. Режим доступа: http://wwwrosleshoz.gov.ru/docs/federal
8. OCT 56 -103 — 98 Охрана лесов от пожаров: http://www.sferaksb.ru/ost/ost56-103-98/htm1
9. Тушение лесных пожаров. Режим доступа: http://airba5623.ru/node/913
10. Байкаловедение. Minbaikalib.ru>forreader/path/kiec/kult-inform. . .priroda—
rb.ru>news/news.detailphp. . .
11. Фитопатология и охрана растений. Режим Доступа: berl.ru>article/biology/fitopatologihtm
12. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Режим доступа:
http://www.mnr.gov.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».