Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка «Детско-юношеское лесничество» — это объединение учащихся, которое является самой эффективной формой эколого-просветительской деятельности, подготовки отраслевого кадрового потенциала, активной формой патриотического воспитания детей на лучших традициях лесного хозяйства. Создание и поддержка школьных лесничеств инициируется правительством нашего государства. По Поручению Правительства РФ разработан план мероприятий по развитию школьных лесничеств на 2018-2027 годы. Данный план координируется межведомственной рабочей группой: Рослесхоз, Министерство природы России, Министерство просвещения России, субъекты РФ. Программа «Детско-юношеское лесничество» актуальна для учащихся, которые планируют в перспективе связать свою будущую жизнь с лесом, выбрать профессию лесного профиля. Программа разработана на основании: - Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.); - «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций, дополнительного образования детей»; Сан Пин 2.44.3172-14 (с изменениями на 27.10.2020г) - Универсальная опорная таблица для проектирования дополнительной общеразвивающей программы, автор Буйлова Л.Н., кандидат педагогических наук, доцент. - Приказа Министерства просвещения России от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Основные характеристики программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Детско-юношеское лесничество» (далее - Программа) реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью образования. Данная программа направлена на углубление знаний детей о живой и неживой природе, о закономерностях природных явлений, о лесе как сложной системе; развитие осознанного отношения к сохранению окружающей среды; воспитание ответственности за сохранение природы родного края. Актуальность программы обусловлена тем что, сочетание теоретических знаний с лесоводственной практикой, опытной и исследовательской работами позволили учащимся расширить представление о жизни леса, основах бережного отношения к природе, сохранению и воспроизводству лесных ресурсов, получить практические навыки и осознанно подойти к выбору профессии. Экологическое воспитание и лесное образование рассматриваются мировым сообществом как основные составляющие стратегии рационального лесопользования. Приоритетными направлениями по реализации идей рационального лесопользования являются сохранение биоразнообразия, выращивание высокопродуктивных лесных биоценозов, сохранение и защита окружающей среды, устойчивое производство и потребление продуктов леса и переработки древесины. Основное внимание в этом процессе акцентируется на целостном и междисциплинарном подходе к развитию у детей и молодежи знаний и умений, необходимых для практической лесохозяйственной деятельности, а также по улучшению качества окружающей природной среды. В настоящее время обостряется проблема сохранения лесов — лёгких нашей планеты. Невозможно переоценить значение леса для человека. Лес является сложной экологической системой, где взаимосвязь между её составляющими компонентами прочна и многогранна. Нарушение хотя бы одной из связей разрушает целостность системы, приводит её к гибели. Лес содержит в себе высокоэнергетический потенциал, находясь в котором человек защищён от негативного воздействия антропогенных факторов. К сожалению, леса вырубаются, выгорают, отступают из-за неразумного использования человеком природных богатств до такой степени, что можно сказать: естественные леса находятся сейчас под угрозой исчезновения. Охрана лесов в наши дни стала серьёзной социально-экономической проблемой, волнующей всё человечество. Для того чтобы охранять леса сознательно, необходимо изучить закономерности развития и роста лесов, видовой состав лесной растительности, влияние антропогенного фактора на состояние леса и т.д. Эти знания необходимы каждому человеку, проживающему в столь богатой лесами стране, независимо от его возраста, выбранной профессии и должны закладываться ещё со школьной скамьи. Отличительные особенности программы. Общеобразовательная программа «Детско-юношеское лесничество» модифицированная. В основу данной программы положена дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Школьное лесничество», автор доктор географических наук, профессор кафедры экологии, защиты леса и лесного охотоведения ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова» Яковенко Наталья Владимировна, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности. В данной программе сделан акцент на углублённое изучение практической работы по природоохранной деятельности, трудовым десантам и природоохранным акциям, а также перенесены научно-практические работы на осенневесенний периоды, в связи с климатическими особенностями нашего района. Общеобразовательная программа «Детско-юношеское лесничество» предусматривает активное вовлечение детей в самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность через личностное познание родного края – экскурсии, походы, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия налес, проведение опытов, научно-исследовательских работ. Программа опирается на понимание приоритетности в реализации комплексного подхода к освоению учащимися теоретических умений по лесоведению (постановка цели и задач исследования, подбор и анализ научной литературы по теме, выбор методов и объектов исследования), узкопрактических навыков (оформление исследовательских работ, проектов, статистическая обработка данных, участия ребят в экологических акциях, конференциях, семинарах, муниципального, регионального уровней). Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности формирования личности ребёнка, предоставление ему возможности для самореализации посредством знакомства с видовым разнообразием лесных экосистем, включение его в практическую лесоводственную деятельность. Разнообразие видов деятельности (наблюдения в лесу, исследование биологии и экологии лесных растений и животных, лесных экосистем, изучение проблем охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов в местах своего проживания, участие в природоохранных мероприятиях и пр.) позволит учащимся воспроизводить и использовать на практике: полученные лесоводческие знания, навыки экологически грамотного поведения в лесу, умения прогнозировать собственные действия по отношению к лесным биогеоценозам, самостоятельно мыслить, логически рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, эмоционально сопереживать. Процесс осмысления целесообразности норм и правил поведения в лесу, познания нравственных ценностей способствует приобретению учащимся определенного опыта в решении лесохозяйственных, экологических, социальных и экономических задач. Адресат программы Программа рассчитана на детей в возрасте 7 – 16 лет, проявляющих повышенный интерес к изучению предметов естественнонаучного цикла, высокомотивированных на получение навыков проектной и учебно-исследовательскойдеятельности. Зачисление учащихся в группы осуществляется по их желанию, без прохождения отбора, на основании заявления родителей (законных представителей). Норма наполнения группы от 7 до 15 человек. Объем программы – количество часов на весь период обучения по программе 864 из них: • «Стартовый уровень» - 2 года, 432 учебных часа; • «Базовый уровень» - 1 год, 216 учебных часов; • «Продвинутый уровень» - 1 год, 216 учебных часов. Срок реализации программы. Общеразвивающая программа «Детско-юношеское лесничество» рассчитана на 4 года, 48 месяцев, 144 недели. Формы занятий: 1. Теоретические занятия (беседы, лекции, рассказы, игровые формы подачи материала, поиск и обработка информации с использованием ИТК, занятия с лесниками). 2. Практические занятия (практические работы в лесничестве, практикумы по обработке собранного материала, работа с гербариями, определителями, интеллектуальные марафоны, конкурсы сочинений, листовок по темам, природоохранные акции). 3. Экскурсии (в музей, в природу, в лесничество, лесхоз по изучению охраняемых территорий и т.д.). 4. Занятия по созданию коллективных проектов. 5. Использование дистанционных технологий. Режим занятий: Стартовый уровень - характеризуется экскурсионно-познавательной деятельностью и рассчитан на первый и второй год обучения, рекомендуемый режим занятий: первый год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (академический час 45 минут) в день, перемена между занятиями 10 минут; 2 год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (академический час 45 минут) и одно занятие на местности – 3 часа, перемена между занятиями 10 минут; Базовый уровень - характеризуется учебно-исследовательской деятельностью и рассчитан на третий год обучения, рекомендуемый режим занятий - 2-3 занятия в день (академический час 45 минут), занятия на местности - до 4 часов, перемена между занятиями 10 минут; Углублённый уровень - характеризуется исследовательской деятельностью и рассчитан на четвёртый год обучения, рекомендуемый режим занятий - 2-3 занятия в день (академический час 45 минут), занятия наместности - до 4 часов, перемена между занятиями 10 минут. Цель и задачи программы Цель программы – формирование экологической,лесохозяйственной грамотности как части общей культуры, потребности продолжить лесное образование вобразовательных учреждениях среднего профессионального и (или) высшего лесного профиля. Задачи • Освоение знаний: - о видовом разнообразии, единстве живой и неживой природы, закономерности природных явлений, о лесе как сложной системе; - практических умений по выполнению элементарных лесохозяйственных работ; • Воспитание: - чувства любви к лесу родного края,ответственности за его сохранение; - ценностных ориентаций экологического характера, воли и настойчивости в достижении целей; - стремления участвовать в практических делах по охране, защите и воспроизводству лесов «своей малой родины»; - личных качеств ребёнка (гуманизма, коллективизма, трудолюбия); • Развитие: - осознанного отношения к действиям по сохранению окружающей природной среды, по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов; - способности к эстетическому восприятию природной среды,к целевому, причинному и вероятностному анализу лесоводственных ситуаций и уверенности в возможности их решения; - потребности в саморазвитии и самообразовании; - потребности познания и исследования популяций лесных растений, животных, грибов и их взаимоотношений между собой и с окружающей средой, влияния человеческой деятельности на лесные биогеоценозы. Учебный план 4 8 викторина 13 29 42 тестирование всего практика 4 теория беседы всего 8 теория 4 всего практика 4 теория всего Формы и методы контроля практика 1. Основы организации жизнедеятельности "Детско-юношеского лесничества" 2. Значение леса в жизни человека и в мире 3. Лес и флора углублённый уровень базовый уровень теория Разделы программы 2 год обучения практика стартовый уровень 1 год обучения 4. Лес и фауна тестирование 5. Микроскопы 8 18 26 8 22 30 8 22 30 практическая работа 6. Лабораторные работы 4 19 23 8 22 30 8 22 30 лабораторная работа 7. Основы лесоведения 10 18 28 20 22 42 8. Таксация 14 14 28 8 12 20 12 16 28 9. Природоохранные акции 7 15 22 7 15 22 7 15 22 10. Почва. Минералы и горные породы 8 12 20 практическая работа 8 12 20 практическая работа 20 22 42 тестирование 13. Основы охраны лесов от пожаров 8 12 20 8 14 22 тестирование 14. Основы защиты лесов от вредных организмов 4 8 12 10 12 22 тестирование 11. Минеральные удобрения 12. Основы лесоведения тестирование Контрольная работа 10 30 40 акция 15. Лесоустройство 14 21 35 беседа 16. Лесные профессии 8 8 16 тестирование 17. Экология леса, природы и человека 11 11 22 беседы 23 43 66 беседа 18. Лесные культуры 19. Правовые и организационные основы государственного управления лесами беседа 79 137 216 79 137 216 78 138 216 84 132 216 Содержание Содержание программы «стартовый уровень» 1 год обучения: Раздел 1. Основы организации жизнедеятельности "Детско-юношеского лесничества". Тема 1. Что такое "Детско-юношеское лесничество" и чем оно занимается. Теория: знакомство с детьми, составление плана работы, планирование мероприятий, выбор старосты группы. Знакомство с программой, основными темами, режимом работы, техникой безопасности. Понятие «Детско-юношеское лесничество». Территория лесничества на интерактивной карте «Леса России». История лесничеств. Правила поведения в лесу – что можно, что нельзя и что нужно делать в лесу. Основные виды деятельности «Детскоюношеское лесничество». Тема 2. Плакат - как одна из форм природоохранной агитации. Тема 3. Принципы организации "Детско-юношеского лесничества" и правила поведения в них. Теория: принципы организации «Детско-юношеское лесничество»; вовлечение детей в решение проблем леса, в выполнение природоохранных мероприятий, развить аналитическую и познавательную активность учащихся, умение работать в команде. Тема 4. Проект как один из способов выполнения природоохранных мероприятий. Тема 5. Основные направления деятельности "Детско-юношеского лесничества". Теория: теоретическая подготовка, учебно-исследовательская деятельность, практическая и просветительская деятельности. Тема 6. Как найти своё направление в данной деятельности. Тема 7. Как стать членом "Детско-юношеского лесничества". Теория: инструкции – документы, содержащие правила, указания или руководства устанавливающие порядок и способ вступления в объединение. Тема 8. Экологическая агитбригада как один из видов просветительской деятельности. Форма контроля: беседа, опрос. Раздел 2. Значение леса в жизни человека и в мире. Тема 1. Значение леса в жизни человека и в мире. Теория: лес является одним из основных типов растительного покрова Земли, оказывающие огромное влияние на окружающую человека среду. В наше время, с каждым годом экологическая обстановка обостряется, поэтому необходимо сформировать у учащихся систему знаний, ценностей, менталитет направленные на бережное и уважительное отношение к природе родного района, республики, страны, с помощью расширения и углубления знаний в области лесной экологии. Тема 2. Мы - жители планеты земля. Экология как наука. Теория: дать определение и сформировать знания об экологии, как о науке, её задачах; сформировать представления о единстве человека и природы; развить мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация, анализ). Тема 3. Условия окружающей среды. Практика: познакомить учащихся с средой обитания организмов, экологическими факторами. Тема 4. Понятие экологических групп растений и животных. Практика: сформировать у учащихся представление о понятии экологические группы. Выделить экологические группы лесных растений по отношению к температуре, освещённости, влажности и лесных животных. Тема 4. Типы взаимодействия лесных организмов. Практика: Экскурсия в лес. Тема 5. Воздействия человека на лес. Теория: Воздействия человека на лес. Форма контроля: тест. Раздел 3. Лес и флора. Тема 1. Дендрология как наука. Жизненные формы древесных растений. Теория: Дендрология как наука. Жизненные формы древесных растений. Тема 2. Лесообразующие породы родного края. Практика: выезд на территорию Муйского участкового лесничества для знакомства с лесообразующими породами. Тема 3. Хвойные лесообразующие породы. Практика: выезд на территорию Муйского участкового лесничества для знакомства с лесообразующими породами. Тема 4. Экологические свойства древесных растений. Теория: Экологические свойства древесных растений. Практика: выезд на территорию Муйского участкового лесничества для знакомства с лесообразующими породами. Тема 5. Лиственные деревья и кустарники. Теория: Лиственные породы: лесные и культурные. Практика: Практическая работа - заполнение таблицы «Лиственные лесообразующие породы». Тема 6. Основные лиственные лесообразующие породы. Теория: Виды деревьев. Внешние признаки. Практика: Экскурсия в лес. Тема 7. Гербаризация древесных видов. Практика: Правила сбора растительного материала, способы его обработки. Способы изготовления гербария. Инструменты, оборудование, материалы: ножницы, секатор, гербарная сетка, степлер, клей, картон, газеты, растительный материал. Сбор и заготовка растительного материала, его сушка, изготовление гербария. Сбор гербария лиственных деревьев и кустарников в облиственном состоянии в весенне-летний период. Тема 8. Виды, занесённые в Красную Книгу РФ. Тема 9. Грибы и ягоды. Правила сбора грибов и ягод. Теория: Виды грибов и ягод, правила их сбора. Практика: Определение различий съедобных и ядовитых грибов и ягод. Тема 10. Совокупность видов растений, распространённых на территории Муйского района. Форма контроля: контрольная работа. Раздел 4. Лес и фауна. Тема 1. Лесные птицы. Теория: Лесные птицы. Тема 2. Приспособление птиц к полёту. Перьевой покров. Типы перьев. Теория: Приспособление птиц к полёту. Перьевой покров. Типы перьев. Практика: Наблюдение за птицами. Тема 3. Сбор семян сорных растений, шишек для подкормки птиц. Тема 4. Форма конечностей, хвоста и клюва птиц. Как это связано с образом жизни птиц. Теория: Форма конечностей, хвоста и клюва птиц. Как это связано с образом жизни птиц. Практика: Наблюдение за птицами. Тема 5. Значение птиц для природы и человека. Красная Книга. Охраняемые птицы региона. Важность сохранения исчезающих видов птиц. Теория: Значение птиц для природы и человека. Красная Книга. Охраняемые птицы региона. Важность сохранения исчезающих видов птиц. Практика: Практическая работа: «Какую пользу приносят птицы лесу? Птицы – «санитары леса»». Тема 6. Лесные звери. Теория: Лесные звери. Тема 7. Среда обитания зверей. Убежища зверей. Практика: Экскурсия в лес «По следам». Тема 8. Питание млекопитающих. Теория: Питание млекопитающих. Практика: Экскурсия в лес «По следам». Тема 9. Наиболее распространённые млекопитающие родного края (наазвания видов, краткая характеристика). Значение млекопитающих для природы и человека. Теория: Наиболее распространённые млекопитающие родного края (наазвания видов, краткая характеристика). Значение млекопитающих для природы и человека. Тема 10. Приспособления млекопитающих к смене времён года. Зимняя спячка, запасание корма, линька. Теория: Приспособления млекопитающих к смене времён года. Зимняя спячка, запасание корма, линька. Тема 11. Лесные насекомые. Практика: Насекомые вредители леса. Форма контроля: контрольная работа. Раздел 5. Микроскопы. Тема 1. Стереоскопический микроскоп «Микромед МС-1.1С». Теория: Устройство микроскопов. Указания мер безопасности. Практика: Работа с микропрепаратами. Форма контроля: лабораторная работа. Тема 2. Цифровой USB – микроскоп «Микромед 5.0». Теория: Устройство микроскопов. Указания мер безопасности. Практика: Работа с микропрепаратами. Форма контроля: лабораторная работа. Тема 3. Биологический микроскоп «Микромед 1 (2LED)». Теория: Устройство микроскопов. Указания мер безопасности. Практика: Работа с микропрепаратами. Форма контроля: лабораторная работа. Тема 4. Биологический микроскоп «Микромед 3 (U3). Теория: Устройство микроскопов. Указания мер безопасности. Практика: Работа с микропрепаратами. Форма контроля: лабораторная работа. Раздел 6. Лабораторные работы Тема 1. Знакомство с цифровой лабораторией Releon. Теория: Знакомство с цифровой лабораторией Releon, знакомство с мульти датчиками. Указание мер безопасности. Тема 2. Лабораторные работы. Практика: Лабораторные работы. Форма контроля: контрольная работа. Раздел 7. Основы лесоведения. Тема 1. Основы воспроизводства лесов. Теория: Виды воспроизводства лесов. Особенности возобновления леса под пологом и на вырубках, гарях. Практика: Экскурсия. Тема 2. Искусственное воспроизводство лесов. Теория: Размножение деревьев и кустарников. Хранение семян деревьев и кустарников. Практика: Заготовка лесных семян. Посев семян деревьев и кустарников. Экскурсия в лесопарк, сбор коллекций семян. Тема 3. Влияние природы и человека на воспроизводство лесов. Теория: Цветение, опыление и формирование плодов и семян. Практика: Созревание и распространение древесных растений. Тема 4. Естественное семенное возобновление лесов. Теория: Естественное возобновление лесов. Жизнь и развитие всходов самосева и подроста. Практика: Осмотр участков естественного возобновления. Тема 5. Классификация подроста. Теория: Классификация подроста по составу высоте густоте возрасту состоянию и размещению. Практика: Определение густоты, состава, встречаемости и состояния подроста. Раздел 8. Таксация. Тема 1. Определение объёма древесной массы в насаждениях Теория: Представление о лесной таксации и сферах её применения. Тема 2. Породный состав древостоя. Теория: Породный состав древостоя. Практика: Экскурсия. Тема 3. Возраст древостоя. Теория: Возраст древостоя. Практика: Экскурсия. Тема 4. Полнота насаждения. Теория: Полнота насаждения. Практика: Экскурсия. Тема 5. Тип и условия произрастания. Теория: Тип и условия произрастания. Практика: Экскурсия. Тема 6. Измерительные приборы. Теория: Таксационные приборы и инструменты. Таксационные приборы и инструменты, используемые при таксации растущих деревьев, заготовленных стволов и лесоматериалов. Практика: Ознакомление с основными приборами и инструментами, используемыми при обмере растущих деревьев, заготовленных стволов и лесоматериалов. Натурная тренировка пользования мерной вилкой, высотомером, возрастным и приростным буравом и полнотомером. Форма контроля: Натурное определение древесной породы растущих модельных деревьев, происхождения, диаметров, на высоте груди, у шейки корня, высоты, санитарного состояния. Определение объёма ствола по объёмным таблицам. Раздел 7. Природоохранные акции. Тема 1. Природоохранные акции. Теория: Понятие акции и её виды. Этапы организации природоохранной акции. Практика: акции. Форма контроля: акция. Содержание программы «стартовый уровень» 2 года обучения: Раздел 1. Микроскопы. Тема 1. Стереоскопический микроскоп «Микромед МС-1.1С». Теория: Устройство микроскопов. Указания мер безопасности. Практика: Работа с микропрепаратами. Форма контроля: лабораторная работа. Тема 2. Цифровой USB – микроскоп «Микромед 5.0». Теория: Устройство микроскопов. Указания мер безопасности. Практика: Работа с микропрепаратами. Форма контроля: лабораторная работа. Тема 3. Биологический микроскоп «Микромед 1 (2LED)». Теория: Устройство микроскопов. Указания мер безопасности. Практика: Работа с микропрепаратами. Форма контроля: лабораторная работа. Тема 4. Биологический микроскоп «Микромед 3 (U3). Теория: Устройство микроскопов. Указания мер безопасности. Практика: Работа с микропрепаратами. Форма контроля: лабораторная работа. Раздел 2. Лабораторные работы Тема 1. Знакомство с цифровой лабораторией Releon. Теория: Знакомство с цифровой лабораторией Releon, знакомство с мульти датчиками. Указание мер безопасности. Тема 2. Лабораторные работы. Практика: Лабораторные работы. Форма контроля: контрольная работа. Раздел 3. Почва. Минералы и горные породы. Тема 1. Состав почвы. Почвообразующие породы. Теория: Состав почвы. Почвообразующие породы. Практика: Экскурсия. Тема 2. Минералы и горные породы. Раздел 4. Минеральные удобрения. Тема 1. Виды состав и дозы. Теория: Виды состав и дозы. Практика: Экскурсия. Тема 2. Польза и вред минеральных удобрений. Теория: Польза и вред минеральных удобрений. Практика: Экскурсия. Раздел 5. Основы лесоведения. Тема 1. Основы воспроизводства лесов. Теория: Виды воспроизводства лесов. Особенности возобновления леса под пологом и на вырубках, гарях. Практика: Экскурсия. Тема 2. Искусственное воспроизводство лесов. Теория: Размножение деревьев и кустарников. Хранение семян деревьев и кустарников. Практика: Заготовка лесных семян. Посев семян деревьев и кустарников. Экскурсия в лесопарк, сбор коллекций семян. Тема 3. Влияние природы и человека на воспроизводство лесов. Теория: Цветение, опыление и формирование плодов и семян. Практика: Созревание и распространение древесных растений. Тема 4. Естественное семенное возобновление лесов. Теория: Естественное возобновление лесов. Жизнь и развитие всходов самосева и подроста. Практика: Осмотр участков естественного возобновления. Тема 5. Классификация подроста. Теория: Классификация подроста по составу высоте густоте возрасту состоянию и размещению. Практика: Определение густоты, состава, встречаемости и состояния подроста. Раздел 6. Таксация. Тема 1. Определение объёма древесной массы в насаждениях Теория: Представление о лесной таксации и сферах её применения. Тема 2. Породный состав древостоя. Теория: Породный состав древостоя. Практика: Экскурсия. Тема 3. Возраст древостоя. Теория: Возраст древостоя. Практика: Экскурсия. Тема 4. Полнота насаждения. Теория: Полнота насаждения. Практика: Экскурсия. Тема 5. Тип и условия произрастания. Теория: Тип и условия произрастания. Практика: Экскурсия. Тема 6. Измерительные приборы. Теория: Таксационные приборы и инструменты. Таксационные приборы и инструменты, используемые при таксации растущих деревьев, заготовленных стволов и лесоматериалов. Практика: Ознакомление с основными приборами и инструментами, используемыми при обмере растущих деревьев, заготовленных стволов и лесоматериалов. Натурная тренировка пользования мерной вилкой, высотомером, возрастным и приростным буравом и полнотомером. Форма контроля: Натурное определение древесной породы растущих модельных деревьев, происхождения, диаметров, на высоте груди, у шейки корня, высоты, санитарного состояния. Определение объёма ствола по объёмным таблицам. Раздел 7. Основы охраны лесов от пожаров Тема 1. Лесные пожары и причины их возникновения Теория: Что такое лесные пожары. Определение лесных пожаров, виды лесных пожаров, виды лесных горючих материалов, причины возникновения лесных пожаров. Практика: Рассмотрение частных случаев возникновения пожаров, обсуждение. Форма контроля: тестирование. Тема 2. Охрана лесов от пожаров Теория: Охрана лесов от пожаров, способы профилактики лесных пожаров. Организация охраны лесов от пожаров, противопожарная профилактика, способы тушения лесных пожаров. Практика: Обсуждение проблемы возникновения лесных пожаров. Способы тушения лесных пожаров. Раздел 8. Основы защиты лесов от вредных организмов Тема 1. Лесная фитопатология Теория: Понятие о фитопатологии. История лесной фитопатологии. Связь фитопатологии с другими науками. Практика: Виды грибов съедобные и несъедобные грибы. Тема 2. Микология. Биология грибов Теория: Особенности низших и высших. Строение грибов. Микоризообразующие грибы. Строение, многообразие, и жизнедеятельность грибов. Практика: Роль микоризообразующих грибов в лесных экосистемах. Съедобные и несъедобные грибы. Раздел 9. Природоохранные акции. Тема 1. Природоохранные акции. Теория: Понятие акции и её виды. Этапы организации природоохранной акции. Практика: акции. Форма контроля: акция. Содержание программы "базовый уровень": Раздел 1. Микроскопы. Тема 1. Стереоскопический микроскоп «Микромед МС-1.1С». Теория: Устройство микроскопов. Указания мер безопасности. Практика: Работа с микропрепаратами. Форма контроля: лабораторная работа. Тема 2. Цифровой USB – микроскоп «Микромед 5.0». Теория: Устройство микроскопов. Указания мер безопасности. Практика: Работа с микропрепаратами. Форма контроля: лабораторная работа. Тема 3. Биологический микроскоп «Микромед 1 (2LED)». Теория: Устройство микроскопов. Указания мер безопасности. Практика: Работа с микропрепаратами. Форма контроля: лабораторная работа. Тема 4. Биологический микроскоп «Микромед 3 (U3). Теория: Устройство микроскопов. Указания мер безопасности. Практика: Работа с микропрепаратами. Форма контроля: лабораторная работа. Раздел 2. Лабораторные работы Тема 1. Знакомство с цифровой лабораторией Releon. Теория: Знакомство с цифровой лабораторией Releon, знакомство с мульти датчиками. Указание мер безопасности. Тема 2. Лабораторные работы. Практика: Лабораторные работы. Форма контроля: контрольная работа. Раздел 6. Таксация. Тема 1. Определение объёма древесной массы в насаждениях Теория: Представление о лесной таксации и сферах её применения. Тема 2. Породный состав древостоя. Теория: Породный состав древостоя. Практика: Экскурсия. Тема 3. Возраст древостоя. Теория: Возраст древостоя. Практика: Экскурсия. Тема 4. Полнота насаждения. Теория: Полнота насаждения. Практика: Экскурсия. Тема 5. Тип и условия произрастания. Теория: Тип и условия произрастания. Практика: Экскурсия. Тема 6. Измерительные приборы. Теория: Таксационные приборы и инструменты. Таксационные приборы и инструменты, используемые при таксации растущих деревьев, заготовленных стволов и лесоматериалов. Практика: Ознакомление с основными приборами и инструментами, используемыми при обмере растущих деревьев, заготовленных стволов и лесоматериалов. Натурная тренировка пользования мерной вилкой, высотомером, возрастным и приростным буравом и полнотомером. Форма контроля: Натурное определение древесной породы растущих модельных деревьев, происхождения, диаметров, на высоте груди, у шейки корня, высоты, санитарного состояния. Определение объёма ствола по объёмным таблицам. Раздел 4. Лесопользование. Тема 1. Лесопользование. Теория: Виды лесопользования. Формы лесопользования. Практика: Экскурсия. Тема 2. Рубки леса. Теория: История, процесс рубки леса, рубка леса в законодательстве современной России, классификация рубки леса. Практика: Экскурсия. Тема 3. Сплошные рубки леса. Теория: Характеристика рубок, влияние рубок на окружающую среду. Практика: Экскурсия. Тема 4. Постепенные и выборочные рубки леса. Теория: Характеристика рубок, влияние рубок на окружающую среду. Практика: Экскурсия. Тема 5. Рубки ухода за лесом. Теория: Характеристика рубок, влияние рубок на окружающую среду. Практика: Установление организационно-технических элементов рубки по заданным условиям и правилам» или практическая работа «Необходимые действия лесозаготовителей, способствующие повышению производительности лесов». Тема 6. Побочное пользование лесом. Теория: Виды важнейших побочных пользований в лесхозе, производство и реализация побочных пользований лесом. Тема 7. Продукты подсочки и их использование. Теория: Понятие подсочки леса, сырьевая база подсочки, инструменты и оборудование, характеристика насаждений, вовлекаемых в подсочку, методы подсочки, стимуляторы, применяемые при подсочке. Практика: Правила ориентирования в подсочке леса. Тема 8. Заготовка не древесных ресурсов леса. Теория: Понятие о побочном пользовании лесом, виды не древесных ресурсов леса. Форма контроля: контрольная работа. Раздел 5. Основы охраны лесов от пожаров Тема 1. Лесные пожары и причины их возникновения Теория: Что такое лесные пожары. Определение лесных пожаров, виды лесных пожаров, виды лесных горючих материалов, причины возникновения лесных пожаров. Практика: Рассмотрение частных случаев возникновения пожаров, обсуждение. Форма контроля: тестирование. Тема 2. Охрана лесов от пожаров Теория: Охрана лесов от пожаров, способы профилактики лесных пожаров. Организация охраны лесов от пожаров, противопожарная профилактика, способы тушения лесных пожаров. Практика: Обсуждение проблемы возникновения лесных пожаров. Способы тушения лесных пожаров. Раздел 6. Основы защиты лесов от вредных организмов Тема 1. Лесная фитопатология Теория: Понятие о фитопатологии. История лесной фитопатологии. Связь фитопатологии с другими науками. Практика: Виды грибов съедобные и несъедобные грибы. Тема 2. Микология. Биология грибов Теория: Особенности низших и высших. Строение грибов. Микоризообразующие грибы. Строение, многообразие, и жизнедеятельность грибов. Практика: Роль микоризообразующих грибов в лесных экосистемах. Съедобные и несъедобные грибы. Раздел 7. Природоохранные акции. Тема 1. Природоохранные акции. Теория: Понятие акции и её виды. Этапы организации природоохранной акции. Практика: акции. Форма контроля: акция. Содержание программы "углублённый уровень" 4 год обучения: Раздел 1. Лесоустройство. Тема 1. Лесоустройство. Теория: Общие положения о проведении лесоустройства. Практика: Экскурсия. Тема 2. Защитные леса. Теория: Лесные насаждения, предназначенные для защиты различных объектов от нежелательных природных (атмосферных осадков) или антропогенных воздействий. Практика: Экскурсия. Тема 3. Эксплуатационные леса. Теория: Леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных продуктов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Практика: Экскурсия. Тема 4. Резервные леса. Теория: Леса, в которых в течении двадцати лет нельзя осуществлять заготовку древесины. Практика: Экскурсия. Тема 5. Лесные земли. Теория: Земли, покрытые лесной растительностью. Практика: Анализ покрытых и непокрытых лесом земель. Тема 6. Нелесные земли. Теория: Земли в составе лесного фонда, непригодных или непредназначенные для выращивания леса и ведения лесного хозяйства. Практика: Экскурсия. Раздел 2. Лесные профессии. Тема 1. Лесные профессии. Теория: Лесные профессии. Практика: Экскурсия. Тема 2. Виды лесных профессий. Теория: Виды лесных профессий. Практика: Должностные инструкции лесных профессий. Форма контроля: беседа, опрос. Раздел 3. Экология леса, природы и человека. Тема 1. Экология леса, природы и человека. Теория: Экологические проблемы лесных зон. Практика: Экскурсия. Тема 2. Экологические проблемы России и нашего региона. Теория: Экологические проблемы нашего региона и России: загрязнение природной среды мусором, отходами, производственными выбросами, лесными пожарами, загрязнением водоемами и др. Практика: Экскурсия. Тема 3. Классификация экологических факторов, их влияние на организм, основные среды жизни. Теория: Классификация экологических факторов, их влияние на организм, основные среды жизни. Практика: Оценка экологического состояния водных объектов. Тема 4. Воздействие человека на окружающую среду, её загрязнение. Теория: Воздействие человека на окружающую среду, её загрязнение. Форма контроля: беседа, опрос. Раздел 4. Лесные культуры. Тема 1. Лесные культуры. Теория: Виды лесных культур. Практика: Экскурсия. Тема 2. Семеношение древесных и кустарниковых пород и способы его учёта. Теория: Значение искусственного фактора, влияющего на урожай шишек, плодов, семян, проведение фенологических наблюдений за семеношением, фазы семеношения, процесс созревания семян, виды покоя семян, учёт урожая и определение хозяйственно возможного сбора семенного сырья и семян. Практика: Экскурсия. Тема 3. Организация постоянной лесосеменной базы (ПЛСБ). Теория: Лесосеменное дело в Республике Бурятия, селекционная оценка деревьев и насаждений, генетическая оценка деревьев и насаждений. Практика: Экскурсия. Тема 4. Заготовка и переработка семенного сырья. Теория: Технологический цикл заготовки и переработки семенного сырья, принцип работы шишкосушилки, очистка, сортировка семян. Практика: Экскурсия. Тема 5. Хранение семян, шишек, плодов. Теория: Условия хранения шишек, плодов и семян, федеральный и страховые фонды семян, упаковка и транспортировка семян. Практика: Экскурсия. Тема 6. Организация лесных питомников. Теория: Виды питомников и посадочного материала, организационная структура лесного питомника. Практика: Экскурсия. Тема 7. Виды и схемы посевов, уходы за ними. Теория: Техника и технология посева семян, способы проведения уходов. Практика: Правила посадки растений, работа с посадочным инструментом; «Расчет площади посевного отделения»; «Расчет расхода семян»; «Расчет площади школьного отделения питомника»; «Выращивание посадочного материала лесных культур в питомнике». Форма контроля: беседа, опрос. Раздел 5. Правовые и организационные основы государственного управления лесами. Тема 1. Правовые и организационные основы государственного управления лесами. Теория: Правовые основы государственного управления лесами. Правовое обеспечение государственного управления лесами. Участие общественности в управлении лесами. Организация государственного управления лесами. Практика: Экскурсия. Тема 2. Основные понятия, значение государственного управления лесным хозяйством, лесное право. Теория: Основные понятия, значение государственного управления лесным хозяйством, лесное право. Практика: Экскурсия. Тема 3. Лесной Кодекс РФ его разделы и основные положения. Теория: Разделы Лесного Кодекса РФ, его основные положения. Практика: Экскурсия. Тема 4. Понятие использования лесов. Теория: Понятие и виды использование лесов. Практика: Экскурсия. Тема 5. Договор аренды лесного участка. Теория: Содержание договора аренды лесного участка. Практика: Экскурсия. Тема 6. Договор купли-продажи лесных насаждений. Теория: Содержание договора купли-продажи лесных насаждений. Практика: Экскурсия. Тема 7. Виды предпринимательской деятельности по лесопользованию. Теория: Виды предпринимательской деятельности по лесопользованию. Форма контроля: беседа, опрос. Раздел 7. Природоохранные акции. Тема 1. Природоохранные акции. Теория: Понятие акции и её виды. Этапы организации природоохранной акции. Практика: акции. Форма контроля: акция. Планируемые результаты Стартовый уровень Знать Уметь Владеть - цели и задачи «Детскоюношеское лесничество»; - роль лесных богатств в жизни региона; - видовой состав растительности родного края; - способы природоохранной деятельности; - правила поведения в лесу, правила пожарной безопасности; - почему нужно озеленять города; - какую пользу и вред приносят деревьям птицы, звери и насекомые. - проводить наблюдения, исследования в природе; - различать растения своей природной полосы; - определять возраст дерева, иметь навыки посадки саженца и черенка; - пользоваться определителями. - навыками ведения наблюдений за явлениями природы; -навыками изготовления кормушек; - навыками зимней подкормки птиц. Базовый уровень Продвинутый уровень - основы лесоведения и лесоводства; - способы природоохранной деятельности для сохранения экологического равновесия региона. - что такое лесопитомник; - что такое биогеоценоз; - направления деятельности и задачи местных предприятий лесного профиля; - проводить исследования в природе; - отличать и определять виды лиственных и хвойных пород на натуральном объекте (включая хвою, шишки и семена); - проводить фенологические наблюдения зa древесными и травянистыми растениями; - собирать гербарии; - иметь навыки пользования определителями. -навыками определения изученных растений, животных и птиц (по внешнему виду и по голосам); - навыками исследовательской и проектной деятельности; - приемами ориентирования на местности; - нормами правил поведения в природе и в лесу, в общении со - описывать леса геоботаническим методом; - собирать и составлять гербарии; - проводить морфометрические исследования древесных пород; - техникой правильной речи; - способами совместной деятельности в группе; - навыками работы с различными источниками информации; - навыками систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения поставленных задач информацию; - техникой выступления с Стартовый уровень Базовый уровень Продвинутый уровень сверстниками и другими людьми; - навыками оказания первой медицинской помощи; - навыками работы со стандартными компьютерными программами для составления текстов, презентаций. докладами, исследовательскими проектами; Комплекс организационно-педагогических условий. К программе разработана система мониторинга результатов до начала, во время и после освоения программы. Объектами мониторинга являются: • знания, умения, навыки по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе; • уровень и качество выполненных детских творческих и практических работ; • степень самостоятельности и уровень творческих способностей учащихся. Для отслеживания результатов обучения педагогом используются следующие методы: - педагогическое наблюдение; - педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия в мероприятиях (выставках, конкурсах, фестивалях), защиты проектов, активности учащихся на занятиях; - педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и тесты, анкетирование; - мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку учащегося, оформление фотоотчёта. Указанные способы отслеживания результативности используются как средство: - начальной или входной диагностики, которая проводится в начале каждого учебного года с целью определения уровня развития учащихся на момент начала освоения программы. - промежуточной диагностики, которая проводится в середине каждого учебного года с целью определения результатов обучения учащихся в ходе освоения программы. - итоговой диагностики, которая проводится в конце каждого учебного года с целью определения изменения уровня развития учащихся, их творческих способностей после ежегодного освоения программы. Используемыми формами выявления результатов являются: беседа, опрос, наблюдение, праздничные мероприятия, выставки, фестивали, конкурсы. Используемыми формами фиксации результатов являются: грамоты, дипломы, готовые детские творческие работы, анкеты, тестирование. Используемыми формами предъявления результатов являются: выставки, конкурсы, фестивали, праздники, демонстрация готовых детских творческих работ. Результаты мониторинга выступают в качестве целевых ориентиров для педагога и являются основанием для корректировки программы или для разработки новой. Используемыми формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются: опрос, самостоятельная работа, самоанализ, коллективный анализ работ, коллективная рефлексия, открытое занятие для родителей, тематическая игра, конкурс для учебной группы, презентация творческих работ, творческий образовательный проект, социальная акция, выставка, презентация с использованием интернет-ресурсов. Формы подведения итогов реализации программы используются с целью получения результатов освоения программы для проведения своевременного анализа деятельности коллектива в целом. Результаты освоения программы и достижения учащихся заносятся в диагностические таблицы. За основу целевых ориентиров диагностирования отобраны и заложены в диагностические таблицы общие показатели личностных, метапредметных и предметных результатов, отражающие совокупность согласованных друг с другом планируемых результатов, сформированных с учетом цели, задач и содержания программ, с учетом специфики направлений деятельности и особенностей программы. В диагностических таблицах представлены: - личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам; - метапредметные результаты – освоенные учащимися способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях (компетенции); - предметные результаты – усвоение учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках данной программы; - результаты достижений – отслеживание творческих достижений учащихся объединения на районном, республиканском, всероссийском и международном уровнях, как демонстрация приобретенных знаний, умений и навыков в процессе освоения программы. Диагностика метапредметных и личностных результатов учащихся Средний балл Самооценка Самопрезентация Эмоционально-нравственная отзывчивость Ответственность Навыки конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками Ценностная ориентация Проявление любознательности Инициативность Творческая активность Самореализация Навыки адаптации в динамично меняющемся мире Показатели личностных результатов Средний балл Умение осуществлять познавательные действия Умение использовать компьютерные технологии Наличие коммуникативных умений Умение работать в коллективе Фамилия, Имя учащегося № Умение планировать и осуществлять свою деятельность Показатели метапредметных результатов 1 Шкала оценки: в полном объеме – 3 балла, достаточно – 2 балла, частично – 1 балл, не владеет – 0 баллов. Диагностика предметных результатов учащихся 1 Средний балл Умение анализировать свою работу по изучаемой программе Умение изготавливать и развешивать кормушки, скворечники и вести подкормку птиц Умение заготавливать семена, производить посадку, ухаживать за лесными культурами Умение работать измерительными приборами таксации Умение работать в различных техниках по изучаемой программе Умения и навыки Знание законов лесоводства, лесной таксации, охраны и защиты лесов, лесовостановления Знание терминологии по изучаемым темам Знание основных понятий изучаемых тем Фамилия, Имя учащегося № Знание основ теории по изучаемым темам Знания Шкала оценки: в полном объеме – 3 балла, достаточно – 2 балла, частично – 1 балл, не владеет – 0 баллов. Результативность освоения программы учащимися объединения. Результативность освоения программы 1 Предметные результаты 2 Метапредметные результаты 3 Личностные результаты 1 год обучения Кол-во % учащ. 2 год обучения Кол-во % учащ. 3 год обучения Кол-во % учащ. 4 год обучения Итого Кол-во учащ. Кол-во учащ. % % высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий ИТОГО: Методическое обеспечение программы: Информационное обеспечение Используемые интернет источники и сайты: 1. ЭКОКЛАСС - https://ecoclass.me/lk/lessons/?theme=2#lessons; 2. Заповедное подлеморье - https://zapovednoe-podlemorye.ru/; 3. «Инфоурок» - https://iu.ru/video-lessons?predmet=okruzayushiy_mir. Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования МБО ДО ЦДОД «Созвездие», первой квалификационной категории Маломуж Тамара Анатольевна, педагогический стаж 8 лет. Условия реализации программы Сетевым партнёром программы является АУ РБ «Муйский лесхоз», предоставляющий кабинет для занятий (Красная комната), для работы с лесохозяйственными инструментами, а так же опытнический участок 93, 94 квартала Муйского участкового лесничества для практических занятий на местности и МБО ДО ЦДОД «Созвездие» кабинет №21 (51,6 кв.м.) в котором проходят теоретические и практические занятия. Необходимое оборудование для реализации программы: 1. Интерактивная панель – 1шт; 2. Ноутбук - 1 шт.; 3. Бинокль – 1 шт.; 4. Микроскоп лабораторный (среднего уровня) – 1 шт.; 5. Микроскоп биологический (высокого класса) – 1шт.; 6. Цифровой USB – микроскоп – 1 шт.; 7. Микроскоп стереоскопический (бинокуляр) – 1 шт.; 8. Цифровая лаборатория по экологии (полевая) – 1 набор; 9. Буссоль геодезическая – 1 шт.; 10. Цепной полнотометр – 3 шт.; 11. Реласкоп-полнотометр – 3 шт.; 12. Вилка мерная текстолитовая – 1 шт.; 13. Вилка мерная Mantax Blue 50см. – 1шт.; 14. Ранец противопожарный – 2 шт.; 15. Расправилка энтомологическая – 2 шт.; 16. Гербарный пресс (гербарная сетка) – 3 шт.; 17. Гербарная папка - 3 шт.; 18. Бурав 20см. d 5.15 мм 2 резьбы – 1шт.; 19. Высотомер Suunto PM – 5/1520 PC – шт.; 20. Коллекция «Голосеменные растения» - шт; 21. Коллекция «Древесные растения и их распространение» (раздаточная) - шт.; 22. Коллекция «Древесные породы» - 1 шт.; 23. Коллекция «Минералы и горные породы» (20 видов) – 1шт.; 24. Коллекция «Голосеменные растения» (раздаточная) – 1 шт.; 25. Коллекция «Почва и её состав» - 1 шт.; 26. Коллекция «Торф и продукты его переработки» - 1 шт.; 27. Коллекция «Насекомые вредители» - 1 шт.; 28. Коллекция «Гусеница» - 1 шт.; 29. Коллекция «Семейство жуков» - 1 шт.; 30. Коллекция «Представители отряда насекомых» - 1 шт.; 31. Коллекция «Приспособительные изменения в конечностях насекомых» - 1 шт.; 32. Набор микропрепаратов (малый) – 1 шт. 33. Учебные парты и стулья. Список литературы 1. Митителло К.Б. Лекарственные растения и травы. Определитель трав русских лесов и полей, текст, 2018 ООО Издательство «Эксмо». 2018. 2. Алексеев Ю.И., Вахрамеева М.В., Денисова Л.В., Никитина С.Д. Лесные травянистые растения. Агропромиздат. 1988. 3. Г рау Ю. Дикорастушие лекарственные растения. - М.: 000 "Издательство Астрель”, 2003. - C. 48. -- C. 35 4. Абаимов В.Ф. Дендрология, 2009. 5. Г ромадин А.В. Дендрология — М.: Издательский центр «Академия», 2013 6. Жуковский П.М. Ботаника. — М.: Колос, 2002. — 623 с. 7. Культиасов И.М. Экология растений. — М.: МГУ, 2007. — 380 с. 8. Правила сбора И сушки лекарственных растений: сборник инструкций. — М.: Медицина, 1985. 9. Афонькин С.Ю. Грибы и ягоды, 2016. 10. Голь Н. Жизнь замечательных растений, 2017. 11. Бутромеев В. Русский лес. Грибы и ягоды. Олма Медиа Групп, 2013. 12. Бондарцева М. А. Определитель грибов России. Порядок афиллофоровые. 1998. 13. Вишневский М. В. - Несъедобные, ядовитые и галлюциногенные грибы. Справочникатлас. 2001. 14. Вишневский М. В. - Самые распространенные съедобные грибы. 2010. 15. Юдин А. В. - Большой определитель грибов. 2001. 16. Михайлов К. Лесные птицы России. Фитон +, 2018. 17. Бабенко В. Г. Птицы Красной книги СССР. — M.: Педагогика, 1986.18. Владышевский Д. В. Экология лесных птиц и зверей: кормодобывание и его биоценотическое значение / Д. B. Владышевский; OTB. ред. Ю. П. Кондаков. - Новосибирск: Наука, 1980. 19. Медведев Н.Е. Леса и лесное хозяйство Бурятии. 2004. 20. Ю.К. Школьник. Животные наших лесов. Все лесные звери России. 2018. 21. Дикие животные России; Эксмо - Москва, 2011. 22. Животные России; ВАКО - Москва, 2014. 23. Горностаев Г.Н. Насекомые. Энциклопедия природы России, 1998. 24. Мартынов А.Н. Основы лесного хозяйства и таксация леса, 2012. 25. Смирнов А. П. Лесоведение и лесоводство. Изд. «Академия», 2011. 26. Велищанский, В.М. Рубки ухода за лесом / В.М. Велищанский. (Библиотечка лесника). — М.: Лесн. пром-сть, 1976. 27. Щетинский Е.А. Охрана лесов: учебник/ Е.А. Щетинский. — М.; ВНИИЛМ, 2001. 28. Щетинский Е.А. Тушение лесных пожаров: пособие для лесных пожарных. — 3-е изд., перераб. H доп. / Е.А. Щетинский. — М.: ВНИИЛМ, 2002. 29. Крушев, Л.Т. Биологические методы защиты леса от вредителей / Л.Т. Крушев. — М.: Лесная пром-сть, 1973. 30. В.К. Тузов, Э.М. Калинеченко, В.А. Рябинков «Методы борьбы с болезнями и вредителями леса» учебное пособие, Москва 2003 г. 31. Санитарные правила в лесах Российской Федерации. Федеральная служба лесного хозяйства РФ‚ М., 1998. 32. Блинцов А. И., Ярмолович В. А., Звягинцев B. Б. Охрана H защита леса. Изд. РИПО, 2016. 33. Рулько В. В. Лесоводство и лесная таксация. — М.: Агропромиздат, 1988. 34. В.В.Загреев, Н.Н.Гусев, А.Г. Мошкалев, Ш.А. Селимов. Лесная таксация и лесоустройство: Учебник для лесных техникумов. - М.: Экология, 1991. 35. Тетюхин С.В., Богомолова Л.П., Кострюков А.И. Лесоустройство: Учебное пособие.СПб.: СПб ЛТА, 2003. 36. Арустамов Э.А., Левакова И. B. , Баркалова Н. B. Экологические основы природопользования: учебник для средне специальных учебных заведений — Москва «Дашков и К », 2003. 37. Чернов H.H Лесные культуры: Учебное пособие. - Екатеринбург, 1996 38. Родин А.Р., Родин С.А. Лесные культуры и защитное лесоразведение. Учебное пособие - М.: МГУЛ, 1996. 39. Мищенко, О.Г. Практикум по экономике лесного хозяйства/ О.Г. Мищенко. — М.: 2003. 40. Родин, А.Р.. Лесные культуры / А.Р.Родин, Е.А. Калашникова, С.Р. Родин H др. — М.: ВНИИЛМ, 2002. 41. Романов, Е.М. Выращивание сеянцев древесных культур: биоэкологические и агротехнические аспекты: научное издание / Е.М. Романов. — Йошкар — Ола: Мар ГТУ, 2000. 42. Быковский В.К., Жаворонкова Н.Г. Правовые H организационные основы государственного управления лесами. - М; 000 «Юрайт», 2016. 43. Фролова О.В. Правовое регулирование использования лесов в России: учебное пособие. «Знание» 2015. 44. Конституция Российской Федерации. 45. Лесной кодекс Российской Федерации 46. Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник / М.М. Бринчук. — М, 2000. 47. Справочник лесничего / Под общ. ред. А.Н. Филипчука. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.:ВНИИЛМ, 2003. Интернет- ресурсы: 1. Сайт Республиканского агентства лесного хозяйства, http: // www alh—zb. ru 2. Сайт Федерального агентства лесного хозяйства, http: // WWW. rosleshoz gov ru 3. Сайт Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, http: // WWW minpriroda— rb.ru 4. Лесной форум Гринпис России, http: // www.forestforum.ru 5. Электронно-библиотечная система BOOKRU 6. Федеральная служба лесного хозяйства РФ [Электронный ресурс]. —Режим доступа: http://www.rosleshoz.gov.ru 7. Охрана и защита лесов. Режим доступа: http://wwwrosleshoz.gov.ru/docs/federal 8. OCT 56 -103 — 98 Охрана лесов от пожаров: http://www.sferaksb.ru/ost/ost56-103-98/htm1 9. Тушение лесных пожаров. Режим доступа: http://airba5623.ru/node/913 10. Байкаловедение. Minbaikalib.ru>forreader/path/kiec/kult-inform. . .priroda— rb.ru>news/news.detailphp. . . 11. Фитопатология и охрана растений. Режим Доступа: berl.ru>article/biology/fitopatologihtm 12. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru