Психологическая культура_compressed

Комплекс основных характеристик образования.
Пояснительная записка
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Психологическая культура»
направлена на личностно-ориентированный подход в обеспечении психологической
культуры в рамках гуманистической педагогики.
Программа имеет социально – гуманитарную направленность.
Программа разработана на основании:
- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций, дополнительного образования детей»; Сан
Пин 2.44.3172-14 (с изменениями на 27.10.2020г)
- Универсальная опорная таблица для проектирования дополнительной
общеразвивающей программы, автор Буйлова Л.Н., кандидат педагогических наук, доцент.
- Приказа Министерства просвещения России от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Новизна данной программы состоит в ярко выраженной практической направленности и
профориентации учащихся объединения «Психологическая культура». Программа
объединения актуальна в условиях городского поселения «Северомуйское», так как в
средней общеобразовательной школе психология как предмет, не преподается. Программа
дает возможность узнать, что такое психология как наука. Помогает понять самих себя,
понять своих близких: родителей, учителей, друзей, познать человеческие отношения,
объяснить многие поступки. Полученные знания дают возможность самостоятельно
справляться с жизненными проблемами и управлять собой. Основная идея программы –
формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям
и проблемам.
Подростковый возраст – это пора достижений, стремительного наращивания знаний,
умений, становления нравственности и открытию «Я», обретения новой социальной
позиции. Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием
мировоззрения. Но мировоззрение – не столько логическая система знаний, сколько система
убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные целостные ориентации.
Предлагаемая программа позволит на понятном ребенку языке научить его жить интересно, с
пользой для развития своей личности, психического и физического здоровья.
Особенность программы состоит в том, что с одной стороны, овладение
психологическими знаниями и способами психической саморегуляции способствует
личностному росту, а с другой - достигает конструктивность в решении жизненно важных и
реально существующих у учащегося проблем.
Большое значения здесь имеет формирование таких особенностей личности учащихся,
как чувство долга, ответственности, наличие широких познавательных интересов, а так же
умения брать ответственность на себя, принимать решения, уметь плодотворно
взаимодействовать с другими членами общества.
Программа разноуровневая:
• стартовый уровень (1,2 год обучения) – познание учащимися «самих себя» и
способов самооценки;
• базовый уровень (3 год обучения) – познание и оценивание окружающих;
• углубленный уровень (4 год обучения) - знание человеческих возможностей в
целях взаимодействия с окружающими людьми.

Отличительные особенности программы «Психологическая культура» в процессе
«освоения себя» предоставить учащемуся возможность «попробовать и узнать себя» в
самых разных проявлениях и ситуациях. Позволяет подростку «примерить» различные
социальные роли, системы отношении и содействовать пересмотру и первичной коррекции
собственных взглядов и установок.
Адресат программы.
Программа «Психологическая культура» предназначена для детей от 12 до16 лет.
Принимаются все желающие. Обучение групповое. Группы одного возраста.
1группа обучения – 12 -13 лет.
2 группа обучения -13-14 лет.
3 группа обучения 14-15 лет.
4 группа обучения 15-16 лет.
Программа построена таким образом, чтобы дети могли заниматься в коллективе
несколько лет, переходя из одной возрастной группы в другую, получая новые знания,
приобретая умения, соответствующие их возрастным возможностям.
Форма обучения программы очная, с применением дистанционных образовательных
технологий.
Объем и срок освоения программы.
Общее количество часов, запланированных на весь период обучения по программе
«Психологическая культура» - 864 часов на 4 года.
Стартовый уровень 1-2 год обучения, программа рассчитана на 216 часа в год, по 2 часа
3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 45 минут, перемена между занятиями 10
мин.
Базовый уровень 3 год обучения, программа рассчитана на 216 часа в год, по 2 часа 3
раза в неделю. Продолжительность одного занятия 45 минут, перемена между занятиями 10
мин.
Углубленный уровень 4 год обучения, программа рассчитана на 216 часов, по 2 часа 3
раза в неделю. Продолжительность одного занятия 45 минут, перемена между занятиями 10
минут.
Цель и задачи программы
Цель: помочь учащимся объединения «Психологическая культура» познать «самого
себя», оценить и построить конструктивные отношения с другими людьми.
Задачи:
Личностные:
• Воспитывать внимательное отношение друг к другу, чувство уважения к
старшим.
• Формировать сплоченный доброжелательный коллектив, находясь в котором
дети почувствуют себя комфортно и защищенно и смогут раскрыться
психологически.
• Помочь учащемуся раскрыть творческие возможности своей личности.
Метапредметные:
• Формировать навыки выхода из конфликтной ситуации;
• Развивать у подростков адекватное восприятие себя в окружающем мире.
• Привлечь внимание учащегося к психической жизни человека.
• Познакомить с общечеловеческими возможностями и ресурсами в целях
успешного взаимодействия с окружающими людьми.
Предметные:

• Сформировать навыки поддержания благоприятного психоэмоционального
состояния, выработать оптимальные поведенческие стратегии в различных
ситуациях;
• Формировать навык эффективного общения, умение анализировать
конфликтные ситуации и находить их конструктивное решение.
• Дать учащемуся знания «о самом себе», о способах получения самооценки и
механизмах управления собственной психической жизнью.
Учебный план
Учебно-тематический план
Количество часов
стартовый уровень
базовый
углублённый
уровень
уровень 4 год
Разделы программы
Формы и методы контроля
1 год обучения 2 год обучения
3 год обучения обучения
Теор. прак всего теор прак всего теор прак всего теор прак всего
Введение в психологию
6
14
20
Беседы, викторина, тестовые
задания
Психология человеческих 26
78
104
тестовые задания, практическая
поступков
работа, анкетирование
Психология человеческих 26
66
92
тестовые задания, практическая
взаимоотношений
работа, беседы, опрос
Психологическое
22
66 88
Беседы, индивидуальный, опрос,
познание человеком
анкетирование
окружающего мира
Методы практического
32
96 128
Индивидуальный, опрос,
психологического
анкетирование
воздействия
Межличностные
20 60 80
Индивидуальный, опрос,
взаимоотношения
анкетирование
Профориентация
14 44 58
Индивидуальный, опрос,
анкетирование
Психотерапия
17 61 78
Индивидуальный, опрос,
анкетирование, самостоятельная
работа
Развитие личности
16 72 88 Индивидуальный, опрос,
анкетирование, беседа, опрос
Тренинги личностного
2 126 128 практическая работа
роста
Итого:
216
216
216
216

СОДЕРЖАНИЕ 1год обучения
РАЗДЕЛ

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ.

Тема 1. «Что изучает психология».(4ч)
Теория: Происхождение термина «психология». Значение слова «психология» в наши дни .
Тема 2. «Методы исследований в психологии»(8ч)
Теория: Сложность психологических явлений и определяемое ею множество источников
методов, которыми пользуются в психологии.
Тема 3. «Способы практического воздействия на человека» (8ч)
Теория: Общее представление о способах практического психологического воздействия на
человека. Убеждение. Подражание.
РАЗДЕЛ ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОСТУПКОВ.
Тема 4 «Человек как личность» (12ч).
Теория: Что такое личность? Индивидуальность и личность человека – 3 час.
Практика: Игровая методика, упражнения, тренинги, игры, тестирование – 9 час.
Тема 5 «Формирование и развитие личности» (12ч)

Теория: Истоки личностного начала в человеке. Наследственность и личностные качества
человека – 3 час.
Практика: практические упражнения, тесты, проективные методики – 9 час.
Тема 6. «Психологическое объяснение человеческих поступков» (12ч)
Теория: Современное состояние психологического понимания человеческого поведения – 3
часа.
Практика: Игровая методика, упражнения, тренинги, игры, тестирование – 9 час.
Тема 7 «Способности» (12ч)
Теория: Что такое способности? Виды способностей у людей. Виды задатков, их связь с
развитием способностей – 3 часа.
Практика: Тесты общих способностей – 9 часа.
Тема 8 «Темперамент и характер человека» (12ч)
Теория: Темперамент и основные свойства нервной системы. Понятие о характере.
Изменение характера человека в течении его жизни – 3 часа.
Практика: Тест на определение темперамента, игровая методика – 9 часа.
Тема 9 «Потребности и мотивы поведения» (12ч)
Теория: Биологические и социальные потребности и мотивы. Материальные и духовные
потребности и мотивы – 3 часа.
Практика: Упражнения на выявление потребностей у людей разного возраста – 9 часа.
Тема 10 «Эмоции» (16ч)
Теория: Виды и роль эмоций в жизни. Настроение и поведение. Эмоциональная жизнь
человека – 4 часа.
Практика: Упражнения на выявление видов эмоций – 12 часа.
Тема 11 «Воля»(16ч)
Теория: Основные жизненные проявления воли. Воля и поведение – 4 часа.
Практика: Игровая методика, упражнения – 12 часа.
РАЗДЕЛ

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.

Тема 12 «Общее представление о взаимоотношениях людей».(18ч)
Теория: Понятие о человеческих взаимоотношениях. В чем проявляются отношения людей –
5 часов.
Практика: Практические упражнения – 13 часов.
Тема 13. «Восприятие и понимание людьми друг друга» (18ч)
Теория: Содержание образа человека как личности. Восприятие человеком самого себя – 5
часов.
Практика: Практические упражнения в восприятии и понимании людей – 13 часов.
Тема 14 «Личные и деловые взаимоотношения»(18ч).
Теория: Виды личных и деловых взаимоотношений. Методы оценки личных и деловых
отношений – 5 часов.
Практика: Практический анализ личных и деловых взаимоотношений – 13 часов.
Тема 15 «Семейные отношения» (18ч).
Теория: Виды семейных отношений. Психологическая совместимость людей в семье.
Конфликты во внутрисемейных отношениях – 5 часов.
Практика: Способы решения внутрисемейных конфликтов – 13 часов.
Тема 16 «Отношения человека и общества» (18ч).
Теория: Индивид в большой социальной группе. Социальные установки – 5 часов.
Практика: Игровая методика, самостоятельная работа – 13 часов.
Тема 17 «Итоговое занятие» – 2 часа.
СОДЕРЖАНИЕ 2 год обучения
РАЗДЕЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ОКРУЖАЮЩЕГО
МИРА.

Тема 1 «Общее представление о познавательных процессах» (8ч)
Теория: Познание мира в ощущениях и восприятии. Воображение и память как
познавательные процессы. Роль внимания, сознательного и бессознательного в познании –
2час.
Практика: Методическая игра, упражнения – 6 часа.
Тема 2 «Ощущения и восприятие» (12ч)
Теория: Виды и механизмы формирования ощущений у человека. Восприятие человеком
пространства и формы предметов, движений и времени – 3 часа.
Практика: Методическая игра, упражнения – 9 часов.
Тема 3 «Внимание»(12ч).
Теория: Виды и свойства внимания. Физиологические основы внимания. Методы изучения
внимания –3часа.
Практика: Упражнения, задания на внимание –9 часов.
Тема 4 «Воображение» (12ч)
Теория: Воображение и его роль в жизни человека. Виды воображения. Отличие
воображения от восприятия и памяти – 3 часа.
Практика: Рисуночные тесты на воображение, упражнения – 9 часов.
Тема 5 «Память»(12ч).
Теория: Виды и особенности памяти человека. Законы памяти. Развитие памяти. Методы
изучения памяти – 3 часа.
Практика: тесты по видам памяти, упражнения развивающие память – 9 часов.
Тема 6 «Мышление» (12ч).
Теория: Мышление человека и его продукты. Творческое мышление. Методы изучения
мышления. Понятие о норме интеллектуального развития – 3 часа.
Практика: тесты интеллекта, упражнения – 9 часов.
Тема 7 «Речь» (12ч).
Теория: Речь, ее виды и функции у живых существ. Виды человеческой речи. Внутренняя
речь. Речь и общее развитие человека – 3 часа.
Практика: Словесное соревнование, упражнения – 9 часов.
Тема 8 «Формы тренингов» (8ч).
Теория: Структура проведения – 2 часа.
Практика: Тренинг «Умеем ли мы общаться?» 6 часов.
РАЗДЕЛ МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ
Тема 9 «Современная практическая психология» (12ч)
Теория: Основные сферы применения психологических знаний на практике. Психология и
образование. Психология и медицина – 3 часа.
Практика: Тесты, практическая работа – 9 часов.
Тема 10 «Аутотренинг» (12ч)
Теория: Происхождение термина. Биопсихологические основания аутотренинга. Сферы
практического применения аутотренинга – 3 часа.
Практика: Практическое знакомство с методами аутотренинга – 9 часов.
Тема 11 «Групповая психокоррекция» (20ч)
Теория: История группового психокоррекционного движения. Виды групповой
психокоррекции – 4 часа.
Практика: Методика психодрамы, упражнения групповой коррекции – 16 часов.
Тема 12 « Тренинговые занятия » (80ч)
Теория: Теория темы тренинга – 20 часов.
Практика: Проведение тренингов по темам - 60 часов.
Тема 13 «Итоговое занятие» – 2 часа.

СОДЕРЖАНИЕ 3 год обучения
РАЗДЕЛ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
Тема 1 «Краткие сведения из истории психологических знаний» (4ч)
Теория: Представления древних о душе и психических явлениях. Учения о душе в средние
века. Психология в начале XX века – 2 часа.
Практика: Методическая игра, упражнения – 2 часа.
Тема 2 «Юношеская депрессия»(16ч).
Теория: Умение регулировать свое внутреннее состояние. Способы избавления от
депрессии. Основные причины формирования заниженной самооценки у учащихся – 4
часа.
Практика: Тесты Ф.Зимбардо, упражнения на преодоление неуверенности – 12 часов.
Тема 3 «Методические приемы»(18ч)
Теория: Организация доверительного, эмоционально-открытого разговора, нейтрализация
внутреннего сопротивления, активизация интереса к анализу своих проблем, а также
формирование стремления к самостоятельному решению собственных проблем – 4 часа.
Практика: Практические работы по преодолению проблемных ситуаций, методические
игры – 14 часов.
Тема 4 «Что такое конфликт?» (18ч)
Теория: Правила воздействия на личность учащегося в конфликтной ситуации – 4 часа.
Практика: Практически обыграть различные конфликтные ситуации, методические игры на
преодоление конфликта – 14 часа.
Тема 5 «Помощь учащимся в саморазвитии» (24ч)
Теория: Самовоспитание. Знаешь ли ты себя? Ты среди людей. Качества личности.
Поведение и культура – 6 часов.
Практика: Тестирование, анкетирование, упражнения на выявление ведущих качеств
личности у учащихся – 18 часов.
РАЗДЕЛ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
Тема 6 «Перспектива будущего и профессиональное самоопределение» (24ч).
Теория: Определение жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего,
профессиональном и личностном самоопределении. Жизненные цели психологическое
здоровье. Приобретение учащимися знаний и умений, необходимых для адекватного
выбора будущей профессии, планирование профессионального пути и успешного
продвижения в реализации намеченного плана – 6 часов.
Практика: Тестирование по А.Климову, Индекс профессиональной деятельности, и т.д. – 18
часов.
Тема 7 «Психологическая готовность к выбору профессий» (34ч).
Теория: Основные представления о мире профессий, о профессиограмме, о принципах, на
основании которых может осуществляться выбор профессии. Формирование
необходимых знаний для выбора профессии и представления о себе, своих интересах,
ценностях – 8 часов.
Практика: Тестирование, упражнения выявляющие интересы учащихся их склонности и
определяющие типы профессий – 26 часов.
РАЗДЕЛ ПСИХОТЕРАПИЯ
Тема 8 «Индивидуальная психокоррекция»(18ч).
Теория: Что называется психокоррекцией? Чем отличается психокоррекция от
психологического развития? Основные сферы использования индивидуальной
психокоррекции. Убеждение. Внушение. Консультирование – 4 часов.
Практика: Упражнения, позволяющие учащемуся раскрыться и преодолеть страх перед
неизвестностью, игровые методики – 14 часа.

Тема 9 «Психоанализ»(28ч).
Теория: Что такое психоанализ? Теоретическое основание психоанализа. Психоанализ и
современные науки о человеке. Теория сновидений. Источники сновидений. Защитная
роль сновидений. Толкование сновидений. Техника психоанализа – 6 часов.
Практика: ролевые игры, анкетирование – 22 часа.
Тема 10 «Групповая психокоррекция» (30ч).
Теория: История групповой психокоррекционного движения. Распространение и
современное состояние групповой психокоррекции. Группы встреч. Психодрама. Группы
телесной психокоррекции. Техника проведения социально-психологического тренинга – 6
часов.
Практика: Групповые упражнения, упражнения на тактильное ощущение, игровые
методики – 24часа.
Тема 11 «Итоговое занятие» – 2 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 год обучения
РАЗДЕЛ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Тема 1 «Управление личными и деловыми взаимоотношениями».
Теория: Типичные ошибки, которые мы делаем в общении с людьми из-за неумения
правильно их слушать. Как понравиться человеку и завоевать его доверие? Значение
имени человека в обращении с людьми. Убеждение ведение споров и дискуссий – 6
часов.
Практика: Деловая игра «Завоевать доверие», «Нравиться окружающим» - упражнение,
игровая методика Дискуссионные качели» - 22 часов.
Тема 2 «Дискуссионный клуб».
Теория: Гуманное воспитание: быть или не быть? Со-творить человека. На чем основании
взаимопонимание. Технология тренинга общения – 2 часа.
Практика: Игровые методики – «Быть или не быть?», «Творить человека», «Кто окружает
меня?», « Мой внутренний мир» - 20 часов.
Тема 3 «Особенности личности».
Теория: Основные каналы или познавательные процессы: ощущение и восприятие, память,
мышление, речь, воображение, внимание. Каждый из этих процессов выполняет свою
специфическую роль в процессе отражения и познания мира, имеет свои закономерности
и возможности – 6 часов.
Практика: Контрастные упражнения на выявление ощущений и восприятий, тесты на
различные виды памяти, мышления, соревнования речевых упражнений, тесты на
внимание и воображение – 30 часов.
РАЗДЕЛ ТРЕНИНГИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
Тема 4 «Социально-психологический тренинг общения для старшеклассников».
Теория: Понятие тренинга, виды тренинга
Практика: Вооружение старшеклассников системой понятий и представлений,
необходимых для психологического анализа своей личности, группы и социальнопсихологических ситуаций. Познание своих сильных и слабых сторон во взаимодействии
с другими людьми. Понимание себя как личности и нахождение способов личностного
развития, снятие внутриличностных конфликтов и напряжений – 60 часов.
Тема 5 «Тренинг «Мой внутренний мир»».
Практика: Формирование и развитие установок на самопознание и саморазвитие.
Овладение навыками практического самопознания. Развитие у участников личностно
значимых качеств: эмпатии, критичности, рефлексии – 18 часов.
Тема 6 «Игровые методики».
Практика: Игры выводящие мысль ранней юности на жизнь как объект осмысления: что
такое жизнь как таковая, ее закономерности, содержание жизни, средства жизни, образ

достойной жизни. Игры помогающие оценить значение и личностный смысл
общественных правил, законов, традиций. Осмысление роли искусства в жизни
человека – 48 часа.
Тема 7 «Итоговое занятие» – 2 часа.
Планируемые результаты
1, 2 год обучения (стартовый уровень)
Личностные
- Готовность и способность к
саморазвитию.
- Умение выбирать и
пользоваться
конструктивными способами
решения проблем

Метапредметные
- Умение ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии
учиться контролировать свою речь и поступки
учиться толерантному отношению к другому

Предметные
- Знание основ общей
психологии (теории
личности, психологии
человеческих поступков).
- Знание правил работы в
группе

3 год обучения (базовый уровень)
Личностные

Метапредметные

- Готовность и способность к
самоопределению.
- Уверенность в себе

- Умение планировать свои
действия в соответствии с
поставленной задачей наблюдать,
сравнивать по признакам,

Предметные
- Знание методов практической
психологии
- Знание способов разрешения
конфликтных ситуаций

4 год обучения (углубленный уровень)
Личностные
- Развитие целостного
мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития
науки и общественной практики;
- Развитие осознанного и
ответственного отношения к
собственным поступкам и
поступкам других

Метапредметные
- Самостоятельное решение
проблемы в общении ,осознание
необходимости признания и
уважения прав других людей,
- Формулирование своего
собственного мнения и позиции.

Предметные
- Умение вести конструктивный
диалог
- Умение определять жизненные
цели и задачи
- Знания индивидуальных и
эмоциональных особенностей
людей
- Знания «о самом себе», о
способах получения самооценки и
механизмах управления
собственной психической жизнью.

Способы проверки знаний, умений и навыков учащихся: разные виды опроса,
анкетирование и тестирование учащихся, анализ практических работ.
Данная программа обучения освоена и достигла своей цели, если учащиеся прибрели:
психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы
психической деятельности);
психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы
действия, которые он приобретает в процессе обучения;
навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культуры)
Комплекс организационно-педагогических условий.
К программе разработана система мониторинга результатов до начала, во время и после
освоения программы.
Объектами мониторинга являются:
• знания, умения, навыки по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе;
• уровень и качество выполненных детских творческих и практических работ;

•

степень самостоятельности и уровень творческих способностей учащихся.

Для отслеживания результатов обучения педагогом используются следующие методы:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения
учащимися диагностических заданий, участия в мероприятиях (выставках, конкурсах,
фестивалях), защиты проектов, активности учащихся на занятиях;
- педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и тесты, анкетирование;
- мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку
учащегося, оформление фотоотчёта.
Указанные способы отслеживания результативности используются как средство:
- начальной или входной диагностики, которая проводится в начале каждого учебного
года с целью определения уровня развития учащихся на момент начала освоения программы.
- промежуточной диагностики, которая проводится в середине каждого учебного года с
целью определения результатов обучения учащихся в ходе освоения программы.
- итоговой диагностики, которая проводится в конце каждого учебного года с целью
определения изменения уровня развития учащихся, их творческих способностей после
ежегодного освоения программы.
Используемыми формами выявления результатов являются: беседа, опрос,
наблюдение, праздничные мероприятия, выставки, фестивали, конкурсы.
Используемыми формами фиксации результатов являются: грамоты, дипломы,
готовые детские творческие работы, анкеты, тестирование.
Используемыми формами предъявления результатов являются: выставки, конкурсы,
фестивали, праздники, демонстрация готовых детских творческих работ.
Результаты мониторинга выступают в качестве целевых ориентиров для педагога и
являются основанием для корректировки программы или для разработки новой.
Используемыми формами подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы являются: опрос, самостоятельная
работа, самоанализ, коллективный анализ работ, коллективная рефлексия, открытое занятие
для родителей, тематическая игра, конкурс для учебной группы, презентация творческих
работ, творческий образовательный проект, социальная акция, выставка, презентация с
использованием интернет-ресурсов.
Формы подведения итогов реализации программы используются с целью получения
результатов освоения программы для проведения своевременного анализа деятельности
коллектива в целом.
Результаты освоения программы и достижения учащихся заносятся в диагностические
таблицы. За основу целевых ориентиров диагностирования отобраны и заложены в
диагностические таблицы общие показатели личностных, метапредметных и предметных
результатов, отражающие совокупность согласованных друг с другом планируемых
результатов, сформированных с учетом цели, задач и содержания программ, с учетом
специфики направлений деятельности и особенностей программы.
В диагностических таблицах представлены:
- личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса,
самому образовательному процессу и его результатам;
- метапредметные результаты – освоенные учащимися способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в
реальных жизненных ситуациях (компетенции);
- предметные результаты – усвоение учащимися конкретных элементов социального
опыта, изучаемого в рамках данной программы;
- результаты достижений – отслеживание творческих достижений учащихся
объединения на районном, республиканском, всероссийском и международном уровнях, как
демонстрация приобретенных знаний, умений и навыков в процессе освоения программы.

Диагностика метапредметных и личностных результатов учащихся

1
2

Шкала оценки: в полном объеме – 3 балла, достаточно – 2 балла, частично – 1 балл, не
владеет – 0 баллов.
Диагностика предметных результатов учащихся

Умение анализировать свою
работу по изучаемой
программе
Средний балл

Умение показать
теоретические знания на
практике

Умение работать с
диагностическим материалом,
интерпретировать результаты

Умение познавать ,оценивать
себя и окружающих

Умение работать в группе

Умения и навыки

Знание основ общей
психологии

Знание основ теории по
изучаемым темам
Знание основных понятий
изучаемых тем
Знание терминологии по
изучаемым темам

Знания

Фамилия,
Имя учащегося

№

Шкала оценки: в полном объеме – 3 балла, достаточно – 2 балла, частично – 1 балл, не
владеет – 0 баллов.

В соответствии с выявленными личностными, метапредметными и предметными
результатами определяется уровень развития интеллектуальных, творческих и личностных
качеств учащихся по следующей схеме:
Не владеет
Частично
Достаточно
В полном объеме

Уровни выраженности оцениваемого показателя
0 баллов
Способности не выражены
1 балл
Способности выражены минимально, ниже среднего.
2 балла
Способности выражены в средней степени,
выше среднего.
3 балла
Способности выражены хорошо, ярко.

По каждому критерию личностных, метапредметных и предметных результатов
высчитывается средний балл и процент, который после заносится в таблицу общих
результатов по годам обучения.

Средний балл

Самооценка

Самопрезентация

Эмоционально-нравственная
отзывчивость

Ответственность

Навыки конструктивного
взаимодействия со взрослыми и
сверстниками

Ценностная ориентация

Проявление любознательности

Инициативность

Творческая активность

Самореализация

Навыки адаптации в динамично
меняющемся мире

Показатели личностных результатов

Средний балл

Наличие коммуникативных
умений

Умение использовать
компьютерные технологии

Умение осуществлять
познавательные действия

Умение работать в коллективе

№

Умение планировать и
осуществлять свою деятельность

Фамилия,
Имя учащегося

Показатели метапредметных
результатов

Результативность освоения программы учащимися объединения.
Результативность освоения
программы
1

Предметные
результаты

2

Метапредметные
результаты

3

Личностные
результаты

1 год
обучения
Кол-во
%
учащ.

2 год
обучения
Кол-во
%
учащ.

3 год
обучения
Кол-во
%
учащ.

4 год
обучения
Кол-во
%
учащ.

Итого
Кол-во
учащ.

%

высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
ИТОГО:

высокий
средний
низкий

Результаты творческих достижений каждого учащегося по участию в мероприятиях
районного, республиканского, всероссийского и международного уровней в ходе освоения
программы представляются в отдельных диагностических таблицах.

Методические материалы
Шаблоны, карточки, таблицы, иллюстрации, схемы, тесты, методики, анкеты, продуктивные
методики, разработки бесед на темы: «Право на материнство», «Ободряющее слово»,
«Вечные ценности», «Сочинение по литературе» , «Посттравматический синдром», «Мифы о
наркомании», «Семья – это любовь» «Последствия курения», «Профориентация»,
Ссылки на сайт (при организации дистанционного обучения)
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Кабинет, оборудованный в соответствии с
санитарно-экологическими требованиями на 15-20 человек (столы, стулья). Учебная мебель
соответствует возрасту учащихся. Доска. Компьютер. Видеопроектор. Канцелярские товары.
Раздаточный материал, музыкальное оборудование.

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

Достижения в
мероприятиях
международного
уровня
1 п/г
2 п/г

Призер (1-3 место)

Достижения в
мероприятиях
всероссийского
уровня
1 п/г
2 п/г

Участие (выступление)

2 п/г

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

1 п/г

Достижения в
мероприятиях
республиканског
о уровня
1 п/г
2 п/г

Призер (1-3 место)

Достижения в
мероприятиях
районного уровня

Призер (1-3 место)

Фамилия, имя
учащегося

Участие (выступление)

№

Участие (выступление)

Результативность творческих достижений учащихся

Для заочных, дистанционных занятий: Персональный компьютер. Операционная
система Windows. Установленный браузер. Доступ в интернет.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования Захарова Наталья
Викторовна. Педагогический стаж 18 лет, 1 категория, высшее педагогическое образование
(«Бийский Педагогический Государственный Университет» им. В.М. Шукшина).

Список литературы:
1. Мерилин В.С. - «Личность как предмет психологического исследования», М.
«Просвещение», 2000г.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. – «Введение в общую психологию», М. «Просвещение», 2001г.
3. Айзенк Г.Ю. – «Проверь свои способности», «Дрофа», 2001г.
4. Белоус В.В. – «Темперамент и деятельность», М. «Просвещение» 2001г.
5. Левитов Н.Д. – «Психология характера», М. «Просвещение», 2003г.
6. Немов Р.С. – «Психология» М. «Просвещение», 2005г.
7. Додонов С.И. – «В мире эмоций», «Питер», 2000г.
8. Карнеги Д. – «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей», М.
«Просвещение», 2001г.
9. Рубинштейн С.Л. – «Основы общей психологии», М. «Академия» 2000г.
10. Бодалев А.А. – «Восприятие и понимание человека человеком», «Питер», 2003г.
11. Андреева Г.М. – «Социальная психология», М. «Просвещение», 20005г.
12. Логвиненко А.Д. – «Психология восприятия», «МОДЭК», 2003г.
13. «Хрестоматия по вниманию» - М. «Просвещение», 2000г.
14. Выгодсикй Л.С. – «Собрание сочинений», М.»Просвещение», 2000г.
15. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. – «Психотренинги: игры, упражнения», 2005г.
16. Конюхов Н.И. – «Словарь справочник практического психолога», «МОДЭК», 2002г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».