Правильные звуки_compressed

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Правильные
звуки» (далее - Программа) имеет социально-гуманитарную направленность.
Программа разработана на основании:
- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций, дополнительного образования детей»; Сан Пин
2.44.3172-14 (с изменениями на 27.10.2020г)
- Универсальная опорная таблица для проектирования дополнительной общеразвивающей
программы, автор Буйлова Л.Н., кандидат педагогических наук, доцент.
- Приказа Министерства просвещения России от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Программа направлена на преодоление фонетического недоразвития у детей, а также
оказания квалифицированной логопедической помощи детям, испытывающих трудности в
освоении основной образовательной программы ДО, школьной программы, связанных с
наличием у них отклонений речевого развития - фонетико-фонематического недоразвития
речи.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и
обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в
речевом развитии, неуклонно растет.
Эти дети в дальнейшем, составляют основную группу риска по школьной
неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина –
недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза.
В речи детей с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков,
отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Наличие в
анамнезе дизартрии проявляется в виде расстройства произносительной организации речи,
связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением
иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает
нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической
стороны речи.
Актуальность данной Программы дополнительного образования обусловлена необходимостью профилактики и преодоления фонетического и фонематического недоразвития
детей как одного из необходимых средств воспитания звуковой культуры речи и подготовки ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи.
Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья
речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является
необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с речевыми нарушениями в
среду нормально развивающихся сверстников.
Особенности программы
Система подачи программных задач, методов, направлены на формирование
артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие
фонематического слуха и восприятия. Последовательность устранения выявленных дефектов

звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями
каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков
осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Программа составлена на основе программ коррекционной работы:
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием», М., 2002 г.
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в
условиях специального детского сада», Ч.2., второй год обучения, подготовительная группа,
М., 1993 г.
- Н.В. Нищева «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с
тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет», СПб, 2015.
Таким образом, программа направлена на:
• охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее развитие, коррекцию
нарушений речевого развития,
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период
дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения,
• раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление
индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной
деятельности и формирование уровня готовности к школе,
• использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным возможностям
детей с речевыми нарушениями модели образовательного процесса, основанной на реализации
деятельностного и онтогенетического принципов, принципа единства диагностики, коррекции
и развития,
• реализацию преемственности содержания общеобразовательных программ ДО и НОО,
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Адресат программы
Данная программа являться модифицированной и рассчитана на детей 5-10 лет,
имеющих нарушения:
- звукопроизношения;
− фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
− фонетическое недоразвитие речи (ФНР)
− дети с ОНР
Образовательный процесс построен в соответствии с возрастными, психологическими
возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую
коррекцию времени и режима занятий. Занятия проводятся на базе МБО ДО ЦДОД
«Созвездие».
Формы обучения: групповые, подгрупповые, индивидуальные занятия.
Срок освоение по программе: 2 года
Режим занятий по программе: 3 раза в неделю.
Максимальная нагрузка на обучающихся за 1 занятие соответствует нормативным
требованиям, санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей — СанПиН 2.4.4.3172-14, общеобразовательных организаций - СанПиН 2.4.2.2821-10
Зачисление учащихся в учебные группы осуществляется по их желанию, без
прохождения конкурсного отбора, на основании заявления родителей (законных

представителей). По итогам диагностики, ребенок может быть переведен на следующую
ступень образовательной программы досрочно. В случае более медленного усвоения
материала образовательной программы, ребенок может быть оставлен на предыдущей ступени
по согласию ребенка и его родителей.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения дефектов
речи у каждого ребенка. Сроки и продолжительность коррекционного периода с детьми
могут быть увеличены в зависимости от структуры дефекта и индивидуальных особенностей
ребенка. В случае нарушенного произношения нескольких групп звуков, количество часов
увеличивается. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у
них дефектов речи.
Образовательный процесс строится с учетом возраста и уровня подготовки детей и
делится на два уровня обучения:
• 1 уровень –ознакомительный
• 2 уровень – базовый
1-й уровень общекультурный (ознакомительный) – 216 часов;
Занятия первого уровня проходят, 3 раза в неделю по 2 часа (академический час 45 мин),
это составляет 216 часа.
2-й уровень общекультурный (базовый) - 216 часов;
Занятия второго уровня проходят 3 раза в неделю по 2 часа (академический час 45 мин),
это составляет 216 часов.
Объем часов по программе составляет: 432 часов
Цель и задачи программы
Цель: предупреждение и устранение речевых недостатков у детей.
Задачи:
Личностные:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального
российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание
значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении,
сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные:
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные
способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить
средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера,
усваивать способы их решения.
4. Способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных
и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной
форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
• сравнение;
• анализ;
• синтез;
• классификация и обобщение по родовидовым признакам;
• установление аналогий и причинно-следственных связей;
• построение рассуждений;
• отнесение к известным понятиям.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно
использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и
познавательных задач.
8. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль,
адекватно оценивать собственное поведение.
Предметные:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание
значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка
межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических,
лексических, грамматических), представляющихосновные единицы языка и
отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и
звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного
литературного языка (орфоэпических, лексических,грамматических) и правилах
речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах,средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

5. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач.
Содержание
Содержание работы по данной программе тесно связано с содержанием
коррекционной работы, которая условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного
обучения, темы занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это
необходимо для данной группы детей.
Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений,
индивидуально – личностных особенностей детей, условий воспитания в семье и составляют:
• дислалия мономорфная – 2-3 мес.;
• дислалия полиморфная – 3-9 мес.;
• Дизартрия ( СФД,МДР), ФФНР – 9-12 мес.;
• ФФНР при СФД,МДР – 12-18 мес.
• ОНР IIIур. при МДР – 12-18 мес.;
• ОНР IIIур. при СФД – 18-24 мес.
Перед началом логопедической работы организуется проведение обследования. При
обследовании выявляется, какой из компонентов языковой системы нарушен. Для
диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и построения системы индивидуальной
коррекционной работы, комплектования подгрупп, отслеживания динамики речевого развития
ребёнка с нарушением речи используется входная диагностика. Результаты обследования
отражаются в речевой карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая
коррекционная работа. Логопедическая работа должна начинаться как можно раньше, быть
чётко спланирована и организована, должна носить не только коррекционный, но и
предупреждающий вторичные дефекты характер.
Логопедическая диагностика:
Обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи.
Обследование фонематического слуха.
Обследование лексического строя речи.
Обследование грамматического строя.
Обследование процесса письма и чтения.
Коррекционная работа:
Подготовительный этап
Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок
и коммуникативной готовности к обучению.
Основной этап
Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
1) На фонетическом уровне;
2) На лексико - грамматическом уровне;
3) На синтаксическом уровне.
1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений на базе развития
фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе
упражнений в звуковом анализе и синтезе.

2.
Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение
словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи,
формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного
анализа и синтеза слов.
3.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем
овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков
самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания,
отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения
по заданным образцам.
Учебный план

первый уровень

Формы и методы контроля

всего

практика

теория

всего

2.Развитие
фонематического слуха
и восприятия
3.Формирование
лексикограмматических
категорий

практика

1.Работа над звукопроизношением

теория

Разделы программы

второй уровень

10

36

46

10

36

46

15

21

36

15

21

36

10

21

31

10

21

31

4.Работа над слоговой
структурой слова

8

26

34

8

26

34

5.Формирование
связной речи

8

26

34

8

26

34

6.Развитие графомоторики и
ориентировка

5

8

13

5

8

13

7.Развитие понимания
речи

7

15

22

7

15

22

Всего:

63

153

216

63

153

216

Наблюдение, устный опрос,
наблюдение, самостоятельное
выполнение задания
Наблюдение, устный опрос,
наблюдение, самостоятельное
выполнение задания
Наблюдение, устный опрос,
наблюдение, самостоятельное
выполнение задания
Наблюдение, устный опрос,
наблюдение, самостоятельное
выполнение задания
Наблюдение, устный опрос,
наблюдение, самостоятельное
выполнение задания
Наблюдение, устный опрос,
наблюдение, самостоятельное
выполнение задания
Наблюдение, устный опрос,
наблюдение, самостоятельное
выполнение задания

Содержание
Дети, имеющие нарушения речи ОНР
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
1. Развитие словаря.
2. Совершенствование грамматического строя речи.
3. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:
-развитие просодической стороны речи;
-коррекция произносительной стороны речи;
-совершенствование фонематического восприятия, развитие звукового анализа и синтеза.
4)Развитие психических функций.
5)Сенсорное развитие.
6)Развитие мелкой и общей моторики.
Раздел 1. Развитие моторных функций.
Задачи:
• выработка четких координированных движений артикуляционного аппарата;
• развитие ощущений от движений органов артикуляции;
• формирование умения анализировать положение артикуляционных органов при
произнесении звуков;
• развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;
• развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой
мозаикой, составление узоров, фигур по образу, обведение, закрашивании и штриховка;
• проведение самомассажа лица и шеи;
• развитие мимической мускулатуры лица.
Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции.
Задачи:
• формирование правильного речевого дыхания;
• автоматизация нижнедиафрагмального дыхания;
• развитие умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно
выдыхать;
• обучение детей умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче,
громко, тихо.
Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов.
Задачи:
• формирование слухового внимания на материале речевых и неречевых звуков;
• знакомство со звуками: У, А, П, О, И, М, Н;
• упражнение в выделении гласных звуков в начальной ударной позиции в слове и
согласных звуков в конце слова, определение местоположения звука в словах: «звук в
начале слова», «звук в конце слова»;
• упражнения в подборе слов на заданный ударный гласный звук в начале слова;
• знакомство детей понятиями «гласный звук», «согласный твердый звук», «согласный
мягкий звук», «звонкий», «глухой»;
• знакомство с понятием « предложение»;
• формирование умения анализировать обратные слоги: АН, УН;
• формирование умения дифференцировать гласные и согласные звуки с опорой на
артикуляционные и акустические признаки;
• формирование умения делить на слоги односложные, двухсложные и трехсложные
слова с последующим выкладыванием схемы и определением ударного слога.
Раздел 4. Лексика.

Задачи: формирование, расширение, уточнение и активизация словаря по темам: «Детский
сад», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Сад-огород», «Лес. Грибы, ягоды, деревья»,
«Одежда», «Обувь. Одежда. Головные уборы», «Наша страна. Мой родной край», «Мой дом.
Семья», «Мебель»
Раздел 5. Грамматический строй речи
Задачи:
• отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа;
• упражнение в образовании формы множественного числа имен существительных от
формы единственного числа именительного падежа;
• формирование умения согласовывать глаголы с именами существительными
единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут);
• упражнение в согласовании имен существительных с местоимениями мой, моя, мое,
мои;
• обучение согласованию числительных два и пятъ с именами существительными;
• формирование умения образовывать имена существительные с уменьшительноласкательным значением, используя суффиксы -ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-;
• упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в
родительном падеже (яблок, чашек, платьев и т.д.)
• закрепление навыков использования в речи простых предлогов: на - с, в — из;
• упражнять детей в подборе слов, сходных по значению (синонимы);
• упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимы).
Раздел 6. Связная речь.
Задачи:
• обучение детей составлению простых распространенных предложений;
• обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным
предложением;
• обучение составлению описательных рассказов по лексическим темам 1 периода с
использованием опорных схем;
• работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений);
• обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок с использованием
фланелеграфа, сюжетных и предметных картинок (дословный и свободный пересказ).
• развитие у детей стремления обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях,
впечатлениях.
Раздел 7. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма.
- Знакомство с понятием «предложение». Обучение составлению графических схем
предложения (простое двусоставное предложение без предлога, простое предложение из трехчетырех слов без предлога, простое предложение из трех-четырех слов с предлогом).
- Обучение составлению графических схем слогов, слов, предложений из двух-четырех слов
без предлога и с предлогом (Ира мала. У Иры шар. Рита мыла раму. Жора и Рома играли.).
Раздел 8. Развитие моторных функций.
Задачи:
• развитие четких координированных движений артикуляционного аппарата;
• развитие ощущений от движений органов артикуляции;
• выработка умения анализировать положение артикуляционных органов при
произнесении звуков;
• развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;
• развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой
мозаикой, составление узоров, фигур по образу, обведение, закрашивание и штриховка;
• проведение самомассажа лица и шеи;
• развитие мимической мускулатуры лица.
Раздел 9. Развитие дыхательной и голосовой функции.

Задачи:
• развитие речевого и нижнедиафрагмального дыхания;
• развитие умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно
выдыхать;
• развитие умению умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче,
громко, тихо;
• совершенствование четкости дикции.
Раздел 10. Формирование фонетико-фонематических процессов.
Задачи:
• развитие слухового внимания на материале речевых и неречевых звуков;
• знакомство со звуками: Т, ТЬ, К, КЬ, Б, БЬ, Э, Г, ГЬ ЛЬ, Ы;
• упражнение в выделении гласных звуков в начальной ударной позиции в слове и
согласных звуков в конце слова, определение местоположения звука в словах: «звук в
начале слова», «звук в конце слова»;
• упражнения в подборе слов на заданный ударный гласный звук в начале слова;
• знакомство детей понятиями «гласный звук», «согласный твердый звук», «согласный
мягкий звук», «звонкий», «глухой»;
• закрепление знаний детей о предложении,
• формирование умения анализировать обратные слоги: АН, УН и прямые: НА, НИ с
выкладыванием схемы;
• формирование умения дифференцировать гласные и согласные звуки с опорой на
артикуляционные и акустические признаки; дифференцировать согласные звуки по твердости
- мягкости, звонкости - глухости: К-КЬ, Г- К;
• развитие умения делить на слоги двухсложные и трехсложные слова с последующим
выкладыванием схемы.
Раздел 11. Лексика.
Задачи: расширение, уточнение и активизация словаря по темам: «Зима. Зимние забавы»,
«Посуда», «Новогодний праздник», «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой»,
«Домашние животные», «Профессии», «Почта», «Транспорт», «Наша армия».
Раздел 12. Грамматический строй речи
Задачи:
закрепление навыков употребления окончаний имен существительных единственного числа;
• закрепление навыков использования в речи существительных в именительном и
родительном падежах множественного числа;
• обучение согласованию согласовывать глаголы с именами существительными
единственного и множественного числа;
• развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе,
падеже;
• обучение образованию притяжательных прилагательных по теме «Дикие животные»;
• обучение образованию приставочных глаголов движения;
• обучение образованию прилагательных от существительных;
• закрепление умения согласовывать числительные два и пятъ с именами
существительными;
• закрепление навыков использования в речи простых предлогов: на, с, под, над, за;
• формирование умения употреблять предлоги движения: в, из, от, по, к;
• упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в
именительном падеже единственного числа;
• закрепление умения подбирать сходные и противоположные по значению слова;
• обучение подбору родственных слов.
Раздел 13. Связная речь.
Задачи:
• упражнение в составлении простых распространенных предложений;

• обучение составлению описательных рассказов по лексическим темам 2 периода с
использованием опорных схем;
• работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений);
• закрепление умения пересказывать небольшие рассказы и сказки с использованием
фланелеграфа, сюжетных и предметных картинок (дословный и свободный пересказ).
• обучение составлению рассказа по картине и серии картин.
Раздел 14. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и
письма.
Задачи:
Развитие языкового анализа и синтеза:
• сочетаний гласных с согласным в обратном слоге (УТ),
• сочетаний согласных с гласным в прямом слоге (МА),
• односложных слов по типу СГС (КОТ),
• двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов (ПАПА, АЛИСА),
• двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытого и закрытого слогов
(ЗАМОК, ПАУК, ПАУЧОК).
Раздел 15. Развитие моторных функций.
Задачи:
• развитие четких координированных движений артикуляционного аппарата;
• развитие ощущений от движений органов артикуляции;
• выработка умения анализировать положение артикуляционных органов при
произнесении звуков;
• развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;
• развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой
мозаикой, составление узоров, фигур по образу, обведение, закрашивание и штриховка;
• закрепление умения проводить самомассаж лица и шеи;
• развитие мимической мускулатуры лица.
Раздел 16. Развитие дыхательной и голосовой функции.
Задачи:
• совершенствование речевого и нижнедиафрагмального дыхания;
• развитие умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно
выдыхать;
• обучение дифференцированному дыханию «вдох - нос – выдох - рот»;
• закрепление умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко,
тихо;
• совершенствование четкости дикции.
Раздел 17. Формирование фонетико-фонематических процессов.
Задачи:
• развитие слухового внимания на материале речевых и неречевых звуков;
• знакомство со звуками: С, СЬ, Ш, Х, ХЬ, В, ВЬ, З, ЗЬ, Ж, Д, ДЬ, Ф, ФЬ
• упражнение в выделении гласных звуков в начальной ударной позиции в слове и
согласных звуков в конце слова, определение местоположения звука в словах: «звук в начале
слова», «звук в конце слова»;
• упражнения в подборе слов на заданный звук;
• закрепление понятий «гласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий
звук», «звонкий», «глухой»;
• закрепление знаний детей о предложении,
• закрепление умения анализировать слоги типа АН, НУ, НИ с выкладыванием
схемы;

• формирование умения анализировать короткие слова типа: кот, кит с последующим
выкладыванием схемы;
• упражнение в дифференциации гласные и согласные звуки с опорой на
артикуляционные и акустические признаки; дифференцировать согласные звуки по
твердости - мягкости, звонкости - глухости: К-КЬ, Д-Т;
• развитие умения делить на слоги двухсложные и трехсложные слова с последующим
выкладыванием схемы;
• обучение составлению и анализу коротких предложений с предлогами и без них.
Раздел 18. Лексика.
Задачи: расширение, уточнение и активизация словаря по темам: «Весна», «Праздник 8
марта», «Откуда хлеб пришёл?», «Рыбы», «Насекомые», «Правила дорожного движения»,
«День Победы», «Наш город».
Раздел 19. Грамматический строй речи
Задачи:
• закрепление падежных окончаний имен существительных единственного и
множественного числа;
• закрепление умения образовывать существительные в форме множественного числа от
существительных в форме единственного числа именительного падежа;
• закрепление умения использовать в речи глаголы в единственном и множественном
числе и образовывать приставочные глаголы;
• упражнение в согласовании существительных с прилагательными и местоимениями в
роде, числе, падеже;
• обучение образованию и практическому использованию в речи притяжательных и
относительных прилагательных;
• закрепление умения подбирать синонимы, антонимы, и родственные слова;
• закрепление умения согласовывать числительные с существительными;
• упражнение в употреблении различных форм имени существительного;
• закрепление навыков использования в речи простых и сложных предлогов.
Раздел 20. Связная речь.
Задачи:
• обучение составлению простых распространенных предложений;
• обучение составлению сложноподчиненных предложений с союзами и союзными
словами;
• закрепление умения задавать вопросы и отвечать на вопросы полным предложением;
• закрепление умения составлять описательные рассказы по лексическим темам 3
периода;
• развитие навыков диалогической и монологической речи;
• обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный
пересказ).
• формировать умение составлять рассказы по сюжетным картинам и серии сюжетных
картин с элементами творчества.
Планируемые результаты
По итогам обучения дети должны:
• обладать сформированной мотивацией к обучению;
• усваивать значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах
и явлениях окружающего мира;
• употреблять слова, обозначающие личностные характеристики, с
эмотивным значением, многозначные;
• уметь подбирать слова с противоположным и сходным значением;

•
•
•
•

•

•
•
•
•
•
•
•
•
•

уметь осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при
необходимости прибегает к помощи взрослого);
правильно употреблять грамматические формы слова; продуктивные и
непродуктивные словообразовательные модели;
умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;
умееть строить простые распространенные предложения; предложения с
однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений;
составлять различные виды описательных рассказов, текстов (описание,
повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и
связности высказывания;
умееть составлять творческие рассказы;
осуществлять слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем
дифференциальным признакам;
выделять простыми формами фонематического анализа и синтеза;
выделять понятиями «слово» и «слог», «предложение»;
осознать слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ слов (двухсложных с
открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
уметь составлять графические схемы слогов, слов, предложений;
знать печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет
их воспроизводить;
правильно произносит все звуки;
воспроизводить слова различной звукослоговой структуры (изолированно и
в условиях контекста).
Дети, имеющие нарушения речи ФФНР.

Раздел 1. Страна Слов Знакомство с Мастером Слогов
Закрепление понятия «слово».
Деление слов на слоги.
Различение односложных и многосложных слов.
Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.
Раздел 2. Слоговой Мастер
Деление слов на слоги. Составление слоговой схемы.
Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и
повествовательной интонации.
Раздел 3. Звук У
Уточнение правильного произношения звука У
Дифференциация звука У от прочих гласных.
Выделение данного звука среди других звуков, слогов.
Закрепление понятия «Гласный звук».
Выделение гласного звука из начала слова.
Составление предложений по демонстрации действий.
Объединение этих предложений в небольшие рассказы.
Раздел4. Звук А
Уточнение правильного произношения звука А.
Дифференциация звука А от прочих гласных.
Выделение данного звука среди других звуков.
Знакомство с термином «гласный звук».
Выделение гласного звука из начала слова.
Закрепление навыка употребления имен существительных с окончаниями -и, -а, -ы (утка —
утки, конфета— конфеты, письмо — письма).
Раздел 5.Звуки АУ

Уточнение правильного произношения звуков А и У.
Дифференциация звуков А-У.
Анализ звукоряда из двух гласных звуков.
Формирование навыка составления простых распространенных предложений. Объединение
этих предложений в небольшие рассказы.
Раздел 6. Звуки П-ПЬ
Знакомство с согласными (твердыми и мягкими), обозначение фишками.
Практическое усвоение понятий «гласный — согласный» звук (твердый-мягкий).
Закрепление умения определять наличие звука в слове, подбирать слова на заданный звук.
Уточнение правильного произношения звуков П и ПЬ
Дифференциация звуков П-ПЬ.
Подбор слов на заданный звук.
Анализ обратного слога.
Раздел 7. Звук О
Уточнение правильного произношения звука О.
Дифференциация звука О от прочих гласных.
Выделение данного звука среди других звуков, слогов.
Закрепление умения подбирать слова на заданный звук.
Анализ звукоряда из двух гласных звуков.
Выделение гласного звука из начала слова.
Формирование навыка составления простых распространенных предложений. Объединение
этих предложений в небольшие рассказы.
Раздел 8.Звук И
Уточнение правильного произношения звука И.
Дифференциация звука И от прочих гласных.
Выделение данного звука среди других звуков, слогов.
Выделение данного звука среди других звуков, слогов.
Закрепление умения подбирать слова на заданный звук.
Анализ звукоряда из трех гласных звуков.
Выделение гласного звука из конца слова.
Совершенствование навыков употребления форм единственного и множественного числа
существительных.
Формирование навыка составления простых распространенных предложений.
Раздел 9. Звуки М-МЬ
Уточнение правильного произношения звуков М и МЬ.
Практическое усвоение понятий «гласный — согласный» звук (твердый-мягкий).
Закрепление умения определять наличие звука в слове, подбирать слова на заданный звук.
Анализ обратного слога.
Составлять предложения по картине, вопросам.
Раздел 10.Звуки Н-НЬ
Уточнение правильного произношения звуков Н и НЬ.
Практическое усвоение понятий «гласный — согласный» звук (твердый-мягкий).
Закрепление умения определять наличие звука в слове, подбирать слова на заданный звук.
Анализ обратного слога.
Составлять предложения по картине, вопросам.
Раздел 11. Гласные.
Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.
Развитие слухового внимания: «Звуковые прятки».
Уточнение правильного произношения гласных звуков
Дифференциация гласных звуков.
Подбор слов на заданный звук.
Выделение гласного звука из начала и конца слова.
Анализ звукоряда из 3-4 гласных звуков.
Раздел 12. Звук Т

Уточнение правильного произношения звука Т.
Определение места звука в слове.
Выделение звука из начала слова.
Расширение объема и уточнение словаря.
Изменение лица и числа глаголов настоящего времени.
Анализ обратного слога.
Формирование навыка составления простых распространенных предложений. Объединение
этих предложений в небольшие рассказы.
Раздел 13. Звуки Д-Т
Уточнение правильного произношения звуков Д-Т.
Дифференциация звуков Д-Т.
Практическое знакомство с понятиями «глухой - звонкий звук».
Различение слов, близких по звуковому составу.
Выделение гласного звука после согласного.
Согласование числительных с существительными
Составлении из данных слов предложений без предлогов или с предлогами к и от.
Раздел 14. Звуки К-КЬ
Уточнение правильного произношения звуков К и КЬ.
Дифференциация звуков К-КЬ.
Подбор слов на заданный звук.
Выделение звука из начала и конца слова.
Анализ обратного слога.
Образование родительного падежа множественного числа существительных.
Составлять предложения по картине.
Раздел 15. Звуки Х-ХЬ
Уточнение правильного произношения и дифференциация звуков Х и ХЬ.
Выделение звука из начала и конца слова.
Анализ обратного слога.
Образование родительного падежа множественного числа существительных.
Раздел 16. Звуки Б-П
Закрепление правильного произношения звуков Б-П.
Дифференциация звуков Б-П.
Практическое знакомство с понятиями «глухой - звонкий звук».
Различение слов, близких по звуковому составу.
Выделение гласного звука после согласного.
Составление предложений с предлогами: в, из, за, на, под, у, над.
Раздел17. Звук Э
Уточнение правильного произношения звука Э.
Дифференциация звука Э от прочих гласных.
Выделение данного звука среди других звуков, слогов.
Закрепление умения подбирать слова на заданный звук.
Анализ звукоряда из 3-4 гласных звуков.
Выделение гласного звука из начала слова.
Раздел 18. Звуки Г-ГЬ
Уточнение правильного произношения звуков Г-ГЬ.
Дифференциация звуков.
Выделение гласного звука после согласного.
Образование новых слов с помощью приставок (Бегал, прыгал)
Составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные
изучаемыми звуками.
Раздел 19. Звук ЛЬ
Закрепление правильного произношения звука ЛЬ.
Дифференциация звуков ЛЬ – Йот.
Подбор слов на заданный звук.

Анализ обратного слога.
Практическое употребление глаголов ед. и мн. чис. прошедшего времени.
Упражнение в образовании глаголов с различными приставками ЛИТЬ.
Составлять предложения по картине, вопросам.
Раздел 20. Звук Ы
Уточнение правильного произношения звука Ы.
Дифференциация звуков И-Ы.
Анализ звукоряда из трех гласных звуков.
Выделение гласного звука из конца слова.
Совершенствование навыков употребления форм единственного и множественного числа
существительных.
Раздел 21. Звук С
Автоматизация произношения звука С.
Дифференциация звуков С-СЬ-З-ЗЬ.
Закрепление умения образовывать сложные слова.
Определение наличия звука в слове.
Выделение гласных звуков в положении после согласного.
Осуществление анализа и синтеза прямого слога. Составлять предложения по картине, по
вопросам.
Раздел 22. Звук З
Автоматизация произношения звука З.
Дифференциация на слух звуков З-ЗЬ – С-СЬ.
Определение наличия звука в слове.
Выделение гласных звуков в положении после согласного.
Осуществление анализа и синтеза прямого слога. Распространять предложения за счет
введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений.
Раздел 23. Ш
Закрепление правильного произношения звука Ш.
Дифференциация звуков Ш-С-Ж-З.
Образование новых слов с помощью приставок (шил).
Анализ трехзвукового слова.
Составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные
изучаемым звуком.
Раздел 24. Звук Ж
Закрепление правильного произношения звука Ж.
Дифференциация звуков Ж-З-С-Ш.
Составление схемы трехзвукового слова.
Определение последовательности и порядка следования звуков в слове.
Выбор слова к соответствующей графической схеме. Выбор графической схемы к
соответствующему слову.
Закрепление в самостоятельной речи навыка согласования порядковых числительных с
существительными.
Раздел 25. Звук Л
Закрепление правильного произношения звука Л.
Дифференциация звуков Л- ЛЬ.
Анализ трехзвуковых слов.
Упражнения в образовании множественного числа существительных. Особое внимание при
этом следует уделить словам, в которых, как правило, наблюдается наибольшее количество
ошибок (одеяла, платья, облака, весла).
Раздел 26. Звук Р
Закрепление правильного произношения звука Р.
Дифференциация звуков Р-РЬ-Л-ЛЬ.
Анализ предложений.
Анализ четырехзвуковых слов.

Привлечением внимания детей к несовершенному и совершенному виду глаголов красил –
выкрасил; строил – построил; рисовал – нарисовал.
Планируемые результаты:
По итогам обучения дети должны:
• знать все части артикуляционного аппарата и их функции.
• правильно выполнять артикуляционные упражнения перед зеркалом (сопряжённо,
отражённо, самостоятельно);
• выполнять простейшие приёмы самомассажа;
• вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
• производить элементарный звуковой анализ и синтез;
• находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
• добиваться правильного произношения звука в слогах, словах, предложениях, тексте;
• задавать вопросы, пользоваться в речи распространённым предложением;
• вычленять слова из предложений;
• составлять точные, полные рассказы по сюжетной картинке, по серии сюжетных
картинок;
• свободно артикулировать, правильно произносить звук и исправлять в речи свои
ошибки;
• различать звуки в слогах, словах, предложениях, тексте;
• определять сходство и различие дифференцируемых звуков;
• владеть навыком пересказа;
• определять пространственные направления и обозначать их вербально;
• анализировать, сравнивать, обобщать предметы, и явления
Дети, имеющие нарушения речи ФНР
Раздел 1. Слогоделение.
Деление слов на слоги, составление слоговой схемы односложных и двусложных слов.
Развитие умения подбирать слова к схемам.
Гласные и согласные звуки
Уточнение качественных характеристик звуков. Звуки: гласные и согласные, твердые и
мягкие.
Закрепление слогообразующей роли гласных.
Развитие умения подбирать слова к схемам.
Раздел 2. Звук А, буквы А-Я
Уточнение правильного произношения звука А.
Дифференциация А от всех гласных.
Выделение начального гласного.
Знакомство с буквами А-Я.
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с. 4.
Работа в тетради № 1 с. 4-5.
Раздел 3.Звук У, буквы У-Ю
Уточнение правильного произношения звука У.
Дифференциация У от всех гласных.
Выделение начального гласного.
Анализ звукового ряда АУ.
Раздел 4. Знакомство с буквами У-Ю.
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с. 5.
Работа в тетради № 1 с.6-7.
Раздел 5.Звуки П-ПЬ, буква П
Уточнение произношения звуков П-ПЬ.

Дифференциация звуков П-ПЬ.
Анализ обратного слога.
Знакомство с буквой П.
Работа в тетради № 1 с. 14-15.
Раздел 6.Звуки К-КЬ, буква К
Уточнение произношения звуков К-КЬ
Дифференциация звуков К-КЬ
Анализ обратного слога.
Раздел 7. Знакомство с буквой К.
Работа в тетради № 1 с.20-21.
Звук и буква Т
Уточнение правильного произношения звука Т.
Дифференциация звуков Т-Д-К.
Раздел 8.Знакомство с буквой Т.
Звуко-буквенный анализ двусложных слов.
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с. 33.
Работа в тетради № 1 с. 12-13.
Раздел 9.Звуки и буквы К-Т
Уточнение правильного произношения звуков К и Т.
Раздел.10. Дифференциация звуков Т-Д-К.
Звуко-буквенный анализ двусложных слов.
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с. 33.
Работа в тетради № 1 с. 20
Раздел 11. Звуки и буквы П-Т-К
Дифференциация звуков П-Т-К
Звуко-буквенный анализ двусложных слов.
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с. 34.
Работа в тетради № 1 с. 23-24
Раздел 12.Звук О, буквы О-Ё
Уточнение правильного произношения звука О.
Дифференциация О от всех гласных.
Выделение начального гласного.
Анализ звукового ряда АУО.
Раздел 13.Знакомство с буквами О-Ё.
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с.6.
Работа в тетради № 1 с. 8-9.
Раздел 14. Звук и буква Х
Уточнение произношения звука Х.
Знакомство с буквой Х.
Выкладывание, преобразование, письмо, чтение обратных слогов.
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с. 18-19.
Работа в тетради № 2 с. 18-19.
Раздел 15.Звук Э, буквы Э-Е
Уточнение правильного произношения звука Э.
Дифференциация Э от всех гласных.
Выделение начального гласного.
Анализ звукового ряда из изученных гласных.
Раздел 16.Знакомство с буквами Э-Е.
Работа в тетради № 2 с. 32.
Звуки и буквы И-Ы
Уточнение правильного произношения звуков И-Ы.
Раздел 17. Дифференциация звуков И-Ы.
Выделение начального гласного.
Анализ звукового ряда из изученных гласных.

Знакомство с буквами И-Ы.
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с. 9
Работа в тетради № 1 с. 10-11 № 2 с.22
Раздел 18. Гласные звуки и буквы
Закрепление всех гласных звуков и букв.
Дифференциация гласных звуков.
Анализ звукового ряда из изученных гласных.
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с. 10.
Работа в тетради № 1 с. 27.
Раздел 19.Звуки М-МЬ и буква М
Уточнение произношения звуков М-МЬ.
Дифференциация звуков М-Н-П, М-МЬ.
Анализ обратного слога.
Раздел 20.Знакомство с буквой М.
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с. 7.
Работа в тетради № 1 с. 18-19.
Раздел 21.Звуки Н-НЬ и буква Н
Уточнение произношения звуков Н-НЬ.
Дифференциация звуков Н-НЬ.
Выделение начального согласного.
Анализ обратного слога.
Выкладывание, преобразование, письмо, чтение обратных слогов.
Раздел 22.Знакомство с буквой Н.
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с. 28-29.
Работа в тетради № 1 с. 16-17.
Раздел 23.Звуки и буквы Б-БЬ
Уточнение произношения звуков Б-БЬ.
Дифференциация звуков Б-БЬ.
Выделение начального согласного.
Анализ прямого слога.
Выкладывание, преобразование, письмо, чтение обратных слогов.
Знакомство с буквой Б.
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с..
Работа в тетради № 2 с. 4-5.
Раздел 24. Звуки и буквы П-Б
Уточнение правильного произношения звуков П-ПЬ-Б-БЬ.
Дифференциация звуков П –Б.
Слова, оканчивающиеся на звонкий звук: зубы-зуб.
Знакомство с буквами П-Б.
Звуко-буквенный анализ двусложных слов с открытым и закрытым слогом.
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с. 53-55.
Работа в тетради № 2 с. 8
Раздел 25.Звук и буква С
Автоматизация правильного произношения звука С.
Дифференциация звуков С-З-Ц-Ш.
Слоговой и звуко-слоговой анализ односложных слов и двусложных слов без стечения
согласных.
Знакомство с буквой С.
Чтение выкладывание, подбор слов к буквенным схемам прямых слогов и двусложных слов
без стечения согласных.
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с. 8.
Работа в тетради № 2 с. 23.
Раздел 26.Звук и буква З
Автоматизация правильного произношения звука З. Дифференциация звуков З-С-Ж.

Выкладывание звуко-слоговых схем.
Знакомство с буквой З.
Чтение выкладывание, подбор слов к буквенным схемам прямых слогов и двусложных слов
без стечения согласных.
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с. 39.
Работа в тетради № 2 с. 25.
Чтение выкладывание, подбор слов к буквенным схемам прямых слогов и двусложных слов
без стечения согласных
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с. 40.
Раздел 27.Звуки В-ВЬ
Автоматизация правильного произношения звуков В-ВЬ Дифференциация звуков В-ВЬ
Знакомство с буквой В.
Выкладывание звуко-слоговых схем.
Чтение выкладывание, подбор слов к буквенным схемам прямых слогов и двусложных слов
без стечения согласных.
Работа по «Букварю» Н.Жуковой
Дифференциация звуков.
Анализ односложных и двусложных слов со стечением согласных.
Закрепление буквы Ф.
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с. 47-48.
Работа в тетради № 2 с. 17.
Раздел 28.Звук и буква Д
Уточнение правильного произношения звука Д.
Дифференциация звуков Д-Т-Г.
Знакомство с буквой Д.
Звуко-буквенный анализ двусложных слов с открытым и закрытым слогом.
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с. 51.
Работа в тетради № 2 с. 7
Звуки и буквы Т-Д
Уточнение правильного произношения звуков Т-Д.
Раздел 29.Звуки Г-ГЬ и буква Г
Уточнение правильного произношения звуков Г-ГЬ.
Дифференциация звуков Г-ГЬ.
Выделение гласного из позиции после согласного.
Анализ прямого слога.
Знакомство с буквой Г.
Выкладывание, преобразование, письмо, чтение прямых слогов.
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с. 45.
Работа в тетради № 2 с.10-11.
Звуки и буквы Г-К
Уточнение правильного произношения звуков Г-К.
Дифференциация звуков Г-К.
Закрепление букв Г-К.
Выкладывание, преобразование, письмо, чтение прямых слогов.
Анализ односложных слов без стечения согласных.
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с. 46.
Работа в тетради № 2 с. 12.
Раздел 30.Звук и буква Ш
Автоматизация правильного произношения звука Ш
Дифференциация звуков Ш-С-Ж.
Анализ двусложных слов без стечения и со стечением согласных.
Автоматизация правильного произношения звука Ш
Дифференциация звуков Ш-С-Ж.
Дифференциация звуков Ж-З-Ш.

Анализ двусложных слов без стечения и со стечением согласных.
Знакомство с буквой Ж.
Чтение предложений, текстов.
Правило написания ЖИ.
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с. 58.
Работа в тетради № 2 с.29.
Раздел 31.Звук и буква Ж
Уточнение правильного произношения звука Ж.
Дифференциация звуков Ж-З-Ш.
Анализ двусложных слов без стечения и со стечением согласных.
Закрепление буквы Ж.
Чтение предложений, текстов
Правило написания ЖИ.
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с. 60.
Работа в тетради № 2 с. 30.
Раздел 32.Звук и буква Л
Автоматизация правильного произношения звука Л.
Дифференциация звуков Л-ЛЬ-Р.
Анализ односложных и двусложных слов со стечением согласных.
Знакомство с буквой Л.
Чтение предложений, текстов.
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с. 25.
Работа в тетради № 3 с.21.
Звуки Л -ЛЬ и буква Л
Автоматизация правильного произношения звуков Л.ЛЬ.
Дифференциация звуков Л-ЛЬ-Р.
Анализ односложных и двусложных слов со стечением согласных.
Закрепление буквы Л.
Чтение предложений, текстов.
Работа в тетради № 3 с.23.
Звук и буква Ц
Автоматизация правильного произношения звука Ц.
Дифференциация звуков Ц-С-ТЬ.
Анализ слов разного звуко-слогового состава, произнесение которых не расходится с
написанием.
Раздел 33.Знакомство с буквой Р.
Чтение предложений, текстов.
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с. 49-50.
Работа в тетради № 3 с. 24.
Звук РЬ и буква Р
Автоматизация правильного произношения звука РЬ.
Дифференциация звуков Р- РЬ.
Анализ многосложных слов.
Закрепление буквы Р.
Чтение предложений, текстов.
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с. 57.
Работа в тетради № 3 с. 25.
Звуки Р - РЬ, буква Р
Автоматизация правильного произношения Р – РЬ.
Дифференциация звуков Р – РЬ.
Анализ многосложных слов.
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с. 56-57.
Работа в тетради № 3 с. 25.
Раздел 34.Звук и буква Ч

Автоматизация правильного произношения звука Ч
Дифференциация звуков Ч-ТЬ-Щ
Анализ слов разного звуко-слогового состава, произнесение которых не расходится с
написанием
Знакомство с буквой Ч.
Чтение предложений, текстов.
Правило написания ЧА ЧУ
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с.81.
Работа в тетради № 3 с. 15.
Звуки Ч-С
Автоматизация правильного произношения звуков Ч-С.
Дифференциация звуков Ч-С.
Анализ слов разного звуко-слогового состава, произнесение которых не расходится с
написанием.
Раздел 35.Звук и буква Щ
Автоматизация правильного произношения звука Щ.
Дифференциация звуков Щ-Ш-СЬ.
Анализ слов разного звуко-слогового состава, произнесение которых не расходится с
написанием.
Знакомство с буквой Щ.
Анализ слов разного звуко-слогового состава, произнесение которых не расходится с
написанием.
Знакомство с буквой Щ.
Работа по «Букварю» Н.Жуковой с. 92.
Работа в тетради № 3 с. 19-20
Планируемые результаты:
По итогам обучения дети должны:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах
речи;
- четко дифференцировать все изучаемые звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук»,
«звонкий звук», «слог», «предложение на практическом уровне»;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе,
чтении стихов.
Комплекс организационно-педагогических условий.
К программе разработана система мониторинга результатов до начала, во время и после
освоения программы.
Объектами мониторинга являются:
• знания, умения, навыки по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе;
• уровень и качество выполненных детских творческих и практических работ;
• степень самостоятельности и уровень творческих способностей учащихся.
Для отслеживания результатов обучения педагогом используются следующие методы:
- педагогическое наблюдение;

- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения
учащимися диагностических заданий, участия в мероприятиях (выставках, конкурсах,
фестивалях), защиты проектов, активности учащихся на занятиях;
- педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и тесты, анкетирование;
- мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку
учащегося, оформление фото отчёта.
Указанные способы отслеживания результативности используются как средство:
- начальной или входной диагностики, которая проводится в начале каждого учебного
года с целью определения уровня развития учащихся на момент начала освоения программы.
- промежуточной диагностики, которая проводится в середине каждого учебного года с
целью определения результатов обучения учащихся в ходе освоения программы.
- итоговой диагностики, которая проводится в конце каждого учебного года с целью
определения изменения уровня развития учащихся, их творческих способностей после
ежегодного освоения программы.
Используемыми формами выявления результатов являются: беседа, опрос,
наблюдение, праздничные мероприятия, выставки, фестивали, конкурсы.
Используемыми формами фиксации результатов являются: грамоты, дипломы,
готовые детские творческие работы, анкеты, тестирование.
Используемыми формами предъявления результатов являются: выставки, конкурсы,
фестивали, праздники, демонстрация готовых детских творческих работ.
Результаты мониторинга выступают в качестве целевых ориентиров для педагога и
являются основанием для корректировки программы или для разработки новой.
Используемыми формами подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы являются: опрос, самостоятельная
работа, самоанализ, коллективный анализ работ, коллективная рефлексия, открытое занятие
для родителей, тематическая игра, конкурс для учебной группы, презентация творческих
работ, творческий образовательный проект, социальная акция, выставка, презентация с
использованием Интернет-ресурсов.
Формы подведения итогов реализации программы используются с целью получения
результатов освоения программы для проведения своевременного анализа деятельности
коллектива в целом.
Результаты освоения программы и достижения учащихся заносятся в диагностические
таблицы. За основу целевых ориентиров диагностирования отобраны и заложены в
диагностические таблицы общие показатели личностных, метапредметных и предметных
результатов, отражающие совокупность согласованных друг с другом планируемых
результатов, сформированных с учетом цели, задач и содержания программ, с учетом
специфики направлений деятельности и особенностей программы.
В диагностических таблицах представлены:
- личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса,
самому образовательному процессу и его результатам;
- метапредметные результаты – освоенные учащимися способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях (компетенции);
- предметные результаты – усвоение учащимися конкретных элементов социального
опыта, изучаемого в рамках данной программы;
- результаты достижений – отслеживание творческих достижений детей объединения на
районном, республиканском, всероссийском и международном уровнях, как демонстрация
приобретенных знаний, умений и навыков в процессе освоения программы.

Средний балл

Находить слова с заданным звуком

Составлять рассказ по картинке

Овладение интонационными средствами
выразительности речи в пересказе
чтении стихов

Знания

Производить элементарный звуковой
синтез и анализ

1

2

Шкала оценки: в полном объеме – 3 балла, достаточно – 2 балла, частично – 1 балл, не
владеет – 0 баллов.
Диагностика предметных результатов учащихся

Умения и навыки

Шкала оценки: в полном объеме – 3 балла, достаточно – 2 балла, частично – 1 балл, не
владеет – 0 баллов.
В соответствии с выявленными личностными, метапредметными и предметными
результатами определяется уровень развития интеллектуальных, творческих и личностных
качеств учащихся по следующей схеме:

Уровни выраженности оцениваемого показателя
Не владеет
0 баллов
Способности не выражены
Частично
1 балл
Способности выражены минимально, ниже среднего.
Достаточно
2 балла
Способности выражены в средней степени,
выше среднего.
В полном объеме
3 балла
Способности выражены хорошо, ярко.
Средний балл

Самопрезентация
Самооценка

Эмоционально-нравственная отзывчивость

Ответственность

Навыки конструктивного взаимодействия со
взрослыми и сверстниками

Ценностная ориентация

Проявление любознательности

Инициативность

Творческая активность

Самореализация

Навыки адаптации в динамично меняющемся
мире

Средний балл

Наличие коммуникативных умений

овладение интонационными средствами
выразительности речи в пересказе, чтении
стихов.

Умение осуществлять познавательные
действия

Умение работать в коллективе

Показатели метапредметных
результатов

Различать понятия «звук», «твёрдый звук»,
«мягкий звук», «глухой звук»

Называть последовательность слов
в предложении, словах, тексте

Дифференцировать изучаемые звуки

№

Правильно артикулировать звуки речи

Фамилия,
Имя учащегося

№
Умение планировать и осуществлять свою
деятельность

Фамилия,
Имя учащегося

Диагностика метапредметных и личностных результатов учащихся
Показатели личностных результатов

По каждому критерию личностных, метапредметных и предметных результатов
высчитывается средний балл и процент, который после заносится в таблицу общих
результатов по годам обучения.
Результативность освоения программы учащимися объединения.

Результативность освоения
программы

4 год
обучения
Кол%
во
учащ.

Итого
Кол-во
учащ.

%

высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий

ИТОГО:

Результаты творческих достижений каждого учащегося по участию в мероприятиях
районного, республиканского, всероссийского и международного уровней в ходе освоения
программы представляются в отдельных диагностических таблицах.

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

Достижения в
мероприятия
х
международн
ого уровня
1 п/г
2 п/г

Призер (1-3 место)

Достижения в
мероприятия
х
всероссийског
о уровня
1 п/г
2 п/г
Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

2 п/г

Участие (выступление)

Призер (1-3 место)

1 п/г

Достижения в
мероприятия
х
республиканс
кого уровня
1 п/г
2 п/г

Призер (1-3 место)

Достижения в
мероприятиях
районного
уровня

Участие (выступление)

№ Фамилия, имя
учащегося

Участие (выступление)

Результативность творческих достижений учащихся

Призер (1-3 место)

3

3 год
обучения
Кол%
во
учащ.

Участие (выступление)

2

Предметны
е
результаты
Метапредм
етные
результаты
Личностны
е
результаты

2 год
обучения
Кол%
во
учащ.

Призер (1-3 место)

1

1 год
обучения
Кол%
во
учащ.

Методическое обеспечение
Дети с ТНР
Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»
№ пп Автор
Наименование издания
составитель
1
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и
родителям для преодоления недоразвития
фонематической стороны речи у старших
дошкольников

Издательство
Детство-Пресс

Год
издания
2007

2

Агранович З.Е Сборник домашних заданий в помощь логопедам и
родителям для преодоления лексико-грамматического
недоразвития речи у дошкольников с ОНР

Детство-Пресс

2001

3

Баряева Л.Б.,
Учим детей общаться. Формирование
Лопатина Л.В. коммуникативных умений у младших дошкольников с
первым уровнем речевого развития.

ЦДК проф. Л.Б.
Баряевой

2011

4

Баряева Л.Б.,
Театрализованные игры в коррекционно- развивающей КАРО
Вечканова И.Г. работе с дошкольниками

2007

5

Бойкова С.В.

Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей КАРО
(5-7 лет):
В помощь логопедам, воспитателям речевых групп и
родителям.

2010

6

Волкова Г.А.

Логопедическая ритмика:

Просвещение

1985

7

Голубева Г.Г.

Преодоление нарушений звукослоговой структуры
слова у дошкольников

ЦДК проф.
Л.Б.Баряевой

2010

8

Гомзяк О.С.

Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с Издательство ГНОМ 2019
ОНР IIIуровня

9

Гомзяк О.С.

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных
занятий I периода обучения в старшей логогруппе

Издательство ГНОМ 2014

10

Гомзяк О.С.

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных
занятий II периода обучения в старшей логогруппе

Издательство ГНОМ 2019

11

Гомзяк О.С.

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных
занятий III периода обучения в старшей логогруппе

Издательство ГНОМ 2018

12

Гомзяк О.С.

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по
развитию связной речи в старшей логогруппе

Издательство ГНОМ 2014

13

Гомзяк О.С.

Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных
занятий I периода обучения в подготовительной к
школе логогруппе

Издательство ГНОМ 2014

14

Гомзяк О.С.

Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных
занятий II периода обучения в подготовительной к
школе логогруппе

Издательство ГНОМ 2014

15

Гомзяк О.С.

Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных
занятий III периода обучения в подготовительной к
школе логогруппе

Издательство ГНОМ 2018

16

Гомзяк О.С.

Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по
развитию связной речи в подготовительной к школе
логогруппе

Издательство ГНОМ 2014

17

Гуськова А.А.

Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет.

ТЦ Сфера

18

Грабенко Т.,
Зинкевич _Евстигнеева
Т.

Чудеса на песке. Методический практикум по песочной Златоуст
игротерапии. –

1999

19

ЗинкевичЕвстигнеева
Т.Д.

Практикум по сказкотерапии.

2000

20

Зуева Л.Н.
Костылева

Думай-говори. Занимательные упражнения по развитию Просвещение
речи дошкольников. 4 выпуска.

Речь

2011

1996

Н.Ю.
Солошенко
О.Н
21

Коноваленко
В.В.

Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции
звукопроизношения

22

Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи

Эксмо: ОЛИСС

2011

23

Крупенчук
О.И.

Научите меня говорить правильно!

Издательский дом
«Литера»

2004

24

Нищева Н.В.

Система коррекционной работы в логопедической
группе для детей с общим недоразвитием речи.

ДЕТСТВО-ПРЕСС

2001

25

Овчинникова
Т.С.

Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие
упражнения с речью и музыкой в логопедическом
детском саду.

КАРО

2006

26

Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических КАРО
нарушений речи у детей раннего и дошкольного
возраста.

2008

27

Сиротюк А.Л

АРКТИ

2008

28

Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников

ТЦ Сфера

2008

29

Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с
ОНР

Гном и Д

2007

30

Успенская Л.П. Учитесь правильно говорить в 2 частях
Успенский М.Б

Просвещение.- АО
«Учебная
литература»

1995

31

Филичева Т.Б Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с Дрофа
Туманова Т.В., общим недоразвитием речи. Программно-методические
Чиркина Г.В. рекомендации

Упражнения для психомоторного развития
дошкольников: практическое пособие.

Издательство ГНОМ 2014

2009

Демонстрационный материал и тетради
№
пп
1

Автор
составитель
Гомзяк О.С.

2

Гомзяк О.С.

Говорим правильно в 6-7 лет. Картинный материал к
конспектам занятий по развитию связной речи

Издательство ГНОМ 2015

3

Нищева Н.В.

Веселая артикуляционная гимнастика. ФГОС

Детство-пресс

2018

4

Нищева Н.В.

«Веселая артикуляционная гимнастика -2».

ДЕТСТВО-ПРЕСС

2013

5

Нищева Н.В.

Картотека упражнений для автоматизации правильного
произношения и дифференциации звуков разных групп.

ДЕТСТВО

2007

6

Нищева Н.В..

Картотеки методических рекомендаций для родителей
дошкольников с ОНР

ДЕТСТВО

2001

7

Косинова Е.М. Лексические тетради №1, №2, №3. Комплект из 3-х
тетрадей

Сфера

2012

8

Нищева Н.В.

Занимаемся вместе. Старшая логопедическая группа:
Домашняя тетрадь. Часть 1 Часть 2.

Детство-пресс

2018

9

Нищева Н.В.

Тетрадь для детей старшего дошкольного возраста с ОНР ДЕТСТВО-ПРЕСС
(с 5 до6 лет)

2019

10

Нищева Н.В.

Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного
возраста № 1

ДЕТСТВО-ПРЕСС

2019

11

Нищева Н.В.

Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного
возраста № 2

ДЕТСТВО-ПРЕСС

2019

12

Нищева Н.В.

Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного
возраста № 3

ДЕТСТВО-ПРЕСС

2019

13

Гомзяк О.С.

Говорим правильно в 5-6 лет. Тетради 1,2.3 взаимосвязи
работы логопеда и воспитателя в старшей логогруппе

Издательство ГНОМ 2014

Наименование издания
Говорим правильно в 5-6 лет. Картинный материал к
конспектам занятий по развитию связной речи

Год
издания
Издательство ГНОМ 2015
Издательство

14

Гомзяк О.С.

Говорим правильно в 6-7 лет. Тетради 1,2.3 взаимосвязи
работы логопеда и воспитателя в подготовительной к
школе логогруппе

Издательство ГНОМ 2018

Дети с ЗПР
Методическое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие»
№ пп

Автор составитель

Наименование издания

Издательство

1

Баряева Л.Б.

Формирование элементарных
математических представлений у
дошкольников (с проблемами в развитии)

Изд-во РГПУ им.
А.И. Герцена

2

А.А. Катаева, Е.А.
Стребелева

«Дидактические игры в обучении
дошкольников с отклонениями в развитии»

Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС

Год
издания
2002

2004

Условия реализации программы
Для реализации данной программы используется кабинет. Кабинет отвечает всем
стандартным санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, отвечает требованиям техники
безопасности.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования МБО ДО ЦДОД «Созвездие» Грицанова Олеся
Геннадьевна, педагогический стаж 12 лет, 1 квалификационная категория.
Оборудование для занятий в кабинете:
Логопедический инструментарий:
• шпатели логопедические
• зонды логопедические, массажные
• вата, бинт, спирт
• настенное зеркало для логопедических занятии (50х100) 1 шт.
Дидактические пособия:
Пособия для обследования:
• интеллекта
• речи
• слуха.
Пособия для коррекционной логопедической работы:
• по связной речи (наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для составления
рассказов разной сложности, тексты для пересказа, тексты для составления рассказов с
использованием фланелеграфа);
• по грамматическому строю
• по лексическому запасу (папки по лексическим темам);
• по звукопроизношению
• по фонематическому восприятию.
Пособия для обследования интеллекта, дидактические игры для развития памяти,
внимания, мыслительной деятельности:
1. Лото с шариками.
2. Пирамидки из 4-8 колец, «почтовые» ящики.
3. Кубики разного цвета и размера, счетный материал в пределах 10 (палочки, грибочки и т.д.)
4. Разрезные картинки разной конфигурации и наборы картинок на выделение четвертого
лишнего.
5. Набор матрешек, полных кубиков, геометрических форм и предметов.
6. Лото « живое – неживое», «бывает – не бывает» (сюжеты с элементами фантастики).
7. Игра «Сравни и отличи» (наборы картинок типа: самолет – птица, кукла – девочка).

8. Наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми
понятиями.
9. Наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма,
величина).
10. Набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.
11. Набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами, набор
картонок — слов омонимов.
12. Слова для составления шарад и ребусов.
13. Слова для запоминания слов с помощью картинки или другого слова, стихотворения с
перепутанными словами.
Картотеки:
-пальчиковых гимнастик,
-логоритмических игр,
-дыхательных гимнастик.
Набор предметных картинок по разделу: «Ознакомление с окружающим миром»:
—
обувь, одежда
—
посуда, игрушки
—
домашние птицы, зимующие и перелетные птицы
—
домашние животные, дикие животные наших лесов, жарких стран и севера
—
овощи, фрукты, ягоды
—
растительный мир: деревья, кусты, цветы, насекомые
—
рыбы, продукты питания
—
профессии, транспорт
—
времена года
—
части тела человека
—
школа, мебель
—
дом и его части
—
действия (глагольный словарь)
—
занимательные игры
—
сюжетные картины
—
серии сюжетных картин
—
тематические картины.
Звуковая культура:
• картинный материал для автоматизации поставленных звуков
• альбом для закрепления поставленных звуков
• логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков
• папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных
звуков
• картины для проведения «Общего комплекса артикуляционной гимнастики»
• наборное магнитное полотно
• коробка с разрезными буквами, слогами.
Дидактический материал для развития мелкой моторики:
• пирамидки, матрешки, столик с цветными шарами
• шнуровки, деревянные пазлы
• игры головоломки
• орнамент Н.Зайцева
• мозаика.

Список литературы
1. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. — С-Пб.: Библиополис, 1994.
2. Гадасина Л.Я. Ивановская О.Г. Воспитание звуком. – С-Пб.: 2003.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных
классов. – М.: 1991
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-групповая работа по коррекции
звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998.
5. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб.: 1995.
6. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников.- М.: 1983.
7. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
8. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших
школьников. – М.: 1997.
9.Ястребова А.В. Особенности устной речи учащихся 1 класса // Хрестоматия по
логопедии. /Под ред. проф. Р.И.Лалаева, проф. С.Н.Шаховская, доц. Г.А.Волкова, доц.
Л.В.Лопатина, доц. Ю.Г.Гаубих. – М.: 1984.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».